Церковный календарь
Новости


2017-09-14 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 2-я (1993)
2017-09-14 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 1-я (1993)
2017-09-14 / russportal
Свт. Игнатій (Брянчаниновъ). Понятіе о ереси и расколѣ (1996)
2017-09-14 / russportal
Свт. Игнатій (Брянчаниновъ). Жизнь схимонаха Ѳеодора (1996)
2017-09-13 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. Краткій обзоръ причинъ, пород. Литовскую церк. унію (1993)
2017-09-13 / russportal
Прот. Михаилъ Польскій. "О почитаніи Пресв. Дѣвы Маріи". Глава 10-я (1987)
2017-09-13 / russportal
Прот. Михаилъ Польскій. "О почитаніи Пресв. Дѣвы Маріи". Глава 9-я (1987)
2017-09-13 / russportal
Прот. Михаилъ Польскій. "О почитаніи Пресв. Дѣвы Маріи". Глава 8-я (1987)
2017-09-13 / russportal
Прот. Михаилъ Польскій. "О почитаніи Пресв. Дѣвы Маріи". Глава 7-я (1987)
2017-09-13 / russportal
Прот. Михаилъ Польскій. "О почитаніи Пресв. Дѣвы Маріи". Глава 6-я (1987)
2017-09-12 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Глава 9-я (1991)
2017-09-12 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Глава 8-я (1991)
2017-09-12 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поуч. (2-е) на пер. мощей св. бл. кн. Александра Невскаго (1900)
2017-09-12 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поуч. (1-е) на пер. мощей св. бл. кн. Александра Невскаго (1900)
2017-09-11 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе "Безмолвный обличитель убійцы" (1900)
2017-09-11 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе "Возмездіе за грѣхъ" (1900)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 20 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Анастасій (Грибановскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1965 г.)

Высокопреосвящ. Анастасій (въ мірѣ Александръ Алексѣевичъ Грибановскій), митр. Восточно-Американскій и Нью-Іоркскій, второй, послѣ митр. Антонія (Храповицкаго), Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился 6 (19) августа 1873 г. въ Тамбовской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Тамбовскую Духовную Семинарію и Московскую Духовную Академію (1897). Кандидатъ богословія. Постригся въ монахи въ Тамбовѣ (1898). Архимандритъ и ректоръ Московской духовной семинаріи (1901). Епископъ Серпуховскій, викарій Московской епархіи (1906), Холмскій и Люблинскій (1914), Кишиневскій (1915). Архіепископъ Кишиневскій и Хотинскій (1916). Членъ Помѣстнаго Собора Православной Россійской Церкви 1917-1918 гг., Предсѣдатель отдѣла церковнаго имущества и редакціоннаго отдѣла, Предсѣдатель комиссіи по выработкѣ порядка избранія Патріарха и его настолованія. На Соборѣ былъ избранъ членомъ Св. Сѵнода и Высшаго Церковнаго Совѣта (декабрь 1917 г.). Покинулъ Россію въ 1919 г. Управлялъ русскими православными общинами въ Константинополѣ. Ок. 1924 г. былъ высланъ изъ Константинополя за «антитурецкую пропаганду». Съ 1924 по 1935 гг. возглавлялъ русскую миссію въ Палестинѣ. Митрополитъ (1935). Съ 1936 по 1964 гг. — Первоіерархъ РПЦЗ. Осенью 1944 г. эвакуировался вмѣстѣ съ Архіерейскимъ Сѵнодомъ и канцеляріей въ Вѣну, въ 1945 г. — въ Мюнхенъ, а съ 1950 г. — въ США. Съ 1964 г. на покоѣ. Скончался 9 (22) мая 1965 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія митр. Анастасія (Грибановскаго)

СЛОВО АРХІЕПИСКОПА КИШИНЕВСКАГО АНАСТАСІЯ,
произнесенное въ Московскомъ Успенскомъ Соборѣ при поставленіи на патріаршій престолъ митрополита Тихона, 21 ноября 1917 года.

«Веселится нынѣ церковь Божія, зря, какъ Богоизбранная Отроковица входитъ въ храмъ Господень, благодать совводящи».

Ликуютъ нынѣ и радуются сугубою радостью православные русскіе люди, видя, какъ предводимый самою Пречистою въ Ея храмъ входитъ Святитель великій, предобразуя намъ благоволеніе Божіе.

Со свѣтильниками и божественными пѣсньми праведные Іоакимъ и Анна и съ ними дѣвственный ликъ ввели въ храмъ Іерусалимскій чистую Дѣву, чтобы уневѣстить Ее Небесному Жениху. Въ блистаніи священныхъ огней, съ пѣніи и лики, поистинѣ, какъ жениха церковнаго, ввелъ Священный Соборъ въ домъ Богородицы богоизбраннаго патріарха, чтобы обручить его съ первосвя/с. 5/тительскимъ престоломъ и со всею Церковью Россійскою. Въ самое Святая Святыхъ древняго храма вступила нынѣ Пречистая Богоматерь. Не во Святое-ли Святыхъ Русской земли вошелъ и нашъ нареченный Первосвятитель, когда вступилъ подъ сѣнь величайшей святыни Русскаго народа: здѣсь все проникнуто благоуханіемъ святыни, здѣсь, въ домѣ Пречистой, искони было средоточіе благоговѣйныхъ помысловъ, молитвъ и обѣтовъ православныхъ русскихъ людей; на этомъ благодатномъ мѣстѣ святая Русь издревле соприкасалась съ небомъ и ея живые земные строители таинственнымъ союзомъ соединялись съ ея небесными печальниками и заступниками.

Отъ собора этихъ святыхъ предстоятелей за Русь и поставляется нынѣ новый свѣтильникъ Церкви; отъ ихъ благодатной руки изливается сугубое благословеніе на главу новаго первоіерарха, какъ мѵро на главу Аароню. Сама Пречистая Матерь Божія отъ Своея чудныя иконы вручила ему жребій его высокаго служенія и содѣлала его стражемъ Своего Дома и всего православнаго достоянія русской земли. Великій первопрестольникъ Россійскій Святитель Петръ простираетъ ему свой жезлъ, процвѣтшій благодатью, чтобы нынѣ, когда раздирается хитонъ русской церкви, когда раздираются ризы русской державы и объ одеждѣ ея мещутъ жребій, онъ, нашъ новый первостоятель, собралъ этимъ свяшеннымъ жезломъ расточенное, соединиль разстоящееся, подражая самому блаженному строителю и собирателю древней Руси, святому Петру и единоправнымъ ему святителямъ Алексію и Іонѣ.

Святитель Филиппъ, дерзновенный гласъ котораго, обличавшій грознаго Царя, доселѣ какъ бы заставляетъ трепетать священный воздухъ этого храма, заповѣдуетъ своему престолопреемнику подвизаться даже до крови за паству свою и безбоязненно обличать и вразумлять носителей власти, въ комъ бы она ни воплощалась — въ цѣломъ народѣ или отдѣльныхъ его представителяхъ, если эта власть отступаетъ отъ скоего высокаго христіанскаго призванія.

Возстаетъ предъ нами и онъ, свидѣтель великій и вѣрный, адамантъ православія, священномученикъ Ермогень и ввѣряетъ новому началовождю Русской Церкви преемство своего многострадальнаго служенія; онъ завѣщаетъ послѣднему крѣпко стоять за святую вѣру, за домъ Пресвятыя Богородицы, бодрствовать надъ отечествомъ, охраняя его отъ расхищенія внѣшними и внутренними врагами, и не бояться убивающихъ тѣло, души же не могущихъ убити.

Воздвизается нынѣ и другой великій печальникъ земли Русской, Преподобный Сергій, видя, какъ священно-архимандритъ его Лавры восходитъ на чреду своего высокаго служенія, и благословляетъ и укрѣпляетъ его на предлежащій ему крестоносный подвигъ.

Не безъ крови входилъ нѣкогда первосвященникъ во Святая Святыхъ; Промыслу Божію угодно было, чтобы и нашъ новый первосвященникъ вошелъ въ это святое мѣсто по стогнамъ града, обагреннаго кровію, пролитою братоубійственною рукою. Чтобы спострадать немощнымъ, онъ самъ долженъ былъ пройти сквозь горнило искушеній (Евр. 2, 18; 4, 15). И вы знаете, что даже въ нынѣшній столь свѣтлый для него и для всѣхъ насъ день ему не суждено было избѣжать тяжкихъ испытаній, ибо тернистъ былъ путь и узки врата коими мы всѣ прошли на это великое торжество Русской Церкви.

Увы: «рыдаютъ и нынѣ, какъ во времена Іереміи, путіе Сіона, яко нѣсть ходящихъ по нимъ на праздникъ; вся врата его разорена, жрецы его воздыхаютъ» (Плачъ Іереміи 1, 4).

Кто изъ насъ безъ содроганія сердца можетъ взирать на это разрушеніе Кремля, нашего священнаго Сіона, знаменующее собою не только разореніе всего нашего отечественнаго града, но и помраченіе русской православной совѣсти.

Самые камни вопіютъ нынѣ о растлѣніи народнаго духа.

Этотъ обезображенный Чудовъ монастырь, удѣлъ святителя Алексія, эта мерзость запустѣнія, водворившаяся на мѣстѣ святѣ въ патріаршей ризницѣ, этотъ древній Успенскій соборь, пронзенный орудіемъ въ самую главу, что это иное, какъ не символъ всей Россіи, окровавленной, поруганной, растерзанной руками ея собственныхъ сыновъ. Къ этой-то смятенной, истекающей кровью православной Руси исходитъ нынѣ Святѣйшій Патріархъ, чтобы принять ее въ свое духовное водительство. Не побѣдными кликами, не торжественнымъ «осанна» срѣтаетъ она нынѣ своего первостоятеля, а стонами и воплями его страждущей паствы, которые онъ, какъ истинный первосвященникъ, долженъ собрать въ своемъ сердцѣ и представить предъ престоломъ Господа Вседержителя.

Не объ этомъ ли великомъ жертвенномъ служеніи Патріарха вѣщаетъ вамъ нынѣ самый чинъ его поставленія, котораго вы были благоговѣйными свидѣтелями. Вы видѣли, какъ два старѣйшихъ святителя троекратно воздвигали и посаждали на престолъ новопоставляемаго Патріарха, съ произнесеніемъ словъ: «во имя Отца. Аминь», «и Сына. Аминь», «и Святаго Духа. Аминь». Что знаменуетъ это священнодѣйствіе, какъ не крещеніе въ страданія и смерть Христа Спасителя, о чемъ долженъ памятовать каждый пастырь, наипаче же и первый изъ нихъ, самымъ званіемъ своимъ обязанный носить на себѣ болѣзни и немощи всего русскаго церковнаго народа.

Но крестъ всегда таитъ въ себѣ залогъ побѣды, «Аще сообразни быхомъ подобію смерти Его», учитъ насъ св. Апостолъ, «то и воскресенію будемъ» (Рим. 6, 5).

Какъ Начальнику нашего спасенія подобало пострадать, чтобы внити въ славу Свою (Луки 24, 26) и возсѣсть одесную престола Величествія на высокихъ, такъ и каждый подражатель Его первосвященническаго подвига страданіемъ достигаетъ совершенства (Евр. 11, 10) и входитъ въ Его Божественную славу.

Въ знаменіе этой-то вѣчной побѣды, побѣждающей міръ, и возсѣлъ нынѣ на своемъ превознесенномъ престолѣ нашъ первосвященникъ по истинѣ, какъ образъ Самого Христа, Побѣдителя ада и смерти и всякія силы вражія. И тогда-то облекся онъ во все благолѣпіе своего сана и всюду возжглись священныя свѣщи во свидѣтельство нашей духовной радости и въ символъ того духовнаго свѣта, какой долженъ обильно разливаться отъ Патріарха, какъ средоточія благодатнаго пастырства и учительства въ Церкви.

Кто изъ васъ не умилялся нынѣ сердцемъ, созерцая это божественное и всечестное торжество? /с. 6/ Нынѣ смыкается златая цѣпь нашихъ древнихъ священныхъ преданій. Нынѣ сбываются святыя чаянія вѣковъ и поколѣній и не вдовствуетъ болѣе это высокое патріаршее мѣсто. Самъ Богъ во время благопотребно воздвигъ намъ пастыря, о которомъ издавна молились вси любящіе Сіона.

Примите же, дорогіе братіе, новопоставленнаго Патріарха, какъ отца, ниспосланнаго вамъ свыше, и окружите его самымъ глубокимъ и нелицемѣрнымъ сыновнимъ почтеніемъ и послушаніемъ.

Положите его, какъ печать на сердцѣ своемъ, и да будетъ крѣпка, какъ смерть, ваша любовь къ первостоятелю Русской Церкви и «крила ея, какъ крила огня» (Пѣсн. 8, 6). Отъ этой святой любви да «согрѣется въ немъ его сердце и въ поученіи его разгорится огнь» (Псал. 38, 4), опаляющій и очищающій сердца ваша. Станьте вокругъ его всѣ, православные русскіе люди, яко соборь многъ зѣло, и споспѣшествуйте ему въ благоустроеніи Церкви, въ созиданіи потрясенной и почти разрушенной нашей государственности. А онъ, какъ нѣкогда первосвященникъ Іонаѳанъ, не престанетъ мужественно поборать за народъ свой (I кн. Мак. 9, 44-46) и подобно іерею великому Іоакиму будетъ приносить за насъ «всесожженіе непрестанно и вопіять къ Господу отъ всея силы, да посѣтитъ во благо весь домъ нашъ» (Іудиѳь 4, 15).

И мы надѣемся, что Богъ умоленъ будетъ молитвами первосвятителя, возгрѣваемыми страдальческимъ подвигомъ его паствы, и «исцѣлитъ ны по двою дню, въ третій день воскреснемъ и живи будемъ предъ Нимъ» (Ос. 6, 3). Аминь.

Источникъ: Слово Архіепископа Кишиневскаго Анастасія, произнесенное въ Успенскомъ Соборѣ при поставленіи на патріаршій престолъ митрополита Тихона, 21 ноября 1917 года // «Церковныя Вѣдомости», издаваемыя при Архіерейскомъ Сѵнодѣ Русской Православной Церкви заграницей. № 21 и 22. — 1 (14) - 15 (28) ноября 1924 года. — Нови Сад: Русская Типографія С. Филонова, 1924. — С. 4-6.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.