Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 12 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Анастасій (Грибановскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1965 г.)

Высокопреосвящ. Анастасій (въ мірѣ Александръ Алексѣевичъ Грибановскій), митр. Восточно-Американскій и Нью-Іоркскій, второй, послѣ митр. Антонія (Храповицкаго), Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился 6 (19) августа 1873 г. въ Тамбовской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Тамбовскую Духовную Семинарію и Московскую Духовную Академію (1897). Кандидатъ богословія. Постригся въ монахи въ Тамбовѣ (1898). Архимандритъ и ректоръ Московской духовной семинаріи (1901). Епископъ Серпуховскій, викарій Московской епархіи (1906), Холмскій и Люблинскій (1914), Кишиневскій (1915). Архіепископъ Кишиневскій и Хотинскій (1916). Членъ Помѣстнаго Собора Православной Россійской Церкви 1917-1918 гг., Предсѣдатель отдѣла церковнаго имущества и редакціоннаго отдѣла, Предсѣдатель комиссіи по выработкѣ порядка избранія Патріарха и его настолованія. На Соборѣ былъ избранъ членомъ Св. Сѵнода и Высшаго Церковнаго Совѣта (декабрь 1917 г.). Покинулъ Россію въ 1919 г. Управлялъ русскими православными общинами въ Константинополѣ. Ок. 1924 г. былъ высланъ изъ Константинополя за «антитурецкую пропаганду». Съ 1924 по 1935 гг. возглавлялъ русскую миссію въ Палестинѣ. Митрополитъ (1935). Съ 1936 по 1964 гг. — Первоіерархъ РПЦЗ. Осенью 1944 г. эвакуировался вмѣстѣ съ Архіерейскимъ Сѵнодомъ и канцеляріей въ Вѣну, въ 1945 г. — въ Мюнхенъ, а съ 1950 г. — въ США. Съ 1964 г. на покоѣ. Скончался 9 (22) мая 1965 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія митр. Анастасія (Грибановскаго)

Митр. Анастасій (Грибановскій) († 1965 г.)
РѢЧЬ ПРИ ГРОБѢ ВЪ БОЗѢ ПОЧИВШАГО МИТРОПОЛИТА АНТОНІЯ (ХРАПОВИЦКАГО).

Вы всѣ еще живо помните, возлюбленные во Христѣ братія и сестры, какъ годъ тому назадъ въ этомъ величественномъ храмѣ собрался торжественный соборъ церковный, возглавленный самимъ представителемъ Церкви Сербской, чтобы молитвенно почтить исполнившееся пятидесятилѣтіе священнослуженія Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія. Хотя самъ виновникъ торжества уже скованъ былъ тогда недугомъ, однако мы радовались, что онъ съ нами и что свѣтильникъ нашъ еще не угасъ. Нынѣ онъ уже окончилъ поприще своего земного служенія и снова собралъ вокругъ себя величественный соборъ церковный, но, увы, только для того, чтобы мы напутствовали его своими молитвами и воздали ему послѣднее цѣлованіе любви. Тотъ же долгъ любви къ почившему повелѣваетъ намъ и почтить его словомъ, но мы не рѣшимся распространять предъ Тобой нашего немощного слова, ибо привыкли считать Тебя самаго первымъ учителемъ и начальникомъ слова. Мы не дерзнемъ на это особенно послѣ того, какъ здѣсь возгремѣло, какъ громъ, слово Главы Сербской Церкви, осіявшее Тебя немеркнущею славой и сплетшее Тебѣ столь прекрасный благоуханный вѣнокъ похвалы, что послѣ него невольно смолкнутъ всякія другія витійствующія уста. Это высокое свидѣтельство любви нашему почившему Первоіерарху тѣмъ болѣе тронуло наше сердце, что оно запечатлѣно дѣломъ. Мы всѣ знаемъ, какимъ теплымъ, отеческимъ или лучше сказать, материнскимъ попеченіемъ, окружалъ всегда онъ, нашъ общій Печальникъ и Покровитель, нашего въ Бозѣ почившаго Святителя. Никто не цѣнилъ это искреннее, братолюбное вниманіе къ нему со стороны Сербскаго Первоіерарха глубже, чѣмъ самъ почившій: онъ не могъ говорить объ этомъ безъ слезъ умиленія. Ему суждено было узрѣть эту попечительную любовь Сербскаго Первосвятителя еще разъ уже при самомъ исходѣ изъ этого міра. Когда наступило для него время послѣдней рѣшительной борьбы жизни со смертью, и мы употребляли еще послѣднія усилія, чтобы удержать его духъ въ ослабѣвшемъ тѣлѣ, ибо и самое имя Митрополита Антонія, какъ Вы слышали здѣсь, является символомъ величія Русской Церкви и всего Православія и вмѣстѣ знаменемъ нашего духовнаго единства за рубежомъ, онъ достойнѣйшій Глава Сербской Церкви до конца возлюбивъ своего страждущаго собрата, стоялъ съ нами у его смертнаго одра, раздѣляя его предсмертныя боренія и какъ бы соумирая вмѣстѣ съ нимъ. И даже послѣ того, какъ совершилось, наконецъ, великое таинство смерти, онъ не хотѣлъ еще дать своимъ очамъ сна и вѣждамъ дреманія, бодрствуя съ нами до глубокой ночи, чтобы вознести надъ почившимъ Іерархомъ первую молитву объ упокоеніи его души. Поистинѣ если было для насъ какое-либо утѣшеніе въ нашей тяжкой скорби, то оно состояло въ томъ, что его такъ глубоко раздѣлялъ съ нами Святѣйшій Патріархъ. Но такое искреннее его соучастіе въ нашей утратѣ заставило насъ еще болѣе оцѣнить послѣднюю. Мы понесли поистинѣ невознаградимую потерю. Мы лишились нашего общаго Отца, Пастыря, духовнаго водителя и друга. Его дарованія были столь же велики и разнообразны какъ и его заслуги передъ Церковью и Русскимъ православнымъ народомъ. Это была истинная твердыня и вмѣстѣ Мѣрило Православія, высокій умъ, труба богословія, черпавшая свое вдохновеніе изъ источниковъ Слова Божія и отеческаго ученія и вмѣстѣ изъ внутренняго благодатнаго опыта. На этихъ двухъ крыльяхъ его великій духъ возносился какъ бы до третьяго небесе, чтобы созерцать тамъ тайны внутренней жизни Самой Божественной Троицы и низводить ихъ на землю. Это былъ строгій ревнитель каноническаго порядка въ Церкви, чтившій въ священныхъ церковныхъ правилахъ дыханіе того же Божественнаго Духа, какой вдохновлялъ святыхъ Богомудрыхъ Отцевъ въ то время, когда они излагали для насъ догматы вѣры. Онъ явилъ себя ревностнымъ поборникомъ и проникновеннымъ истолкователемъ древняго церковнаго искусства и особенно нашего церковно-богослужебнаго устава, высокую архитектонику котораго онъ такъ тонко понималъ своимъ просвѣщеннымъ богословскимъ умомъ и православнымъ чувствомъ. Онъ вмѣстилъ въ себѣ множество другихъ разнообразныхъ познаній, ревниво пополняя ихъ запасъ каждый день. Онъ былъ книгою, открытою для всѣхъ, учителемъ, который говорилъ и не умолкалъ ради братій своихъ и ближнихъ своихъ. Сокровищница его сердца заслуживаетъ еще болѣе удивленія, чѣмъ богатство ума. Это былъ подлинно пастырь добрый, сердце котораго было расширено для всѣхъ, согрѣвавшій и утѣшавшій многихъ людей теплотою своей любви, которая, по Апостолу, никогда не превозносилась, не раздражалась, не завидовала, не мыслила зла, все переносила, ни въ комъ не отчаивалась, будучи готова прощать даже до седмидесяти седми разъ и не только плакать съ плачущими, но и радоваться съ радующимися, считая ихъ благо какъ бы своимъ собственнымъ. Это былъ великій подвижникъ, духомъ горящій, Господеви работающій, уяснившій намъ истинный смыслъ и красоту православнаго монашества и возростившій цѣлый сонмъ иноковъ. Это былъ, наконецъ, крѣпкій стоятель за Святую Русь, образъ которой онъ всегда носилъ въ своемъ сердцѣ и за которую всегда готовъ былъ положить свою душу. Своею неустанною самоотверженною пастырскою и учительною дѣятельностью онъ оставилъ глубокій неизгладимый слѣдъ въ нашей церковной исторіи и создалъ новое творческое направленіе богословской мысли, которое навсегда сохранитъ за собою его имя.

Мы всѣ — его письмо и печать его апостольства. Его духъ и его священные завѣты всегда будутъ жить въ сердцахъ его многочисленныхъ учениковъ, въ этомъ его духовномъ потомствѣ, разсѣянномъ нынѣ по всѣмъ концамъ земли, какъ и въ молодыхъ подрастающихъ поколѣніяхъ, которыя были такъ близки его неувядаемому всегда юному духу, которыхъ онъ всегда съ такою любовію ласкалъ, благословлялъ и назидалъ. Не напрасно нѣкоторые отъ нихъ день и ночь неотлучно бодрствовали у его гроба, какъ юные воины около своего славнаго духовнаго вождя. Такъ какъ «любовь николиже отпадаетъ», то мы вѣримъ, что онъ будетъ свидѣтельствовать ее намъ и изъ горняго міра, гдѣ онъ будетъ наслаждаться вѣчною нетлѣнною и совершенною жизнью, будучи увѣнчанъ вмѣстѣ съ Апостолами вѣнцомъ правды за соблюденіе вѣры и вѣрности своему Небесному Владыкѣ.

Господи Боже нашъ, Ты Самъ прославилъ на землѣ усопшаго раба Твоего Митрополита Антонія, поставивъ его на высотѣ и украсивъ его всѣмъ благолѣпіемъ святительства. Способи же его нынѣ пріобщиться небесной славы, которую онъ прозиралъ здѣсь на землѣ и ради которой трудился здѣсь до послѣдняго своего издыханія Ты же, нашъ возлюбленный Первосвятитель и Отецъ, воззри изъ гроба на твою осиротѣвшую паству, на этотъ одушевленный виноградъ, который насажденъ былъ и возрощенъ твоею любящею мудрою рукою и благослови его. Не оставляй и впредь твоего стада, но назирай и паси его до тѣхъ поръ, пока не изведешь его на небесныя пажити, гдѣ ты созерцаешь нынѣ сіяніе Пресвѣтлой Троицы, Которую проставлялъ твоею подвижническою жизнью и вдохновеннымъ богословскимъ глаголомъ. Аминь.

Источникъ: Надгробная рѣчь Высокопреосвященнаго Митрополита Анастасія. // «Царскій Вѣстникъ». Органъ народнаго движенія за возстановленіе Престола Православнаго Царя-Самодержца. / Ред.-изд. Н. П. Рклицкій. — № 515. – 23 (10 ст. ст.) августа 1936 г. — Бѣлградъ: Штампарија «Меркур», 1936. — С. 3.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.