Церковный календарь
Новости


2017-06-29 / russportal
"Страшный Судъ". Бесѣда святителя Іоанна (Максимовича), архіеп. Шанхайскаго (1996)
2017-06-29 / russportal
Слово въ день прославленія свт. Іоанна Шанхайскаго, произн. въ Вильмуассонѣ (1994)
2017-06-29 / russportal
Слово въ день прославленія свт. Іоанна Шанхайскаго, произн. въ Парижѣ (1994)
2017-06-29 / russportal
Торжество прославленія и краткое житіе святителя Іоанна Шанхайскаго (1994)
2017-06-28 / russportal
Манифестъ о милостяхъ по случаю бракосоч. Имп. Николая Александровича (1894)
2017-06-28 / russportal
Манифестъ о бракосоч. Имп. Николая II съ Вел. Кн. Александрой Ѳеодоровной (1894)
2017-06-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. «Новыя грозныя слова». Слово 22-е (1908)
2017-06-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. «Новыя грозныя слова». Слово 21-е (1908)
2017-06-27 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 1-я. Глава 12-я (1943)
2017-06-27 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 1-я. Глава 11-я (1943)
2017-06-27 / russportal
"Книга Русской Скорби". Выпускъ 1-й: Вел. Кн. Сергій Александровичъ (1908)
2017-06-27 / russportal
"Книга Русской Скорби". Выпускъ 1-й: Государь Имп. Александръ II (1908)
2017-06-27 / russportal
Высочайшій Манифестъ о введеніи всеобщей воинской повинности (1874)
2017-06-27 / russportal
Высочайшій Манифестъ о прекращеніи Восточной (Крымской) войны (1856)
2017-06-27 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. На слова: "вонми себѣ", 12 главъ (1895)
2017-06-27 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О добродѣтели, 10 главъ (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 30.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Анастасій (Грибановскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1965 г.)

Высокопреосвящ. Анастасій (въ мірѣ Александръ Алексѣевичъ Грибановскій), митр. Восточно-Американскій и Нью-Іоркскій, второй, послѣ митр. Антонія (Храповицкаго), Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился 6 (19) августа 1873 г. въ Тамбовской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Тамбовскую Духовную Семинарію и Московскую Духовную Академію (1897). Кандидатъ богословія. Постригся въ монахи въ Тамбовѣ (1898). Архимандритъ и ректоръ Московской духовной семинаріи (1901). Епископъ Серпуховскій, викарій Московской епархіи (1906), Холмскій и Люблинскій (1914), Кишиневскій (1915). Архіепископъ Кишиневскій и Хотинскій (1916). Членъ Помѣстнаго Собора Православной Россійской Церкви 1917-1918 гг., Предсѣдатель отдѣла церковнаго имущества и редакціоннаго отдѣла, Предсѣдатель комиссіи по выработкѣ порядка избранія Патріарха и его настолованія. На Соборѣ былъ избранъ членомъ Св. Сѵнода и Высшаго Церковнаго Совѣта (декабрь 1917 г.). Покинулъ Россію въ 1919 г. Управлялъ русскими православными общинами въ Константинополѣ. Ок. 1924 г. былъ высланъ изъ Константинополя за «антитурецкую пропаганду». Съ 1924 по 1935 гг. возглавлялъ русскую миссію въ Палестинѣ. Митрополитъ (1935). Съ 1936 по 1964 гг. — Первоіерархъ РПЦЗ. Осенью 1944 г. эвакуировался вмѣстѣ съ Архіерейскимъ Сѵнодомъ и канцеляріей въ Вѣну, въ 1945 г. — въ Мюнхенъ, а съ 1950 г. — въ США. Съ 1964 г. на покоѣ. Скончался 9 (22) мая 1965 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія митр. Анастасія (Грибановскаго)

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНІЕ
Предсѣдателя Архіерейскаго Сѵнода Русской Православной Церкви заграницей
Высокопреосвященнаго митрополита Анастасія.

Тяжелы и скорбны дни нашей жизни, но въ сумракѣ ихъ намъ особенно ярко свѣтитъ Виѳлеемская звѣзда, предвосхищая восходъ Солнца Правды — Христа. Она ведетъ насъ, какъ нѣкогда волхвовъ, къ Нему, нашему Спасителю и Утѣшителю, Котораго не перестанетъ искать наша душа.

Въ праздникъ Его рождества мы живѣе чувствуемъ Его близость къ намъ, ради которыхъ Онъ сошелъ съ неба и принялъ человѣческую плоть. Намъ невольно рисуется тогда наше невинное дѣтство, когда мы съ духовнымъ восторгомъ воочію созерцали чудную евангельскую картину: вертепъ, озаренный небеснымъ свѣтомъ, сіяющаго божественною славою Младенца, лежащаго въ ясляхъ, Пречистую Матерь-Дѣву, склонившуюся надъ Нимъ въ кроткомъ умиленіи, старца Іосифа, приникшаго къ великой Виѳлеемской тайнѣ, и задумчивыхъ воловъ, своимъ дыханіемъ согрѣвающихъ Младенца-Христа и какъ бы боящихся нарушить чѣмъ-либо общую благоговѣйную тишину въ ту таинственную ночь, когда небо соединилось съ землею и когда какъ-бы остановилось самое теченіе времени. Отъ избытка сердца невольно отверзались уста и мы радостно славословили вмѣстѣ съ ангелами и пастырями Родившагося Христа, «Отроча младо Превѣчнаго Бога».

Да будетъ благословенъ для насъ и нынѣ этотъ торжественный праздникъ, неистощимымъ въ своей благодати, всегда вѣщающій намъ о томъ, что со Христомъ родилась для насъ новая жизнь, чуждая грѣха, исполненная мира, любви, взаимнаго благоволенія между людьми и нетлѣннаго блаженства.

Христосъ рождается! — дорогіе братіе и сестры. Этими словами церковной пѣсни мы привѣтствуемъ всѣхъ васъ отъ имени Церкви. Гдѣ бы вы ни находились нынѣ — въ тяжелой долѣ на родной землѣ, въ ратномъ подвигѣ на полѣ брани или въ мирныхъ, но часто тяжкихъ трудахъ здѣсь за рубежомъ, Христосъ нынѣ вездѣ съ вами, Онъ благословляетъ и обнимаетъ Своею любовью всѣхъ васъ. Обнищавъ насъ ради, Онъ всѣхъ обогатилъ Своею нищетою. По любви и снисхожденію къ намъ Онъ родился не въ пышныхъ царскихъ чертогахъ, а въ убогомъ Виѳлеемскомъ вертепѣ, чтобы быть доступнымъ для всѣхъ — для богатыхъ и бѣдныхъ, для мудрецовъ и простецовъ.

Кто первые получили съ неба вѣсть о рожденіи Его и первые сподобились поклониться Ему? Простые смиренные пастыри. Но Онъ не отвергъ и усердія знатныхъ и мудрыхъ волхвовъ, пришедшихъ къ Нему съ Востока и принесшихъ Ему царственные дары отъ своего благоговѣйнаго сердца.

Мы всѣ одинаково ничтожны предъ величіемъ Его и намъ всѣмъ не тѣсно подъ Его покровомъ въ лучахъ Его благодати, согрѣвающей, возвышающей и утѣшающей сердцá вѣрующихъ.

Какъ несчастны тѣ, кого не трогаетъ Божественная красота Его образа, передъ коимъ съ благоговѣніемъ склонялись даже лучшіе изъ язычниковъ; тѣ кто не слышитъ Его кроткаго гласа, всегда призывающаго насъ къ себѣ, и особенно тѣ, кои дерзаютъ бороться противъ Него или даже ищутъ убить Его, подобно Ироду.

Современный міръ не сгоралъ бы въ огнѣ адской злобы, ненависти и мести, если бы онъ не забылъ ангельской пѣсни, прозвучавшей надъ Виѳлеемскимъ вертепомъ, и не пересталъ воздавать славы въ вышнихъ Богу, безъ Котораго самъ человѣкъ утрачиваетъ свое высокое достоинство. Отойдя отъ Христа, онъ не только потерялъ источникъ внутренняго мира и подлиннаго счастія, но и незыблемую твердыню, на которой, какъ на краеугольномъ камнѣ, опиралась вся его многовѣковая жизнь.

Безвѣріе убиваетъ все, что есть высокаго, свѣтлаго и божественнаго на землѣ. Страшная бездна пустоты разверзлась предъ безрелигіознымъ человѣчествомъ и мы уже слышимъ крики ужаса и отчаянія, вылетающіе изъ груди тѣхъ, кого она угрожаетъ поглотить.

Таковъ непреложный законъ исторіи. Гдѣ угасаетъ свѣтъ Евангелія, тамъ начинается область безпросвѣтной мучительной тьмы. Откуда удаляется Христосъ, Который есть «путь, истина и жизнь», тамъ водворяется отецъ лжи — сатана, обльщающій людей своими пагубными соблазнами, влекущими за собою страданія и духовную смерть. Безблагодатная культура дѣлаетъ человѣка жалкимъ рабомъ матеріи и приводитъ его къ духовному одичанію и самоубійству.

Ужасы настоящей войны, въ пламени которой продолжаютъ сгорать древніе храмы и другія святыни христіанскаго міра, библіотеки и памятники искусства — плодъ творческаго вдохновенія вѣковъ, невознаградимый впослѣдствіи — и гдѣ гибнутъ милліоны юныхъ жизней, составляющихъ лучшій цвѣтъ и надежду каждой націи, связанныя съ этимъ страданія мирнаго населенія, обреченнаго на голодъ, холодъ и другія лишенія, принужденнаго часто проводить значительную часть своего времени въ мрачныхъ подземельяхъ вмѣстѣ съ пресмыкающимися, слезы невинныхъ младенцевъ, являющихся искупительною жертвою за грѣхи своихъ отцовъ, — все это говоритъ о томъ, на какомъ опасномъ пути стоитъ нынѣшнее человѣчество послѣ того, какъ оно «угасило въ себѣ духъ» и поработилось грубымъ матеріальнымъ интересамъ.

Но если нужно имѣть непререкаемое доказательство полной несостоятельности чисто матеріалистическаго безрелигіознаго и бездуховнаго построенія жизни, то его даетъ намъ большевизмъ съ его коммунистическимъ опытомъ, произведеннымъ на Русской землѣ. Сколько людей, угнетенныхъ бѣдностью, непосильнымъ трудомъ и общественной неправдой, устремилось къ обѣтованіямъ марксизма, черезъ которыя большевики хотѣли облагодѣтельствовать Русскій народъ и все человѣчество, насадивъ на землѣ царство общаго равенства и довольства.

Что же они на самомъ дѣлѣ дали русскимъ людямъ за 27 лѣтъ своего неограниченнаго владычества на Русской землѣ?

Надо быть слѣпымъ, чтобы не видѣть, какъ далеки оказались ихъ обѣщанія отъ дѣйствительности, хотя, /с. 5/ къ сожалѣнію, есть еще не мало легковѣрныхъ или внутренне недобросовѣстныхъ лицъ, которыя «хотятъ быть обманутыми» лживою совѣтской пропагандой, представляющей подсовѣтскій бытъ въ радужныхъ краскахъ. Вмѣсто обѣщанной свободы большевики принесли народу насиліе и рабство и посягнули даже на религіозную совѣсть его, воздвигнувъ лютыя гоненія на его вѣру; вмѣсто благословеннаго и радостнаго труда — проклятіе принудительной крѣпостной работы на государство; вмѣсто справедливости — неправду и сознательный обманъ; вмѣсто мира — ожесточенную классовую борьбу, пока, наконецъ, не ввергли его въ нынѣшнюю кровавую и изнурительную войну, въ огненное жерло которой они безжалостно бросаютъ даже женщинъ и дѣтей; вмѣсто счастья и радости — жизнь, полную лишеній, мученій и слезъ.

Какъ далеко все это отъ той подлинно райской, блаженной жизни, которая расцвѣла въ Іерусалимской общинѣ первыхъ дней христіанства, когда у вѣрующихъ была одна душа и одно сердце, когда они были подлинно братьями и сестрами другъ другу и имѣли все общее, не желая ничего изъ имущества называть своимъ и когда не было между ними нуждающихся. Они веселились какъ невинныя дѣти въ саду Божіемъ и вся ихъ жизнь, исполненная чудной гармоніи, была какъ бы непрестанно звучащей ангельской пѣснью: «Слава въ вышнихъ Богу и на землѣ миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе». То, за что такъ страстно и напряженно борются нынѣ цѣлые народы, за что льются потоки человѣческой крови, то тамъ достигалось безъ труда и борьбы, однимъ свободнымъ движеніемъ любви и дыханіемъ благодати, низведеннымъ на землю родившимся насъ ради Спасителемъ міра.

Совѣтская власть обыкновенно любитъ превозноситься достиженіями своей технической культуры, на которой она сосредоточила свое главное вниманіе въ своемъ хозяйственномъ строительствѣ. Но если она и достигла нѣкотораго успѣха въ этой области, то она обязана имъ не чему иному, какъ творческому генію и великому терпѣнію Русскаго народа, который за всѣ эти годы долженъ былъ поднять подлинно египетскій трудъ, стоившій жизни милліоновъ лучшихъ людей, умершихъ вслѣдствіе естественнаго истощенія ихъ силъ и всякаго рода пытокъ и истязаній, на которыя были обречены всѣ, отправленные на принудительныя работы. Одинъ Бѣломорскій каналъ могъ бы быть заполненъ трупами тѣхъ, кто вблизи него нашелъ свою безвременную могилу. Страданія русскихъ людей подъ большевицкой тираніей поистинѣ не поддаются описанію и будущій историкъ не разъ съ ужасомъ остановится на лѣтописяхъ этой роковой эпохи, написанныхъ не столько чернилами, сколько русскими слезами и кровью. И эти слезы и кровь льются обильно до сихъ поръ, вслѣдствіе безчувствія власти, будто провозглашенныя большевиками въ послѣднее время національныя идеи и патріотическіе лозунги могутъ въ корнѣ измѣнить ихъ идеологію и дать новое направленіе ихъ политикѣ. Старое лицемѣріе и коварство совѣтской власти особенно явственно обнаружилось въ ихъ новыхъ отношеніяхъ къ Русской Церкви.

Предоставивъ послѣдней нѣкоторую видимость свободы въ организаціи своего управленія и совершенія церковныхъ службъ, Совѣты черезъ посредство своей якобы доброжелательной опеки надъ Церковью сумѣли проникнуть въ самое внутреннее святилище ея, чтобы внести туда духъ разложенія. Лучшимъ средствомъ для этого оказался подборъ слабаго духомъ услужливаго духовенства, которое они пытаются и часто уже успѣли обратить въ свое послушное орудіе для поддержки и оправданія своей безбожной и безнравственной по существу внѣшней и внутренней политики. Вслѣдствіе этого Церковь покровительствуемая правительствомъ стала менѣе независимой и менѣе авторитетной въ глазахъ народа, чѣмъ когда она была гонимой отъ безбожниковъ.

Если совѣтская власть и оказалась способной преуспѣвать въ чемъ-либо, то только въ вызывающей дерзости даже въ отношеніи своихъ союзниковъ и въ безчеловѣчной жестокости, какую они не стѣсняются нынѣ проявлять даже предъ лицомъ якобы «освобожденныхъ» ею народовъ. Если прежде большевики наказывали людей бичами, то теперь они терзаютъ ихъ скорпіонами. Въ прежнее время они заключали своихъ враговъ въ изолированныхъ, недоступныхъ постороннему глазу тюрьмахъ или концлагеряхъ, теперь они сажаютъ ихъ въ звѣриныя клѣтки, какъ это недавно было въ Сербіи. Прежде они старались скрыть свои разстрѣлы, производя ихъ въ подвалахъ или въ лѣсахъ подъ кровомъ ночи, нынѣ они открыто среди бѣлаго дня вѣшаютъ неугодныхъ имъ лицъ на улицахъ и площадяхъ занятыхъ ими большихъ городовъ и часто при томъ — за ноги внизъ головой (какъ говорятъ нѣкоторые очевидцы), чтобы доставить своимъ жертвамъ больше мученій и посмѣяться надъ ними даже послѣ ихъ страдальческой кончины, объявляя при этомъ измѣнниками всѣхъ, кто такъ или иначе соприкасался съ ихъ боевыми противниками. Всякія другія глумленія и насилія надъ населеніемъ занятыхъ ими странъ говорятъ о крайнемъ озвѣрѣніи и безстыдствѣ совѣтскихъ палачей, не знающихъ удержа своимъ грубымъ животнымъ инстинктамъ.

Большевизмъ по самой природѣ своей есть неисцѣлимая болѣзнь. Онъ не хочетъ и даже не можетъ отказаться отъ своей злой, отравленной ядомъ лжи, сущности, ибо для него это значило бы отречься отъ самого себя; поэтому противъ него нѣтъ другого средства, какъ рѣшительная борьба съ нимъ вплоть до полнаго уничтоженія его; иначе онъ, какъ опустошительный смерчъ, пронесется по лицу всей Европы, сѣя всюду хаосъ, анархію, голодъ и междоусобную войну.

Главную тяжесть этой борьбы и принялъ на себя германскій народъ и его доблестная армія, подвизающаяся противъ большевизма на полѣ брани. Нынѣ противъ того же большевицкаго зла возстала новая грозная сила въ видѣ Русской Освободительной арміи; она неразрывно связана съ національнымъ Освободительнымъ Движеніемъ, возникшимъ въ недавнее время по мудрому почину своего мужественнаго и дальновиднаго вождя, навсегда давшему ему отнынѣ свое имя, и его ближайшихъ сотрудниковъ. Когда онъ, одушевленный пламенной любовью къ страждущему Отечеству, высоко поднялъ свое боевое знамя, къ нему устремились тысячи людей, возгорѣвшихся тѣмъ же священнымъ героическимъ желаніемъ освободить Родину отъ тиранической власти, въ увѣренности, что для этого уже пробилъ часъ, указанный свыше. Мы видимъ, какъ это патріотическое начинаніе растетъ и крѣпнетъ каждый день, сплотивши вокругъ себя представителей разныхъ народностей, входящихъ въ составъ Великой Россіи.

Исторія какъ бы повторяется на нашихъ глазахъ. 300 лѣтъ тому назадъ наши предки, видя разореніе своей земли не только отъ внѣшнихъ, но и особенно /с. 6/ отъ внутреннихъ враговъ, сѣявшихъ повсюду раздоръ и смуту, по благословенію Церкви стали «совѣтовать другъ съ другомъ» о спасеніи Отечества и, собравши грозное ополченіе подъ водительствомъ Минина и Пожарскаго, совершили свое великое историческое дѣло, за которое не перестаетъ прославлять ихъ имена потомство.

Многомилліонный Русскій народъ, имѣющій тысячелѣтнюю исторію, не изжилъ своей творческой силы, и для насъ нѣтъ большаго утѣшенія, какъ видѣть нынѣ снова собираніе всѣхъ здоровыхъ національныхъ силъ подъ водительствомъ одного вождя для открытія крестоваго похода противъ поработителей Отечества, надругавшихся надъ нашей вѣрой, опустошившихъ нашу богатую землю и еще болѣе русскую душу и замучившихъ милліоны невинныхъ русскихъ людей.

Отъ насъ, отъ крѣпости нашей вѣры и духовной стойкости и еще болѣе отъ степени нашего единомыслія и единодушія зависитъ дальнѣйшій успѣхъ начатаго нынѣ высокаго патріотическаго подвига.

Никогда духовныя шатанія и внутренніе раздоры не были столь опасны, какъ въ настоящій моментъ, когда судьбы Россіи колеблются на остріе меча. Горе тѣмъ, кто, не разумѣя историческаго значенія совершающихся на нашихъ глазахъ событій, будетъ работать не на созиданіе, а на разрушеніе нашего національнаго единства, безъ котораго невозможно спасеніе Родины. Они дадутъ тяжкій отвѣтъ предъ нею и прежде всего предъ Богомъ.

Нѣкогда пророкъ Божій видѣлъ поле, усѣянное мертвыми сухими костями. Онъ изрекъ на нихъ слово Господне и тогда, говоритъ онъ, «произошелъ шумъ и вотъ движеніе и стали сближаться кость съ костью своею». Кости облеклись, затѣмъ, жилами и плотію и покрылись кожею. Но «духа не было въ нихъ». Снова раздалось повелѣніе Божіе и «вошелъ въ нихъ духъ и они ожили и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище» (Іезек. 37, 7-10). Не можетъ «ожить» безъ помощи Божіей и нашъ народъ и «стать на свои ноги».

Будемъ же молить родившагося Спасителя, пришедшаго разрѣшить людей отъ вѣчныхъ узъ и «отпустить сокрушенныхъ во отраду», чтобы Онъ дохнулъ дыханіемъ устъ Своихъ въ сердца всѣхъ, кто издавна привыкъ называть Русскую землю своимъ Отечествомъ, соединилъ ихъ тѣсными братскими узами и между собой и оживилъ ихъ вѣрою и надеждой на торжество вѣчной правды Божіей, предъ которой не можетъ устоять никакая сопротивная сила. Тогда изъ нѣдръ нынѣшняго Освободительнаго Движенія родится грозная рать — «весьма, весьма великое полчище». Она вольется могучимъ потокомъ въ предѣлы Россіи не для того, чтобы насытить чувство злобы и мести къ своимъ врагамъ, но чтобы возвѣстить избавленіе нашимъ угнетеннымъ братьямъ, ставшими плѣнниками на собственной землѣ, и, слившись съ ними воедино, начать строительство новой лучшей жизни, утвержденной на началахъ Христовой любви и правды.

Мы надѣемся, что уже грядущій годъ принесетъ съ собой свѣтлый и радостный день свободы для нашей дорогой Отчизны, съ которой спадутъ наконецъ нынѣшнія оковы. Никакая тиранія не можетъ быть долговѣчной, ибо она противна божескимъ и человѣческимъ законамъ и простому здравому смыслу. Какъ и всякое зло, она носитъ прежде всего въ себѣ самомъ источникъ своей гибели и падаетъ не только отъ внѣшнихъ поражающихъ ее ударовъ, но и убиваетъ себя иногда собственнымъ отравленнымъ жаломъ, какъ это бываетъ со скорпіонами въ минуту постигающей ихъ опасности.

Весь міръ ждетъ отъ наступающаго года «лѣта Господня пріятна», лѣта милости и благости Божіей, которое отретъ слезы отъ нашихъ очей и начнетъ собой новую эпоху міровой исторіи, исполненную благословенія, мира и тишины, когда народы поймутъ, наконецъ, что для нихъ нѣтъ ничего лучшаго, какъ «жить вкупѣ», одной семьею, и соединятся вмѣстѣ для дружнаго братскаго сотрудничества въ устроеніи всегда новаго и вмѣстѣ древняго порядка на землѣ, опредѣленнаго на всѣ вѣка въ Божественномъ законѣ.

Господи, услыши нашу молитву, яви намъ силу Твою и спасеніе Твое, да поклонится Тебѣ вся земля, какъ своему Владыкѣ, Промыслителю и Спасителю.

Митрополитъ Анастасій.       

Декабрь 1944 г. [Январь 1945 г.] Карлсбадъ.

Источникъ: Рождественское посланіе Предсѣдателя Архіерейскаго Сѵнода Русской Православной Церкви заграницей Высокопреосвященнаго митрополита Анастасія. // «На Казачьемъ Посту». Двухнедѣльный общеказачій журналъ. № 2 (42). — 15 января 1945 года. — [Берлинъ], 1945. — C. 4-6.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.