Церковный календарь
Новости


2017-11-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Будемъ ли мы, наконецъ, каяться? (1975)
2017-11-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Готовимся ли мы къ Великому посту? (1975)
2017-11-20 / russportal
Генералъ П. Н. Красновъ. Мысли о конницѣ (1933)
2017-11-20 / russportal
Генералъ П. Н. Красновъ. Сибирскіе казаки (1934)
2017-11-20 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе (2-е) на соборъ св. Архистратига Михаила (1965)
2017-11-20 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе (1-е) на соборъ св. Архистратига Михаила (1965)
2017-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 8-я (1932)
2017-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 7-я (1932)
2017-11-18 / russportal
Л. Д. Перепелкина. Юліанскій календарь - 1000-лѣтняя икона времени на Руси (1989)
2017-11-18 / russportal
Проф. П. В. Верховской. Патріархъ Тихонъ (1919)
2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 6-я (1932)
2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 5-я (1932)
2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. №100 (Къ юбилею "Часового") (1933)
2017-11-17 / russportal
Генералъ П. Н. Красновъ. Подъ какимъ лозунгомъ? (1933)
2017-11-17 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 36-е (1882)
2017-11-17 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 35-е (1882)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 21 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Анастасій (Грибановскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1965 г.)

Высокопреосвящ. Анастасій (въ мірѣ Александръ Алексѣевичъ Грибановскій), митр. Восточно-Американскій и Нью-Іоркскій, второй, послѣ митр. Антонія (Храповицкаго), Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился 6 (19) августа 1873 г. въ Тамбовской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Тамбовскую Духовную Семинарію и Московскую Духовную Академію (1897). Кандидатъ богословія. Постригся въ монахи въ Тамбовѣ (1898). Архимандритъ и ректоръ Московской духовной семинаріи (1901). Епископъ Серпуховскій, викарій Московской епархіи (1906), Холмскій и Люблинскій (1914), Кишиневскій (1915). Архіепископъ Кишиневскій и Хотинскій (1916). Членъ Помѣстнаго Собора Православной Россійской Церкви 1917-1918 гг., Предсѣдатель отдѣла церковнаго имущества и редакціоннаго отдѣла, Предсѣдатель комиссіи по выработкѣ порядка избранія Патріарха и его настолованія. На Соборѣ былъ избранъ членомъ Св. Сѵнода и Высшаго Церковнаго Совѣта (декабрь 1917 г.). Покинулъ Россію въ 1919 г. Управлялъ русскими православными общинами въ Константинополѣ. Ок. 1924 г. былъ высланъ изъ Константинополя за «антитурецкую пропаганду». Съ 1924 по 1935 гг. возглавлялъ русскую миссію въ Палестинѣ. Митрополитъ (1935). Съ 1936 по 1964 гг. — Первоіерархъ РПЦЗ. Осенью 1944 г. эвакуировался вмѣстѣ съ Архіерейскимъ Сѵнодомъ и канцеляріей въ Вѣну, въ 1945 г. — въ Мюнхенъ, а съ 1950 г. — въ США. Съ 1964 г. на покоѣ. Скончался 9 (22) мая 1965 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія митр. Анастасія (Грибановскаго)

СЛОВО, ПРОИЗНЕСЕННОЕ ПЕРВОІЕРАРХОМЪ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАРУБЕЖОМЪ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННѢЙШИМЪ МИТРОПОЛИТОМЪ АНАСТАСІЕМЪ
19-го іюня 1949 г. въ храмѣ-памятникѣ, сооруженномъ въ Брюсселѣ для увѣковѣченія памяти мученически убіеннаго Государя Императора Николая II.

Что сказать вамъ, возлюбленные во Христѣ братія и сестры, въ этотъ торжественный часъ нашего молитвеннаго общенія съ вами въ столь знаменательномъ для насъ храмѣ-памятникѣ?

Два разнородныхъ чувства соединяются нынѣ въ нашемъ сердцѣ, вступая въ нѣкоторое состязаніе между собою. Съ одной стороны, мы переживаемъ свѣтлую праздничную радость при созерцаніи неисчислимаго сонма православныхъ святыхъ, коихъ св. Церковь поставляетъ нынѣ передъ нашимъ духовнымъ взоромъ, износя ихъ, какъ чудные перлы, изъ своей небесной сокровищницы. Среди нихъ блистаетъ особою велелѣпною, поистинѣ божественною славою, Пречистая Матерь Божія, посѣтившая нынѣ васъ черезъ пришествіе къ вамъ Ея чудотворнаго образа, облагоуханнаго, какъ драгоцѣннымъ мѵромъ, исходящею отъ него благодатію и вашимъ благоговѣйнымъ усердіемъ къ Ней. Оно побудило васъ принести Ей ваши радостныя похвалы, ваши умиленныя слезы и эти чистые благоухающіе цвѣты, довлѣющіе Той, Которая Сама именуется «Неувядаемымъ Цвѣтомъ».

Но эта радость растворяется скорбью, невольно проникающею въ наше сердце при воспоминаніи о великихъ страданіяхъ въ Бозѣ почившаго Царя-Мученика, Государя Николая II, умученной вмѣстѣ съ нимъ его царственной семьи и многочисленныхъ другихъ нашихъ страстотерпцевъ, /с. 2/ умерщвленныхъ безбожною большевицкою властью, въ священную память коихъ воздвигнутъ этотъ храмъ.

Наша скорбь объ нихъ по временамъ была бы неутолима, если бы она не умягчалась и не просвѣтлялась теплыми лучами, исходящими отъ свѣтлаго облика покойнаго Царя-Мученика. Многіе изъ насъ еще живо помнятъ его образъ и благоговѣйно хранятъ его въ своемъ сердцѣ. Что можетъ быть плѣнительнѣе духовной красоты, сіявшей изъ его лучезарныхъ ласкающихъ очей, бывшихъ истиннымъ зеркаломъ его возвышенной благородной души?

Онъ воплотилъ въ себѣ образъ истиннаго православнаго Царя — помазанника Божія, благочестиваго, кроткаго, милостиваго, великодушнаго, самоотверженнаго, готоваго положить душу свою за благо народа и за вѣрность обѣтамъ, даннымъ имъ при священномъ коронованіи.

Когда гнѣвъ Божій возгремѣлъ надъ Русскою землею и власть тьмы водворилась въ ней, дыша неистовою злобой противъ всего, что пыталось стать на ея пути, тогда лучшіе русскіе люди принесли себя въ жертву во искупленіе Отечества. Господь потребовалъ прежде всего такой жертвы отъ Государя, какъ перваго сына и верховнаго вождя Россіи — и онъ безропотно принесъ ее, вмѣстѣ со всею своею семьею, которую справедливо можно назвать его «домашнею церковью». Государь мужественно взошелъ на свою Голгоѳу и въ кроткой покорности волѣ Божіей вкусилъ мученическую смерть, оставивъ послѣ себя въ наслѣдіе ничѣмъ не омраченное монархическое начало, какъ драгоцѣнный залогъ, полученный имъ отъ своихъ царственныхъ предковъ.

Такому Государю, въ воздаяніе за его царственный подвигъ, нельзя было воздвигнуть лучшаго памятника, какъ храмъ Божій, гдѣ непрестанно будетъ возноситься безкровная жертва объ упокоеніи Его души. Мы должны сожалѣть только о томъ, что этотъ дорогой для насъ памятникъ созданъ не на родной намъ русской землѣ, а въ чужой, хотя и дружественной и гостепріимной для насъ странѣ. Что хотѣла сказать этимъ воля Божія, безъ соизволенія которой не совершается ни одно, ни великое, ни малое событіе на землѣ?

Прежде всего, дерзаемъ думать, то, что русская земля, обагренная невинною кровію Царя-Мученика и множества другихъ вѣрныхъ сыновъ Россіи, оскверненная богохульствомъ и многими другими тяжелыми грѣхами и преступленіями, недостойна имѣть у себя такой священный памятникъ, пока она не очистится отъ своихъ беззаконій горь/с. 3/кими покаянными слезами и не примирится съ умученнымъ на ней Государемъ черезъ принесеннсге передъ нимъ глубокое всенародное покаяніе.

Вмѣстѣ съ тѣмъ Промыслу Божію, быть можетъ, было угодно напомнить современной Европѣ, въ сердцѣ которой воздвигнутъ нынѣ нашъ храмъ-памятникъ, о томъ, что покойный Государь пошелъ на распятіе не только для спасенія своего народа, но и всей Европы, обязанной ему избавленіемъ отъ величайшихъ опасностей въ наиболѣе трудные для нея дни первой міровой войны.

Онъ остался вѣренъ своимъ союзникамъ даже тогда, когда они сами оставили его, предоставляя его собственной участи. Самая мученическая кончина его не вызвала у нихъ глубокаго состраданія, котораго она заслуживала. Они заботились только о томъ, чтобы умыть свои руки передъ всѣми, показавъ, что они чисты отъ его невинной крови.

Между тѣмъ, въ ихъ распоряженіи оставалось достаточно средствъ, чтобы предотвратить это величайшее преступленіе нашего вѣка и спасти жизнь Русскаго Царя, ихъ вѣрнаго союзника, если бы они имѣли для этого достаточно доброй и твердой воли.

Убійство оставленнаго всѣми беззащитнаго Русскаго Монарха, вмѣстѣ съ супругою и юными дѣтьми, будетъ всегда стоять тяжелымъ укоромъ передъ совѣстью всего міра.

Современные народы слишкомъ тѣсно связаны между собою, чтобы не считать себя отвѣтственными за вопіющее попраніе справедливости, свободы и другихъ общечеловѣческихь правъ въ той странѣ, гдѣ могло совершиться это безпримѣрное злодѣяніе. Къ сожалѣнію, они остаются попрежнему равнодушными и къ страданіямъ русскаго народа и къ мученической смерти Государя Николая II, значеніе котораго возрастаетъ съ каждымъ днемъ. Мы вѣримъ, что настанетъ время, когда человѣчество пойметъ, наконецъ, что наши царственные страстотерпцы и всѣ, кто послѣдовалъ по ихъ пути, будучи умерщвлены за свидѣтельство Правды Божіей, принесли себя въ жертву очищенія за грѣхи всего міра, погрязшаго во лжи и неправдѣ и нуждающагося въ искупленіи.

Стоя передъ лицомъ культурнаго Запада, нашъ Храмъ-Памятникъ не перестаетъ безмолвно вѣщать ему и о многомъ другомъ, что могло бы послужить для него добрымъ и полезнымъ урокомъ въ его нынѣшнемъ положеніи. Особенно явственно онъ напоминаетъ Западной Европѣ объ ут/с. 4/ратѣ ею идеала истинной христіанской власти, который всегда носилъ въ своей душѣ почившій Государь. Потерявъ не только этотъ идеалъ, но и самый духовный вкусъ къ нему, европейскіе народы болѣзненно ищутъ новой организаціи государственной власти, стараясь создать ее по образцу своему и по подобію и переходя отъ одной крайности къ другой, отъ самой широкой свободолюбивой демократіи къ суровой, холодной, безблагодатной автократіи. Мы видѣли этихъ созданныхъ нашимъ шатающимся безрелигіознымъ вѣкомъ новыхъ некоронованныхъ самодержавныхъ владыкъ, не подчиняющихся никакимъ нравственнымъ нормамъ и потому такъ легко упивающихся своею неограниченной диктаторскою властью, переходящею съ такой же легкостью въ жестокую кровавую тиранію. Ихъ ничѣмъ не обузданный, жестокій произволъ и ослѣпленная самодовольствомъ гордыня дѣлаютъ ихъ источникомъ величайшихъ бѣдствій для ихъ собственныхъ странъ и всегдашней угрозой для ихъ сосѣдей, подвергая ихъ постоянной опасности войны. Эти болѣзненныя явленія, наблюдающіяся во внутренней жизни и вздимныхъ отношеніяхъ современныхъ народовъ, вмѣстѣ съ тщательнымъ изученіемъ исторіи минувшихъ вѣковъ, заставили одного изъ западныхъ ученыхъ придти къ опредѣленному заключенію, что никто иной, какъ именно русскіе православные цари были главнымъ оплотомъ мира и порядка во всемъ мірѣ. Съ тѣхъ поръ, какъ палъ Императорскій Престолъ въ Россіи, равновѣсіе поколебалось повсюду.

Напрасно современные верховные правители государствъ, вмѣстѣ со своими ближайшими, умудренными опытомъ сотрудниками, усиливаются возстановить его всѣми способами, въ числѣ коихъ предусматривается и устрашеніе наиболѣе безпокойныхъ и немирныхъ членовъ международной семьи атомными бомбами и другими разрушительными орудіями, на изобрѣтеніе которыхъ тратится нынѣ столько энергіи и матеріальныхъ средствъ. Опытъ послѣдней войны показалъ, что это послѣднее средство далеко не всегда достигаетъ своей цѣли. Нельзя гасить огонь огнемъ и духу насилія и разрушительной жестокости противопоставить то же оружіе. Это только увеличиваетъ взаимное озлобленіе воюющихъ и ведетъ къ полному разложенію христіанской культуры и сомоистребленію человѣчества.

Недѣйствительными оказываются для обезпеченія прочнаго мира на землѣ и мирныя соглашенія отдѣльныхъ государствъ между собой, если внутри ихъ самыхъ недостаетъ /с. 5/ устойчиваго порядка, постоянства и твердости въ управленіи.

Глубокое разстройство всей современной жизни не прекратится до тѣхъ поръ, пока всѣ народы не вспомнятъ о забытыхъ ими нравственныхъ основахъ общежитія, о которыхъ не перестанетъ вѣщать имъ нашъ почившій Царь-Мученикъ самою своею страдальческою кончиною. Прежде другихъ долженъ вспомнить объ этомъ нашъ русскій народъ, воскресивъ передъ собою высокій образъ своего Государя, обвѣянный духомъ Православія, бывшимъ искони главнымъ зиждительнымь началомъ въ нашей исторіи.

Это былъ подлинно Царь православный, въ которомъ воплотились многія евангельскія добродѣтели и прежде всего тѣ, за которыя ублажаетъ Христосъ Спаситель Своихъ послѣдователей въ Нагорной проповѣди.

Во главѣ ихъ поставлена нищета духовная, т. е. смиреніе сердца, которымъ нашъ самодержавный Царь обладалъ въ такой степени, какъ никто другой изъ вѣнценосцевъ. Оно возноситъ его на высоту и дѣлаетъ его достойнымъ уже не земного, а вѣчнаго Царства Небеснаго. Родившись въ день ветхозавѣтнаго страдальца Іова, Государь долженъ былъ испить чашу тяжкихъ, горькихъ страданій. Они проходятъ черезъ все его царствованіе и достигаютъ высшаго предѣла въ концѣ его жизни.

Онъ плакалъ горькими незримыми слезами не столько о своей участи и несчастной судьбѣ своей семьи, сколько о непониманіи его лучшихъ благородныхъ стремленій и особенно объ ослѣпленіи своего народа, отрекшагося отъ своего царя, отъ своей исторіи и частью отъ самой своей вѣры.

Онъ не нашелъ уже утѣшенія на землѣ, какъ нѣкогда Іовъ и за то обрѣтетъ его сторицею въ блаженномъ Царствѣ Христовомъ.

Кротость его смиреннаго сердца извѣстна всѣмъ, и если кроткіе наслѣдятъ землю, то и онъ унаслѣдуетъ землю благихъ и посаженъ будетъ на престолѣ, который не поколеблется во вѣки.

Его возвышенная душа никогда не переставала алкать и жаждать правды, за которую онъ положилъ душу свою — и онъ насытится ею тамъ, гдѣ правда будетъ царствовать во вѣки.

Милосердіе — сердце милующее, готовое обнять всѣхъ — это лучшее украшеніе монарховъ — составляло самую сердцевину его души. Черезъ эту добродѣтель онъ самъ обрѣтетъ помилованіе у Бога.

/с. 6/ Чистота сердца, которую онъ хранилъ до послѣдняго издыханія, сдѣлаетъ его достойнымъ открытыми очами взирать на славу Божію, а любовь и миръ, какія онъ распространялъ вокругъ себя, какъ духовный воздухъ, и къ которымъ онъ призвалъ всѣ народы тотчасъ же по вступленіи на царство — пріобщаютъ его къ сонму истинныхъ сыновъ Божіихъ, наряду съ прочими миротворцами.

Наконецъ, кто больше его претерпѣлъ незаслуженныхъ поношеній, гоненій, униженій, клеветы и поруганій, постигшихъ его только за то, что онъ хотѣлъ быть христіаниномъ не по имени только, но и въ самой жизни показать себя исполнителемъ заповѣдей Христовыхъ, положенныхъ имъ въ самое основаніе своего царствованія. Терніи клеветы и лживыхъ обвиненій сплетаются въ скорбный вѣнецъ вокругъ его чела даже теперь, когда онъ отошелъ отъ этого міра и предсталъ на судъ Божій. Но чѣмъ больше суждено было ему пострадать за правду въ этомъ мірѣ, тѣмъ большая награда ожидаетъ его въ грядущей жизни. Этого нетлѣннаго вѣнца мы испрашиваемъ для него у Бога, принося нынѣ безкровную жертву въ этомъ святомъ храмѣ, созданномъ въ его блаженную память.

Возлюбленные во Христѣ братія и сестры!

Когда умирали первые мученики Христовы, ихъ оплакивали прочіе христіане такъ же, какъ оплакиваемъ мы своихъ новыхъ страстотерпцевъ, платя невольную дань немощи своей природы. Но проходили дни, и скорбь, какъ и все земное, проходила вмѣстѣ съ ними. Оставалась только вѣчная нетлѣнная красота ихъ мученическаго подвига, прелагавшая человѣческую печаль въ радость и претворявшая дни ихъ мученической кончины въ свѣтлые побѣдные праздники для Церкви.

Тотъ же жребій ожидаетъ, уповаемъ мы, и нашихъ новыхъ исповѣдниковъ и мучениковъ.

Раны, нанесенныя нашему сердцу ихъ великими, часто почти неописуемыми страданіями, слишкомъ еще свѣжи, чтобы онѣ не сочились кровью. Но минетъ время и — утолится также и наша печаль, постепенно прелагаясь въ радость. Мы утѣшимся и возвеселимся сердцемъ при видѣ побѣды, одержанной нашими доблестными страстотерпцами.

Мы будемъ радоваться за нихъ и за себя одновременно, видя, что и наше немощное время возрастило столько мужественныхъ, несокрушимыхъ подвижниковъ и героевъ духа, славу которыхъ будетъ возвѣщать созданный въ ихъ память Храмъ, возвеличивая особенно образъ ихъ начало/с. 7/вождя — въ Бозѣ почившаго Государя Императора Николая II.

Настанетъ день, когда, быть можетъ, воздвигнутся храмы и въ честь ихъ самихъ, т. е. тѣхъ изъ нихъ, кого Самъ Господь захочетъ прославить еще на землѣ.

Въ веселіи духа, съ ликующими побѣдными пѣснями въ устахъ, мы будемъ собираться въ эти храмы въ дни кончины нашихъ страстотерпцевъ, какъ въ дни нашихъ другихъ свѣтлыхъ торжественныхъ праздниковъ.

И какъ на крови, пролитой первыми христіанскими мучениками, утвердилась Церковь, такъ и на костяхъ нашихъ нынѣшнихъ страстотерпцевъ утвердится вновь Святая Русь, чтобы служить Господу въ преподобіи и правдѣ и возносить Ему хвалу, всегда побѣдители насъ творящему и дивному и славному во святыхъ Своихъ.

Аминь.

Источникъ: Слово, произнесенное Первоіерархомъ Русской Православной Церкви зарубежомъ Высокопреосвященнѣйшимъ Митрополитомъ Анастасіемъ 19-го іюня 1949 г. въ храмѣ-памятникѣ, сооруженномъ въ Брюсселѣ для увѣковѣченія памяти мученически убіеннаго Государя Императора Николая II. // «Православная Жизнь» (Orthodox Life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». №6 (378). Іюнь 1981 г. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1981. — С. 1-7.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.