Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
КРАТКІЙ ОБЗОРЪ ИСТОРІИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ ОТЪ РЕВОЛЮЦІИ ДО НАШИХЪ ДНЕЙ.

Часть I. Церковь въ Россіи.
Жизнь и дѣятельность св. патріарха Тихона.

(Род. 1865 г. Умеръ 1925 г.).

Святѣйшій патріархъ Тихонъ, въ мірѣ Василій Ивановичъ Бѣллавинъ, родился 19 января 1865 г. въ г. Торопцѣ, Псковской губ, гдѣ его отецъ прослужилъ всю свою жизнь священникомъ. Съ 1878 г. по 1883 г. онъ обучался въ Псковской Духовной Семинаріи. Товарищи по Семинаріи дали ему прозвище «архіерей». По окончаніи Семинаріи онъ поступилъ въ Петроградскую Духовную Академію, гдѣ имѣлъ прозвище «патріархъ». Въ 1888 г. студентъ Бѣллавинъ окончилъ курсъ Академіи и въ свѣтскомъ званіи получилъ назначеніе преподавателя Псковской Духовной Семинаріи. Въ 1891 г., на 26-мъ году жизни, онъ принялъ монашество съ именемъ Тихона. Изъ Псковской Семинаріи Іеромонахъ Тихонъ былъ переведенъ Инспекторомъ въ Холмскую Духовную Семинарію, гдѣ онъ вскорѣ былъ назначенъ Ректоромъ въ санѣ Архимандрита. На 34-мъ году, въ 1898 г. онъ былъ возведенъ въ санъ епископа. Черезъ годъ онъ получилъ самостоятельную каѳедру Алеутско-Аляскинскую, въ Сѣв. Америкѣ.

Въ Америкѣ, какъ и на всѣхъ мѣстахъ своего служенія, епископъ Тихонъ снискалъ себѣ всеобщую любовь и глубокое почитаніе. Много и благотворно онъ потрудился на новой каѳедрѣ и память о немъ до сихъ поръ благоговѣйно чтится въ Америкѣ. Самъ онъ считалъ, что пребываніе въ Сѣв. Америкѣ очень расширило его Церковно-политическій кругозоръ и подготовило къ той /с. 17/ сложной дѣятельности, которая представилась ему позднѣе. Въ 1905 г. онъ былъ возведенъ въ санъ Архіепископа, а въ 1907 г. призванъ къ управленію Ярославской епархіей. Вскорѣ онъ былъ переведенъ на Виленскую каѳедру, а на его мѣсто былъ присланъ Виленскій архіепископъ Агаѳангелъ. Проводы Владыки Тихона ярославцами были чрезвычайно трогательны. Городская Дума избрала его почетнымъ гражданиномъ г. Ярославля.

Въ Вильно была очень трудная и отвѣтственная работа изъ-за напряженныхъ отношеній между православными и поляками. Здѣсь (въ Вильно), застала Владыку Тихона война 1914 г. Его епархія оказалась въ сферѣ военныхъ дѣйствій, а затѣмъ черезъ нее перекатился и фронтъ, отрѣзавшій часть епархіи отъ Россіи. Владыка Тихонъ переселился сначала въ Москву, а затѣмъ въ Дисну на окраинѣ /с. 18/ своей епархіи. За дѣятельное участіе по обслуживанію духовныхъ нуждъ воиновъ, при чемъ онъ побывалъ и на фронтѣ, на передовыхъ позиціяхъ, Владыка Тихонъ получилъ высокій орденъ съ мечами. Въ это же время онъ часто вызывался въ Синодъ, для участія въ его засѣданіяхъ. Въ очень тяжеломъ положеній оказался архіепископъ Тихонъ во дни революціи, когда онъ былъ въ Синодѣ, а на мѣстѣ оберъ-прокурора оказался выдвиженецъ революціи неуравновѣшенный В. Н. Львовъ. Революціонный оберъ-прокуроръ смѣстилъ митрополита Питирима (Петроградскаго) и Макарія (Московскаго) и смѣнилъ весь составъ Синода. Былъ освобожденъ отъ присутствія въ Синодѣ и Владыка Тихонъ. Вскорѣ, однако, москвичамъ пришлось выбирать себѣ архипастыря, вмѣсто уволеннаго на покой митрополита Макарія (83-хъ лѣтняго старца), и на Московскую каѳедру былъ избранъ Виленскій архіепископъ Тихонъ. Въ этомъ избраніи нельзя не видѣть руки Божіей.

15-го августа 1917 года въ Москвѣ открылся священный Церковный Соборъ. Архіепископъ Тихонъ получилъ титулъ Митрополита, а затѣмъ былъ избранъ Предсѣдателемъ Собора.

5 ноября 1917 г., въ храмѣ Христа Спасителя, по жребію, вынутому старцемъ Алексѣемъ Зосимовскимъ, Владыка Тихонъ былъ избранъ Патріархомъ Московскимъ и Всея Руси. Когда Соборное Посольство возвѣстило митроп. Тихону о его избраніи, онъ отвѣтилъ многознаменательнымъ и пророческимъ Словомъ, въ которомъ говорилъ: ...«Ваша вѣсть объ избраніи меня въ Патріархи является для меня тѣмъ свиткомъ, на которомъ было написано: «плачъ, и стонъ и горе», и каковой свитокъ долженъ былъ съѣсть пророкъ Іезекіилъ (II, 10; III, 1). Сколько мнѣ придется глотать слезъ и испускать стоновъ въ предстоящемъ служеніи, и особенно въ настоящую тяжелую годину. Подобно древнему вождю еврейскаго народа Моисею, и мнѣ придется говорить ко Господу: «для чего Ты мучишь раба Твоего. И почему я не нашелъ милости предъ очами Твоими, что Ты возложилъ на меня бремя всего народа сего. Развѣ я носилъ во чревѣ весь народъ сей и развѣ я родилъ его, что Ты говоришь мнѣ: неси его на рукахъ твоихъ, какъ нянька носитъ ребенка. Я одинъ не могу нести всего народа сего, потому что онъ тяжелъ для меня (Числ. XI, 11-14). Отнынѣ на меня возлагается попеченіе о всѣхъ Церквахъ Россійскихъ и предстоитъ умираніе за нихъ во вся дни... Но да будетъ воля Божія. Нахожу подкрѣпленіе въ томъ, что избранія сего я не искалъ, и оно пришло помимо меня и даже помимо человѣковъ, по жребію Божьему...»

Настолованіе (интронизація) Патріарха происходило въ Успенскомъ Соборѣ въ Москвѣ 21 ноября 1917 г. Когда митрополитъ Владиміръ вручилъ новому Патріарху жезлъ Святителя Петра, Митрополита Московскаго, св. Патріархъ Тихонъ отвѣтилъ рѣчью, въ которой говорилъ: «...Дивно для всѣхъ и мое — Божіимъ устро/с. 19/еніемъ — нынѣшнее вступленіе на патріаршее мѣсто, послѣ того, какъ свыше 200 лѣтъ оно стояло пусто. Многіе мужи, сильныя словомъ и дѣломъ, свидѣтельствованные въ вѣрѣ, мужи, которыхъ весь міръ не былъ достоинъ, не получили, однако, осуществленія своихъ чаяній о возстановленій Патріаршества на Руси, не вошли въ покой Господень, въ Обѣтованную землю, куда направлены были ихъ святыя помышленія, ибо Богъ презрѣлъ нѣчто лучшее о насъ. Но да не впадемъ отъ сего, братіе, въ гордыню. Одинъ мыслитель, привѣтствуя мое недостоинство, писалъ: «можетъ быть дарованное намъ Патріаршество, котораго не могли увидѣть люди, болѣе насъ сильные и достойные, служитъ указаніемъ проявленія Божіей милости именно къ нашей немощи, къ бѣдности духовной». А по отношенію ко мнѣ самому дарованіемъ Патріаршества дается мнѣ чувствовать, какъ много отъ меня требуется и какъ много для сего мнѣ не достаетъ. И отъ сознанія сего священнымъ трепетомъ объемлется нынѣ душа моя. Подобно Давиду, и я малъ бѣ въ братіи моей, а братіи мои — прекрасны и велики, но Господь благоволилъ избрать меня. Кто же я, Господи, Господи, что Ты такъ возвелъ и отличилъ меня. Ты знаешь раба Твоего, и что можетъ онъ сказать Тебѣ. И нынѣ благослови раба Твоего. Рабъ Твой среди народа Твоего, столь многочисленнаго, — даруй же сердце разумное, дабы мудро руководить народомъ по пути спасенія. Согрѣй сердце мое любовью къ чадамъ Церкви Божіей, и расшири его, да не тѣсно будетъ имъ вмѣщаться во мнѣ. Вѣдь архипастырское служеніе есть по преимуществу служеніе любви... Патріаршество возстанавливается на Руси въ грозные дни, среди огня и орудійной смертоносной пальбы. Вѣроятно и само оно принуждено будетъ не разъ прибѣгать къ мѣрамъ запрещенія для вразумленія непокорныхъ и для возстановленія порядка церковнаго. Но какъ въ древности пророку Иліи явился Господь не въ бури, не въ трусѣ, не въ огнѣ, а въ прохладѣ, въ вѣяніи тихаго вѣтерка, такъ и нынѣ на наши малодушные укоры: «Господи, сыны Россійскіе оставили завѣтъ Твой, разрушили Твои жертвенники, стрѣляли по храмовымъ и кремлевскимъ святынямъ, избивали священниковъ Твоихъ», — слышится тихое вѣяніе словесъ Твоихъ: «еще семь тысящъ мужей не преклонили колѣна предъ современнымъ Вааломъ и не измѣнили Богу истинному». И Господь какъ бы говоритъ мнѣ такъ: «Иди и разыщи тѣхъ, ради коихъ еще пока стоитъ и держится Русская земля. Но не оставляй и заблуждшихъ овецъ, обреченныхъ на погибель, на закланіе, овецъ, поистинѣ жалкихъ. Паси ихъ, и для сего возьми жезлъ сей, жезлъ благоволенія. Съ нимъ потерявшуюся — отыщи, угнанную возврати, пораженную — перевяжи, больную укрѣпи, разжирѣвшую и буйную — истреби, паси ихъ по правдѣ». Въ семъ да поможетъ мнѣ Самъ Пастыреначальникъ, молитвами Пресв. Богородицы и Святителей Московскихъ. Богъ да благословитъ всѣхъ насъ благодатью Своею. Аминь».

Св. патріархъ Тихонъ, волею Божіею поставленный въ революціонное время во главѣ Русской Православной Церкви, мудро /с. 20/ повелъ корабль Церкви по бурному морю соціально-политическихъ страстей, которые, впервые въ жизни человѣчества, стали выявлять тогда свою подлинную религіозно-мистическую сатанинскую сущность. Политика такъ тѣсно переплелась съ религіей, что надо было обладать во истину «мудростію змія», просвѣтленною «кротостію голубя», чтобы идти царскимъ золотымъ путемъ Истины и не погрѣшать соскальзываніемъ въ ту или иную крайность. Такой мудростью, именуемой св. Отцами даромъ разсужденія (высшей Православной добродѣтелью), и обладалъ въ полной мѣрѣ св. патріархъ Тихонъ, почему его дѣятельность до сихъ поръ такъ трудно поддается правильному анализу и оцѣнкѣ. Когда-нибудь безпристрастная и честная Исторія Россіи и Исторія Русской Церкви разскажетъ, «не мудрствуя лукаво», подробно и точно о дѣятельности Великаго, и смиреннаго, и мудраго одиннадцатаго Русскаго Патріарха. Св. патріархъ Тихонъ былъ кротокъ какъ голубь и мудръ какъ змій. Онъ мудро отдавалъ Божіе Богу, а кесарево кесарю. Но Божіе — кесарю онъ не отдалъ. Время, когда Господь поставилъ его Первосвятителемъ Русской Православной Церкви, было совершенно необычайнымъ, не имѣющимъ прецедентовъ въ міровой исторіи и въ исторіи Церкви. Это очень важно понять каждому русскому человѣку: примѣровъ и аналогій въ Исторіи Церкви (Всеобщей и Русской) — для св. патріарха Тихона не было.

Совѣтская власть, представляющая собою откровенное и циничное самовластіе, главной задачей своей идеологической политики поставила распространеніе атеизма и матеріализма при помощи принципіальнаго величайшаго духовнаго и физическаго насилія. Доведенная до совершенства система универсальной пропаганды, построенной на государственно-организованной лжи, обманѣ, соблазнахъ и террорѣ, вмѣстѣ съ дьявольски жестокой усовершенствованной системой истязаній и пытокъ, принципіально и планомѣрно употребляемыхъ Совѣтскимъ Государствомъ для торжества атеизма и матеріализма — есть явленіе совершенно новое, качественно глубоко отличное отъ всѣхъ извѣстныхъ видовъ жестокостей и насилія въ міровой исторіи.

Главная борьба Совѣтскаго Государства направилась на христіанство, какъ совершеннѣйшій видъ религіи и, особенно, на Православіе, какъ совершеннѣйшій видъ христіанства. Главнымъ, единственно-мощнымъ врагомъ Совѣтской власти, какъ это ясно выявилось во время Церковнаго Собора 1917-1918 г., — была Православная Церковь. Противъ этой Церкви и выступило большевицкое богоборческое государство антихристова духа. Великая трагедія Россіи въ эту эпоху заключалась въ томъ, что мистическая сущность большевизма, какъ цинично-откровеннаго богоборческаго самовластія антихристова духа, понималась очень немногими. Св. патріархъ Тихонъ это понялъ. И твердо всталъ на путь духовнаго мученичества. Сердце его разрывалось отъ духовныхъ страданій и за судьбу Русской Православной Церкви, гонимой и соблаз/с. 21/няемой антихристовой властью, и за судьбу своей паствы, претерпѣвавшей невыносимыя муки. Видя невѣроятныя гоненія, духовныя и тѣлесныя пытки и истязанія систематически уничтожаемыхъ духовенства и вѣрующихъ мірянъ, видя какъ одинъ за другимъ соблазнялись и падали «даже избранные», св. Патріархъ приложилъ всѣ силы своего ума и сердца, чтобы облегчить участь несчастной своей паствы. Для этого онъ и пошелъ на всѣ возможныя для религіозной совѣсти православнаго христіанина уступки богоборческой власти. Но была граница, за которую онъ не перешелъ: духовной свободы Церкви онъ слугамъ сатаны не отдалъ. Больше того, чтобы дать понять своей паствѣ вынужденный характеръ уступокъ и лишь формально-внѣшній, а не духовный ихъ смыслъ, — св. Патріархъ ясно и громко, во всеуслышаніе опредѣлилъ сатанинскую антихристову сущность Совѣтской власти и анаѳематствовалъ ее. Дѣлая формальныя уступки этой власти и призывая къ полному прекращенію политической борьбы съ ней, онъ, однако, не снялъ своей анаѳемы и умеръ, оставивъ ее въ силѣ. Эту сверхчеловѣческую мудрость Патріарха, посланную ему свыше за его полное духовное самоотреченіе и самопожертвованіе, за его смиреніемъ высокую и нищетою богатую душу, — прекрасно поняла сердцемъ вся его паства.

Приводимъ этотъ историческій документъ Посланія патр. Тихона отъ 19 янв. 1918 г., въ которомъ онъ анаѳематствовалъ Совѣтскую власть.

«Смиренный Тихонъ, Божіею милостію Патріархъ Московскій и всея Россіи возлюбленнымъ о Христѣ Господѣ Архипастырямъ, пастырямъ, и всѣмъ вѣрнымъ чадамъ Православной Церкви Россійской.

Тяжкое время переживаетъ нынѣ святая Православная Церковь Христова на Русской землѣ. Явные и тайные враги воздвигли гоненія на Истину Христову и стремятся къ тому, чтобы погубить дѣло Христово, посѣявъ вмѣсто любви христіанской сѣмена злобы, ненависти и братоубійственной брани.

Жесточайшее гоненіе воздвигнуто на святую Церковь Христову: благодатныя таинства, освящающія рожденіе на свѣтъ человѣка или благословляющія супружескій союзъ семьи христіанской, открыто объявляются ненужными. Святые храмы подвергаются разрушенію или ограбленію и кощунственному оскорбленію, чтимыя народомъ святыни захватываются безбожными властелинами тьмы вѣка сего, школы, содержавшіеся на средства Православной Церкви, и училища, подготовлявшія пастырей Церкви, признаются излишними, имущества монастырей и церквей православныхъ отбираются. Гдѣ же предѣлы этимъ издѣвательствамъ надъ Церковью Христовой? Какъ и чѣмъ можно остановить это наступленіе на нее враговъ неистовыхъ?

Все сіе преисполняетъ сердце наше глубоко болѣзненною скорбью и вынуждаетъ насъ обратиться къ таковымъ извергамъ рода человѣческаго съ грознымъ словомъ обличенія по завѣту /с. 22/ апостола: «согрѣшающихъ предъ всѣми обличай, да и прочіи страхъ имутъ» (1 Тим. V, 9-20). Опомнитесь безумцы, прекратите ваши кровавыя расправы. Вѣдь то, что творите вы, не только жестокое дѣло: это дѣло поистинѣ сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому въ жизни будущей загробной и страшному проклятію потомства въ жизни настоящей — земной.

Властью данной намъ отъ Бога запрещаемъ вамъ приступать къ Тайнамъ Христовымъ, анаѳематствуемъ васъ, если только вы еще носите имена христіанскіе, хотя по рожденію своему принадлежите къ Церкви Православной.

Заклинаемъ и всѣхъ васъ, вѣрныхъ чадъ Православной Церкви Христовой, не вступать съ таковыми извергами рода человѣческаго въ какое либо общеніе: «измите злаго отъ васъ самихъ» (1 Кор. V, 13).

Враги Церкви захватываютъ власть надъ нею и ея достояніемъ силою смертоноснаго оружія, и вы противостаньте имъ силою вѣры вашей. А если нужно будетъ и пострадать за дѣло Христово, зовемъ васъ, возлюбленныя чада Церкви, на эти страданія вмѣстѣ съ собою словами апостола: «Кто разлучитъ насъ отъ любви Божіей. Смерть или тѣснота, или гоненіе, или гладъ, или нагота, или бѣда, или мечъ» (Рим. VIII, 35).

А вы, братіе архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа въ вашемъ духовномъ дѣланіи, но съ пламенной ревностью зовите чадъ вашихъ на защиту Церкви Православной, зовите ихъ становиться въ ряды духовныхъ борцовъ, которые силѣ внѣшней противопоставятъ силу своего святаго исповѣданія. И мы твердо уповаемъ, что враги Церкви будутъ посрамлены и расточатся силою Креста Христова, ибо непреложно обѣтованіе Самаго Божественнаго Крестоносца: «Созижду Церковь Мою и врата адовы не одолѣютъ ея» (Мѳ. XVI, 9-18).

Тихонъ, Патріархъ Московскій и всея Россіи.       

19 января 1918 г.

Этотъ многознаменательный актъ Св. Патріарха Тихона былъ подтвержденъ и утвержденъ Соборомъ Русской Православной Церкви 1917-18 гг.

28 января 1918 г. Соборъ постановилъ:

«Священный Соборъ Всероссійской Православной Церкви съ любовью привѣтствуетъ Посланіе Св. Патріарха Тихона, карающаго злодѣевъ и обличающаго враговъ Церкви Христовой. Съ высоты патріаршаго Престола прогремѣло слово прещенія, и подъятъ мечъ духовный противъ тѣхъ, кто совершаетъ непрерывныя надругательства надъ святынями вѣры и народной совѣстью. Священный Соборъ свидѣтельствуетъ, что онъ пребываетъ въ полномъ единеніи съ Отцомъ и Молитвенникомъ Церкви Русской, внемлетъ его призыву и готовъ жертвенно исповѣдывать вѣру /с. 23/ Христову противъ ея хулителей. Священный Соборъ призываетъ и всю Русскую Церковь во главѣ со своими архипастырями и пастырями объединиться нынѣ вокругъ Патріарха, дабы не дать на поруганіе вѣры нашей».

По вѣрованію Православной Церкви, Соборное постановленіе есть изволеніе Св. Духа.

26-го октября 1918 г., по случаю первой годовщины Октябрской революціи св. Патріархъ Тихонъ написалъ посланіе Совѣту Народныхъ Комиссаровъ, въ которомъ говорилъ: «Захватывая власть и призывая народъ довѣриться вамъ, какія обѣщанія давали вы ему и какъ исполнили эти обѣщанія. Поистинѣ, вы дали ему камень вмѣсто хлѣба и змѣю вмѣсто рыбы (Мѳ. VII, 9-10). Отечество вы подмѣнили бездушнымъ Интернаціоналомъ... Вы раздѣлили весь народъ на враждующіе между собой станы и ввергли его въ небывалое по жестокости братоубійство. Любовь Христову вы открыто замѣнили ненавистью, и вмѣсто мира искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войнѣ, т. к. вы стремитесь руками русскихъ рабочихъ и крестьянъ доставить торжество призраку міровой революціи... Никто не чувствуетъ себя въ безопасности, всѣ живутъ подъ постояннымъ страхомъ обыска, грабежа, выселенія, ареста, разстрѣла. Вы обѣщали свободу... Особенно больно и жестоко нарушеніе свободы въ дѣлахъ вѣры... въ органахъ печати злобныя богохульства и кощунства... Вы наложили свою руку на церковное достояніе, собранное поколѣніями вѣрующихъ... Вы закрыли рядъ монастырей и домовыхъ церквей. Вы заградили доступъ въ Московскій Кремль — это священное достояніе всего вѣрующаго народа. Вы разрушаете исконную форму церковной общины-прихода, разгоняете епархіальныя собранія, вмѣшиваетесь во внутреннее управленіе Православной Церкви... Мы знаемъ, что наши обличенія вызовутъ въ васъ только злобу и негодованіе, и что вы будете искать въ нихъ лишь повода для обвиненія насъ въ противленіи власти; но чѣмъ выше будетъ подниматься «столпъ злобы» вашей, тѣмъ вѣрнѣйшимъ будетъ то, свидѣтельствомъ справедливости нашихъ обличеній... Отпразднуйте годовщину своего пребыванія у власти освобожденіемъ заключенныхъ, прекращеніемъ кровопролитія, насилія, разоренія, стѣсненія вѣры... А иначе взыщется отъ васъ всякая кровь праведная, вами проливаемая (Лук. XI, 51) и отъ меча погибнете сами вы, взявшіе мечъ (Мѳ. XXVI, 52)».

Это Посланіе, конечно, не помогло. Гоненія на Церковь продолжались съ возрастающей силой: отбиралось и разграблялось церковное имущество, истреблялось въ огромномъ количествѣ духовенство. Количество убитыхъ и запытанныхъ священниковъ не поддается никакому подсчету. По строго провѣреннымъ даннымъ, въ области Харьковской губ., за 6 мѣсяцевъ съ конца декабря 1918 г. по іюль 1919 г. было убито 70 священниковъ. Со всѣхъ концовъ Россіи приходили къ Патріарху извѣстія объ этихъ ужасахъ. Са/с. 24/маго Патріарха тогда большевики еще не трогали, согласно указаніямъ Ленина: «мы изъ него втораго Гермогена дѣлать не будемъ». Не убивая Патріарха, большевики пытали его морально. Они обѣщали ослабить и даже прекратить пытки и издѣвательства надъ духовенствомъ и вѣрующими мірянами, если Патріархъ согласится сдѣлать уступки въ своихъ непримиримыхъ позиціяхъ.

Для облегченія невыносимыхъ и невыразимыхъ страданій своей паствы, Патріархъ пошелъ на тѣ уступки, которыя позволяла ему дѣлать его православная христіанская религіозная совѣсть.

25-го сентября 1919 г., въ разгаръ гражданской войны, св. патріархъ Тихонъ издалъ Посланіе съ требованіемъ къ духовенству прекратить политическую борьбу съ большевиками. Но разсчетъ на облегченіе гоненій на духовенство такимъ актомъ не оправдался. Политическія обвиненія духовенства были только ширмой прикрытія для истребленія его именно какъ служителя религіи. И чѣмъ чище въ нравственномъ отношеніи и безупречнѣе въ политическомъ отношеніи (политически лояльные) были представители духовенства, тѣмъ съ большей ненавистью они подвергались преслѣдованіямъ, «какъ наиболѣе опасные враги», по циничному заявленію Ленина (см. его статью «Левъ Толстой, какъ зеркало русской революціи»).

Самъ Патріархъ честно выполнялъ предъ большевиками данное обѣщаніе не заниматься чисто политическими дѣлами. Когда отъѣзжающій въ Добровольческую Армію просилъ тайнаго благословенія вождямъ Бѣлаго Движенія, Патріархъ деликатно, но твердо заявилъ, что не считаетъ возможнымъ это сдѣлать, ибо оставаясь въ Россіи, онъ хочетъ не только наружно, но и по существу избѣгнуть упрека въ какомъ-либо вмѣшательствѣ Церкви въ политику. Но и такая исключительная политическая лояльность Патріарха не смягчала религіозныхъ гоненій. Совѣтская власть требовала не аполитичности, которую квалифицировала какъ политическое преступленіе, а, наоборотъ, чисто политическаго положительнаго и активнаго участія Церкви въ Совѣтскомъ государствѣ.

Исполненіе такого требованія для Патріарха Тихона было нравственно невозможно.

25-го августа 1920 г. (фактически на годъ раньше), согласно циркуляра Комиссаріата Юстиціи, началась по всей Совѣтской Россіи кампанія «по вскрытію и полной ликвидаціи мощей». Надругательства надъ святыми мощами и издѣвательства власти надъ религіозными чувствами вѣрующихъ — не поддаются никакому описанію.

Декретомъ 27-го декабря 1921 г. начинается кампанія «по изъятію церковныхъ цѣнностей», прикрытая предлогомъ помощи голодающимъ.

Такъ какъ въ 1921 г. въ Россіи дѣйствительно наступилъ страшный голодъ, то патріархъ Тихонъ по собственной иниціативѣ выступилъ съ горячимъ посланіемъ.

/с. 25/ Въ этомъ Посланіи онъ писалъ: «Величайшее бѣдствіе поразило Россію. Пажити и нивы цѣлыхъ областей ея, бывшихъ ранѣе житницей страны и удѣлявшихъ избытки другимъ народамъ, сожжены засухой. Цвѣтущая хлѣбородная земля стала пустыней. Жилища обезлюдѣли, селенія обратились въ покинутыя, безъ врачебной помощи больницы, и деревни — въ кладбища непогребенныхъ мертвецовъ. Кто еще въ силахъ, бѣжитъ изъ этого царства ужаса и смерти безъ оглядки повсюду, покидая родные очаги и землю. Ужасы неисчислимы. Уже и сейчасъ страданія голодающихъ и больныхъ не поддаются описанію, и многіе милліоны людей обречены на смерть отъ мора и голода. Уже и сейчасъ нѣтъ счета жертвамъ, унесеннымъ страшнымъ бѣдствіемъ. Но съ каждымъ днемъ становится все шире и глубже вырываемая этимъ бѣдствіемъ русскому народу могила, и все на новые круги населенія и новыя области неотвратимо надвигается безпощадная смерть. На заброшенной, забытой землѣ роститъ она новую гибель странѣ и прокладываетъ дорогу къ новымъ жертвамъ въ грядущіе ближайшіе годы, ибо не родитъ земля не насѣянная, а безъ хлѣба не живетъ человѣкъ.

Къ тебѣ, Православная Русь, первое мое слово. Во имя Христа зоветъ тебя твой Патріархъ на священный подвигъ борьбы со страшнымъ бѣдствіемъ, на подвигъ помощи страждущимъ и спасенія умирающихъ. Нѣтъ жертвы слишкомъ великой, чтобы ослабить или прекратить эту тягчайшую скорбь. Все къ одру голодающихъ. Спѣши сюда, къ нимъ, съ руками исполненными даровъ милосердія, съ сердцемъ исполненнымъ любви, съ душою полнаго благодатнаго утѣшенія. Звучите, вдохновенные вѣрой въ отзывчивость человѣческой души, призывы пастырей и работниковъ святаго дѣла. Исторгайте, православные люди, неустанной молитвой у родныхъ святынь прощеніе Неба прегрѣшившей землѣ. Омойся покаянными обѣтами и Святыми Тайнами обновись, вѣрующая Русь, исходя на святой подвигъ и его совершая. Возвысь его въ подвигъ молитвенный, жертвенный подвигъ. Въ годину великаго посѣщенія Божіяго благословляю тебя; яви въ священномъ, самоотверженномъ служеніи ближнему своему величіе Христа. Освяти дѣйствія свои всецѣло завѣтами Его всепобѣждающей любви. Воскреси въ нынѣшнемъ подвигѣ твоемъ свѣтлыя незабываемыя дѣянія благочестивыхъ предковъ твоихъ и угодниковъ, возсіявшихъ въ тебѣ, когда въ годину тягчайшихъ бѣдъ собирала русскую духовную мощь беззавѣтная и самоотверженная любовь во имя Христа, и духовною мощью этой, какъ живой водой, оживотворялась умирающая русская душа и земля. Неси и нынѣ спасеніе ей, и отойдетъ, смерть отъ жертвы своей.

Русскіе люди и всѣ насельники Русской земли. Во имя всего, что возвышаетъ, что краситъ душу человѣка, что облагораживаетъ его, зову васъ: всѣ — врачевать страшное бѣдствіе, всѣ — спасать голодающаго, больного, умирающаго. Нѣтъ мѣста распрямъ и /с. 26/ раздѣленіямъ у постели его. Участь его сегодня — завтра общая участь, если помощь ему заграждена человѣческими страстями, фанатизмомъ и нетерпимостью, если шумомъ этихъ страстей заглушенъ будетъ тревожный предсмертный крикъ умирающаго и чья-либо бездушная рука отброситъ отъ его устъ подаваемый ему кусокъ хлѣба. Къ тебѣ, человѣкъ, къ вамъ, народы Вселенной, простираю голосъ свой. Помогите. Помогите странѣ, помогавшей всегда другимъ. Помогите странѣ, кормившей многихъ и нынѣ умирающей отъ голода. Спасайте отъ ужасной смерти народъ, являвшій міру величайшіе подвиги правды, самоотверженія и безкорыстія. Не до слуха вашего только, но до глубины сердца вашего пусть донесетъ голосъ мой болѣзненный стонъ обреченныхъ на голодную смерть милліоновъ людей и возложитъ его на вашу совѣсть, на совѣсть всего человѣчества. На помощь не медля. На щедрую, широкую помощь.

Къ Тебѣ, Господи, простираетъ истерзанная наша земля вопль свой: пощади и прости. Къ Тебѣ, Всеблагій, простираетъ согрѣшившій народъ Твой руки свои и мольбу: прости и помилуй. Въ Тебѣ наша жизнь, Ты — упованіе наше.

Во имя Христово исходимъ на дѣланіе свое; Господи благослови».

Православная Русская Церковь, отдѣленная отъ Государства предлагала свою помощь Государству въ дѣлѣ помощи голодающимъ. Но Совѣтская власть, по справедливому выраженію священника проф. К. Зайцева («Православная Церковь въ Сов. Россіи»), думала не столько о томъ, какъ использовать Церковь въ борьбѣ съ голодомъ, сколько о томъ, какъ использовать голодъ для борьбы съ Церковью.

Въ особомъ Посланіи 6/19 февраля 1921 г. св. Патріархъ Тихонъ благословилъ и разрѣшилъ церковно-приходскимъ совѣтамъ и общинамъ жертвовать на нужды голодающимъ драгоцѣнныя украшенія храмовъ и предметы, не имѣющіе богослужебнаго употребленія.

Однако ВЦИК, 13/26 февраля 1921 г. постановилъ для оказанія помощи голодающимъ изъять изъ храмовъ всѣ драгоцѣнныя вещи, въ томъ числѣ и священные сосуды и прочіе богослужебные предметы.

Св. Патріархъ Тихонъ немедленно отвѣтилъ на это новымъ Посланіемъ. Онъ повторялъ свое разрѣшеніе и даже призывалъ жертвовать церковные предметы, не имѣющіе богослужебнаго значенія, на нужды голодающихъ.

Онъ писалъ: «Мы призываемъ вѣрующихъ и нынѣ къ таковымъ пожертвованіямъ, лишь одного желая, чтобы они были откликами любящаго сердца на нужды ближняго, лишь бы они дѣйствительно оказывали реальную помощь страждущимъ братіямъ нашимъ. Но мы не можемъ одобрить изъятіе изъ храмовъ, хотя бы и черезъ добровольное пожертвованіе, священныхъ предме/с. 27/товъ, употребленіе коихъ не для богослужебныхъ цѣлей запрещается законами Вселенской Церкви и карается ею, какъ святотатство; — мірянъ отлученіемъ отъ нея, священнослужителей — изверженіемъ изъ сана...»

Въ отвѣтъ на это, Совѣтская власть начала разгромъ Православныхъ Церквей, сопровождавшійся гоненіемъ на духовенство и вѣрующихъ мірянъ. Несмотря на готовность вѣрующихъ уплачивать стоимость священныхъ предметовъ деньгами, «отказъ» въ выдачѣ священныхъ церковныхъ цѣнностей вмѣнялся и Патріарху, и Духовенству и вѣрующимъ, какъ «Государственное преступленіе».

Насильственное изъятіе священныхъ цѣнностей и открытое наглое и циничное ограбленіе храмовъ, съ одновременнымъ издѣвательствомъ и кощунствомъ надъ религіозными чувствами вѣрующихъ и надъ священными предметами, вызвало повсемѣстное народное возмущеніе. Произошло до 2,000 процессовъ по Россіи и было разстрѣляно и замучено до 10,000 священнослужителей и вѣрующихъ мірянъ.

Въ связи съ этой кампаніей «изъятія церковныхъ цѣнностей» — было создано и дѣло Петроградскаго Митрополита Веніамина или такъ называемый «Процессъ Церковниковъ» въ 1922 г.

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Краткій обзоръ исторіи Русской Церкви отъ революціи до нашихъ дней. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1952. — С. 16-27.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.