Церковный календарь
Новости


2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
КРАТКІЙ ОБЗОРЪ ИСТОРІИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ ОТЪ РЕВОЛЮЦІИ ДО НАШИХЪ ДНЕЙ.

Часть I. Церковь въ Россіи.

Документальныя данныя о расколѣ 1927-1929 г.г.
а) Принявшіе Декларацію митроп. Сергія.

Синодъ, составленный митроп. Сергіемъ по указаніямъ негласнаго «оберъ-прокурора» — чекиста Евгенія Александровича Тучкова, состоялъ изъ слѣдующихъ лицъ: Серафимъ, митроп. Тверской, Сильвестръ, архіеп. Вологодскій, Алексій, еп. Хутынскій (упр. Новгородской епархіей), Анатолій, еп. Самарскій, Павелъ, архіеп. Вятскій, Филиппъ, архіеп. Звенигородскій.

Поименованный среди членовъ Синода митроп. Арсеній Новгородскій находился въ ссылкѣ и прибыть не могъ. Хотя онъ и былъ недоволенъ Деклараціей м. Сергія, но по нерѣшительности своего характера не примкнулъ къ отпадшимъ, боясь «раскола».

Въ мартѣ 1928 г. митроп. Арсеній писалъ митроп. Сергію: «Я могу быть недовольнымъ тѣмъ, что я высказалъ въ частной перепискѣ съ вами, но это не толкаетъ меня на путь раскола».

Что касается характеристики личности и дѣятельности какъ митроп. Сергія такъ и членовъ его синода, то о нихъ слѣдуетъ знать слѣдующее.

Митроп. Сергій, будучи еще архіеп. Финляндскимъ, присоединился къ завѣдомо неканоническому мнѣнію Іоанникія, еписк. Архангельскаго, о допущеніи второго брака для вдовыхъ священниковъ и діаконовъ.

Послѣ февральской революціи, когда, назначенный Временнымъ Правительствомъ Оберъ-Прокуроръ Синода Львовъ началъ проявлять самоуправство — весь Синодъ, включая архіеп. Сергія Финляндск. ушелъ въ отставку. Но черезъ нѣсколько дней Львовымъ былъ сформированъ новый Синодъ и въ него вошелъ архіеп. Финлянд. Сергій.

Послѣ октябрскаго переворота м. Сергій попадаетъ въ тюрьму, но быстро оттуда выходитъ при странныхъ обстоятельствахъ. Его навѣстилъ въ тюрьмѣ извѣстный Владиміръ Путята, за свои дѣянія лишенный Соборомъ 1917 г. архіерейскаго сана и отлученный отъ Церкви, который въ это время сблизился съ большевиками. Въ результатѣ таинственныхъ переговоровъ м. Сергія немедленно выпускаютъ изъ тюрьмы, а вскорѣ послѣ этого м. Сергій пишетъ огромный докладъ Патріарху Тихону и Синоду въ защиту Путяты. Патріархъ и Синодъ, конечно, единогласно отвергли ходатайство. При изъятіи церковныхъ цѣнностей въ 1922 году м. Сергій сталъ противникомъ мнѣнія Патріарха по этому поводу.

16 іюня 1922 г. митроп. Сергій, вмѣстѣ съ архіеп. Евдокимомъ и архіеп. Серафимомъ (Мещеряковымъ), по поводу возникновенія самочиннаго Высш. Церков. Управленія обновленцевъ, объявили: «Разсмотрѣвъ платформу ВЦУ и каноническую законность управленія, заявляемъ, что цѣликомъ раздѣляемъ мѣропріятія ВЦУ, считаемъ его единственной канонической законной верховной властью и всѣ распоряженія, исходящія отъ него считаемъ /с. 54/ вполнѣ законными и обязательными. Мы призываемъ послѣдовать нашему примѣру всѣхъ истинныхъ пастырей и вѣрующихъ сыновъ Церкви, какъ ввѣренныхъ намъ такъ и другихъ епархій».

Въ январѣ 1924 г. м. Сергій въ Москвѣ приноситъ всенародное покаяніе предъ Церковью и Патріархомъ въ своемъ отступленіи въ обновленчество и получаетъ изъ рукъ патріарха Тихона мантію и клобукъ.

Интересно мнѣніе Оптинскаго старца Нектарія о м. Сергіѣ. Въ 1927 г. лѣтомъ, еще до «Деклараціи» м. Сергія, о. Нектарій сказалъ навѣстившимъ его профессорамъ И. Е. Аничкову и В. Л. Комаровичу: «митрополитъ Сергій — обновленецъ». Когда же они возразили: «Такъ вѣдь онъ покаялся», тогда о. Нектарій сказалъ «Да, покаялся, но ядъ въ немъ сидитъ».

Что касается членовъ Сергіевскаго Синода, то къ характеристикѣ репутаціи митрополита Серафима Тверскаго и епископа Алексія Хутынскаго (по фамилій Симанскій), слѣдуетъ вспомнить ихъ близость къ ГПУ и въ частности «дружескія отношенія» съ чекистомъ Е. А. Тучковымъ.

Ленинградская Делегація посѣтившая м. Сергія обратила вниманіе на подозрительное окруженіе. «А кѣмъ окружили вы себя Владыка. Вѣдь одно имя епископа Алексія Симанскаго можетъ дискредитировать весь Синодъ?»

Принявшіе «Декларацію» м. Сергія писали спеціальныя «Посланія» къ нему, къ паствѣ, другъ къ другу. Приведемъ документальныя данныя (выписки изъ этихъ посланій).

Епископъ Василій, Викарій Рязанскій, 11 ноября 1927 г. писалъ м. Сергію:

«Съ 1 августа по 27 сентября с. г. я прожилъ въ поселкѣ Хэ Обдорскаго района, Тобольскаго округа, вмѣстѣ съ митрополитомъ Петромъ-Мѣстоблюстителемъ, и по его порученію долженъ вамъ сообщить слѣдующее: Владыка получилъ возможность (изъ газеты «Извѣстія») прочитать Декларацію нынѣшняго Православнаго Синода и вынесъ отъ нея вполнѣ удовлетворительное впечатлѣніе, добавивъ, что она является необходимымъ явленіемъ настоящаго момента. Владыка Митрополитъ просилъ передать его сердечный привѣтъ м. Сергію и всѣмъ знающимъ его».

Свѣдѣнія эти, какъ выяснилось впослѣдствіи, оказались ложными.

Уже одинъ фактъ 11-лѣтней ссылки м. Петра говоритъ за то, что этотъ исповѣдникъ не могъ солидаризироваться съ Деклараціей, за отказъ отъ подписанія которой онъ и находился въ ссылкѣ. Тривіальный совѣтскій тонъ этого «рапорта» епископа Василія выдаетъ съ головой его сочинителя. На самомъ же дѣлѣ было совсѣмъ иначе. 22 января 1928 г. съ митрополитомъ Петромъ имѣлъ возможность встрѣтиться и бесѣдовать участникъ одной научной экспедиціи профессоръ Н. Митрополитъ Петръ спросилъ навѣстившихъ его двухъ научныхъ сотрудниковъ, среди которыхъ /с. 55/ былъ и г. Н. — «Нѣтъ ли у васъ какихъ нибудь новыхъ вѣстей изъ церковной жизни?» Они отвѣчали отрицательно, т. к. уже полтора года, какъ выѣхали изъ Москвы. Тогда м. Петръ развернулъ газету и сказалъ: «Я никакихъ писемъ за время своей ссылки ни отъ какихъ лицъ не получалъ, только получилъ Воззваніе (т. е. Декларацію м. Сергія) отдѣльнымъ оттискомъ и газету». Затѣмъ митрополитъ Петръ предложилъ г. Н. прочитать Воззваніе и спросилъ какъ онъ его находитъ. Н. сказалъ: «вѣроятно м. Сергія заставили его написать». Тогда м. Петръ взволновался и сказалъ: «Для Первоіерарха подобное Воззваніе недопустимо. Къ тому же я не понимаю зачѣмъ собранъ Синодъ, какъ я вижу изъ подписей подъ Воззваніемъ, изъ ненадежныхъ лицъ. Такъ напримѣръ епископъ Филиппъ — еретикъ. Въ этомъ Воззваніи набрасывается на Патріарха и на меня тѣнь, будто бы мы вели сношенія съ заграницей политическія, между тѣмъ, кромѣ церковныхъ, никакихъ отношеній не было. Я не принадлежу къ числу непримиримыхъ, мною допущено все, что можно было допустить, и мнѣ предлагалось въ болѣе приличныхъ выраженіяхъ подписать Воззваніе, но я не согласился, за это и высланъ. Я довѣрялъ м. Сергію и вижу, что ошибся».

Въ числѣ принявшихъ Декларацію были: Архіеп. Курскій Ювеналій, епископъ Полонскій Максимъ, архіепископъ Евгеній, епископъ Авраамій и др. Всѣ они писали о своей позиціи въ письмахъ къ м. Сергію или другъ къ другу.

Архіепископъ Ювеналій, послѣ отбытія 3-хъ лѣтняго срока въ Соловкахъ, вдругъ былъ выпущенъ безъ всякихъ ограниченій. Больше того, онъ получилъ право проживать по всему СССР и даже въ Москвѣ (обычно всѣ освобожденныя изъ концлагерей получали ограниченія: ссылку, высылку, запрещенія жить въ большихъ городахъ и т. п.). Уже это одно обстоятельство вызвало къ нему недовѣріе со стороны вѣрующихъ. Этотъ архіепископъ написалъ м. Сергію 10 марта 1928 г. письмо:

«Долгомъ почитаю довести до Вашего свѣдѣнія и временнаго при Васъ Синода Рос. Церкви, что я, по отбытіи 3-хъ лѣтняго срока наказанія въ Соловецкомъ концлагерѣ особаго назначенія, распоряженіемъ секретнаго отдѣла ОГПУ освобожденъ отъ принудительныхъ работъ въ означенномъ лагерѣ съ правомъ проживанія по всей территоріи СССР, въ силу чего и прибылъ въ Москву въ распоряженіе Вашего Высокопреосвященства, смиренно прося отеческаго Вашего благословенія на дальнѣйшее мое служеніе Церкви Божіей. При семъ считаю необходимымъ со своей стороны, въ виду ниспосланнаго испытанія Матери нашей Церкви, съ появленіемъ въ нѣдрахъ ея раскола, заявить, что какъ я, такъ и другіе святители Соловецкіе находимся и будемъ находиться въ каноническомъ, молитвенномъ единеніи съ Вами и временномъ при Вашемъ Высокопреосвященствѣ Синодѣ до тѣхъ поръ, пока Вы будете пребывать въ томъ же каноническомъ, молитвенномъ церк/с. 56/овномъ единеніи съ Патріаршимъ Мѣстоблюстителемъ Россійской Церкви и сохранять во всей чистотѣ, полнотѣ, незыблемости и святынѣ Православную святоотеческую Вѣру Христіанскую и всѣ ея Божественные каноны, догматы и уставы, въ чемъ да поможетъ Вамъ Всемилостивый Господь въ это трудное, тяжелое и лукавое время».

Свѣдѣнія, сообщенныя архіепископомъ Ювеналіемъ о томъ, что всѣ Соловецкіе узники-святители солидаризируются съ м. Сергіемъ и его Деклараціей — не вѣрны.

Въ 1928 г. въ Соловецкомъ концлагерѣ находились епископы: Викторъ Глазовскій, Иларіонъ, викарій Смоленскій, Нектарій Трезвинскій и др., которые категорически протестовали противъ Деклараціи м. Сергія и прервали съ нимъ всякое общеніе, за что и отбывали срокъ въ Соловкахъ.

Епископъ Максимъ Полонскій, въ своемъ письмѣ м. Сергію 19 сентября 1927 г. сообщалъ: «Конечно не мало людей, которые стараются дискредитировать Васъ и дѣло Вашего Высокопреосвященства изъ за сведѣнія личныхъ счетовъ и для устроенія своихъ партійныхъ дѣлъ... Въ такомъ дѣлѣ, какъ Ваше, установить повсемѣстно добрыя нормальныя отношенія Православной Церкви со властью, при условіяхъ переживаемаго времени, не обойдешься безъ треній, хулы и клеветы. Отъ души желаю полнаго успѣха предпринятому Вашимъ Высокопреосвященствомъ дѣлу... Весь корень зла, вся злостная инсинуація лежитъ въ томъ, что Вы дѣйствуете будто бы безъ благословенія м. Петра, что м. Петръ далъ Вамъ будто бы право только заниматься текущими неважными дѣлами. Разсѣйте нелѣпое обвиненіе, отецъ родной. Для меня лично каждый шагъ Вашей работы законенъ и святъ. Прошу извинить за безспокойство. Епископъ Максимъ».

Квалификація протестующихъ исповѣдниковъ, какъ «сводящихъ личные счеты» и устраивающихъ «партійныя дѣла» — кощунственна и не имѣетъ абсолютно никакихъ основаній. «Разсѣять» же «нелѣпое» обвиненіе, что м. Сергій дѣйствуетъ безъ благословенія м. Петра, было невозможно, ибо м. Сергій и на самомъ дѣлѣ дѣйствовалъ безъ благословенія Мѣстоблюстителя, безмѣрно превышая свои полномочія.

Епископъ Авраамій, викарій Вятскій, въ своемъ письмѣ 3 янв. 1928 г. архіепископу Вятскому Павлу (члену Сергіевскаго Синода) сообщалъ: «Долго я не хотѣлъ вѣрить, что на Вяткѣ существуетъ новый расколъ и желалъ быть съ тѣми и другими».

Архіепископъ Евгеній, бывшій 3 года въ Соловкахъ, а затѣмъ направленный въ Зырянскій край, въ своемъ письмѣ къ неизвѣстному корреспонденту 5 декабря 1927 г. сообщалъ: «Великій грѣхъ производить въ Церкви раздѣленія, и тотъ, кто беретъ на себя право отдѣляться отъ м. Сергія — законнаго замѣстителя м. Петра — приноситъ большой вредъ и собственному спасенію и Церкви Православной. Нѣтъ никакихъ каноническихъ основаній къ непод/с. 57/чиненію м. Сергію, дѣйствія котораго не касаются Православнаго вѣроученія и не нарушаютъ благодатности Таинствъ».

Голословность сужденій архіеп. Евгенія ясна всякому. Онъ не видитъ ни прямого нарушенія м. Сергіемъ 34 Апост. правила, ни безмѣрнаго превышенія полномочій, ни безумнаго шага сотрудничества Православной Церкви съ богоборческой антихристовой властью Совѣтскаго Государства.

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Краткій обзоръ исторіи Русской Церкви отъ революціи до нашихъ дней. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1952. — С. 53-57.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.