Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 34.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
КРАТКІЙ ОБЗОРЪ ИСТОРІИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ ОТЪ РЕВОЛЮЦІИ ДО НАШИХЪ ДНЕЙ.

Часть I. Церковь въ Россіи.

Образованіе тайной (катакомбной) Церкви въ Совѣтской Россіи.

По свидѣтельству близкаго друга св. патріарха Тихона профессора, доктора медицины М. А. Жижиленко (бывшаго главнаго врача Таганцевской тюрьмы въ Москвѣ, а затѣмъ перваго тайнаго /с. 71/ катакомбнаго епископа Серпуховскаго съ именемъ Максима) — Патріархъ, незадолго до своей кончины, съ ужасомъ убѣждаясь, что предѣлъ «политическимъ» требованіямъ Совѣтской власти лежитъ за предѣлами вѣрности Церкви и Христу, — высказалъ мысль о томъ, что, повидимому, единственнымъ выходомъ для Православной Русской Церкви сохранить вѣрность Христу — будетъ въ ближайшемъ будущемъ уходъ въ катакомбы. Поэтому, св. патр. Тихонъ благословилъ проф. М. А. Жижиленко принять тайное монашество, а затѣмъ, въ ближайшемъ будущемъ, въ случаѣ, если высшая іерархія Церкви измѣнитъ Христу и уступитъ сов. власти духовную свободу Церкви, — стать тайнымъ епископомъ.

Въ 1927 г., когда митроп. Сергій издалъ свою Декларацію, послѣ которой произошелъ церковный расколъ, проф. Жижиленко выполнилъ волю св. патр. Тихона и сталъ первымъ тайнымъ епископомъ Максимомъ Серпуховскимъ.

Послѣ раскола 1927 г. послѣдователи митроп. Сергія, принявшіе его Декларацію, стали называться «сергіанами». Оставшіеся же вѣрными Правосл. Церкви, не принявшіе деклараціи и отошедшіе отъ митроп. Сергія, стали называться «іосифлянами» (отъ имени Петроградскаго митрополита Іосифа). Это наименованіе, данное «сергіанами» — не опредѣляло позиціи протестовавшихъ ни по существу ни по формѣ. Кромѣ митроп. Іосифа, отошли отъ общенія съ митроп. Сергіемъ и другіе, самые выдающіеся іерархи съ ихъ паствами. Религіозно-нравственный авторитетъ протестовавшихъ и отошедшихъ былъ настолько высокъ, качественное превосходство было настолько ясно, что для будущаго историка Церкви не можетъ быть никакого сомнѣнія въ правотѣ противниковъ митроп. Сергія. Этихъ послѣднихъ правильнѣе было бы назвать вѣрными тихоновцами. Дѣянія же м. Сергія и иже съ нимъ — слѣдуетъ квалифицировать, какъ ново-обновленческій расколъ.

Всѣхъ протестовавшихъ противъ Деклараціи митр. Сергія Сов. власть арестовывала какъ «контръ-революціонеровъ», разстрѣливала и ссылала къ концентраціонные лагеря и ссылки. На допросахъ ликующіе чекисты-слѣдователи со злорадствомъ и сарказмомъ доказывали «строгую каноничность» митроп. Сергія и его Деклараціи, которая «не измѣнила ни канонамъ ни догматамъ». Массовые разстрѣлы, гоненія и пытки, обрушившіеся на вѣрныхъ Христовой Церкви — не поддаются описанію.

По офиціальнымъ даннымъ Научно-Изслѣдовательскаго Криминологическаго Кабинета въ Соловецкомъ концлагерѣ, въ 1928 г. количество осужденныхъ по церковнымъ дѣламъ достигло 20% всѣхъ заключенныхъ концлагеря.

Истинной Правосл. Церкви не оставалось другого выхода, какъ уйти въ катакомбы.

Духовнымъ Отцомъ, породившимъ самую идею Катакомбной Церкви, былъ св. патр. Тихонъ. Не имѣющая въ первые годы своего существованія ни организаціи, ни администраціи, разроз/с. 72/ненная физически и географически, катакомбная церковь объединялась только именемъ митрополита Петра. Первый катакомбный епископъ Максимъ, въ 1928 г. былъ арестованъ и сосланъ въ Соловецкій Концлагерь. Въ 1930 г. онъ былъ изъ концлагеря увезенъ въ Москву и разстрѣлянъ.

Съ 1928 г. въ Соловецкомъ и Свирскомъ концлагеряхъ, въ лагерѣ «БЕЛБАЛТЛАГЪ» и во многихъ лагеряхъ Сибири — стало совершаться много тайныхъ хиротоній. (Въ Соловецкомъ лагерѣ ихъ совершали епископы: Максимъ, Викторъ, Иларіонъ и Нектарій).

Послѣ смерти митрополита Петра и митрополита Кирилла (оба умерли въ ссылкахъ въ 1936 году), духовнымъ и административнымъ главой Катакомбной Церкви, уже создавшей къ этому времени подобіе нѣкоторой организованности, — становится митрополитъ Іосифъ (хотя и находившійся въ ссылкѣ).

Въ концѣ 1938 года, именно за возглавленіе и за руководство Тайной Катакомбной Церковью, митрополитъ Іосифъ былъ разстрѣлянъ.

Послѣ его смерти, Катакомбная Церковь стала еще болѣе строго хранить свои тайны, особенно имена и мѣстопребываніе своихъ духовныхъ вождей.

«Не бо врагомъ Твоимъ тайну повѣмъ» — вотъ съ какимъ эпиграфомъ стали получаться изрѣдка краткія свѣдѣнія о жизни этой тайной Церкви.

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Краткій обзоръ исторіи Русской Церкви отъ революціи до нашихъ дней. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1952. — С. 70-72.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.