Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
КРАТКІЙ ОБЗОРЪ ИСТОРІИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ ОТЪ РЕВОЛЮЦІИ ДО НАШИХЪ ДНЕЙ.

ЧАСТЬ II. РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАРУБЕЖОМЪ.

Взаимоотношенія Соборной Зарубежной Русской Церкви съ Московской сергіевской патріархіей послѣ 1927 г.

«Декларація» 1927 г. митрополита Сергія поставила передъ Архіерейскимъ Заграничнымъ Соборомъ новую проблему: какъ слѣдуетъ относиться къ Сергіевской Совѣтской Патріархіи? Вопросъ заключался въ томъ, что надо было опредѣленно рѣшить: идти ли съ митрополитомъ Сергіемъ, который вошелъ въ сотрудничество съ безбожной властью или солидаризоваться съ духовнымъ Соборомъ Епископовъ, клира и мірянъ, которые отошли отъ Сергія?

Отвѣтомъ на «Декларацію» митрополита Сергія и всѣ событія 1927 г. (протесты и отходы съ прекращеніемъ общенія отъ митр. Сергія ряда выдающихся іерарховъ съ ихъ епархіями, прещенія на отошедшихъ со стороны митр. Сергія и т. д.) — было опредѣленное Постановленіе Собора Русскихъ Архіереевъ заграницей: «Заграничная часть Всероссійской Церкви должна прекратить административныя сношенія съ Московской Церковной властью, въ виду невозможности нормальныхъ сношеній съ нею и въ виду порабощенія ея безбожной Совѣтской властью, лишающей ея свободы въ своихъ волеизъявленіяхъ и свободы каноническаго управленія Церковью.

/с. 102/ Чтобы освободить нашу іерархію въ Россіи отъ отвѣтственности за непризнаніе Совѣтской власти заграничной частью нашей Церкви впредь до возстановленія нормальныхъ сношеній съ Россіей и до освобожденія нашей Церкви отъ гоненій безбожной Сов. власти, заграничная часть нашей Церкви должна управляться сама, согласно священнымъ канонамъ, опредѣленіямъ Собора 1917-1918 г.г. и Постановленію Патріархіи отъ 7 (20) ноября 1920 г. за № 362, при помощи Архіерейскаго Сѵнода и Собора Епископовъ.

Заграничная часть Русской Церкви почитаетъ себя неразрывной, духовно-единой вѣтвью Великой Русской Церкви. Она не отдѣляетъ себя отъ своей Матери Церкви и не считаетъ себя автокефальной. Она по прежнему считаетъ своей Главой Патріаршаго мѣстоблюстителя митрополита Петра и возноситъ его имя за богослуженіемъ.

Въ отвѣтъ на заявленіе «Деклараціи» митрополита Сергія: «мы потребовали отъ заграничнаго духовенства дать письменное обязательство въ полной лойяльности къ Совѣтскому правительству во всей своей общественной дѣятельности; не давшіе такого обязательства или нарушившіе его будутъ исключены изъ состава клира, подвѣдомственнаго Московской Патріархіи» (Посланіе 16/29 іюля 1927 г.), — Соборъ Архіереевъ заграницей, въ томъ же опредѣленіи заявилъ: «Рѣшительно отвергнуть предложеніе митрополита Сергія и его Сѵнода дать подписку о вѣрности Сов. правительству, какъ неканоническое и весьма вредное для святой Церкви»... «Если же послѣдуетъ постановленіе митрополита Сергія и его Сѵнода объ исключеніи заграничныхъ епископовъ и клириковъ, не пожелавшихъ дать подписку о вѣрности Сов. правительству, изъ состава клира Московскаго Патріархата, то таковое постановленіе будетъ неканоническимъ». (Окружное Посланіе 27-го авг. / 9 сент. 1927 г.).

9 мая 1928 г. указомъ Сергіевскаго Сѵнода за № 104 — заграничный Архіерейскій Соборъ и Сѵнодъ были объявлены упраздненными и всѣ ихъ дѣйствія отмѣненными.

Это явно неканоническое распоряженіе не могло, конечно, имѣть никакого реальнаго значенія, кромѣ того, что ясно констатировало разрывъ Совѣтской Патріархіи съ духомъ и буквой строго каноническихъ указовъ Патріарха Тихона (въ частности съ Указомъ № 362) и съ духомъ и буквой Постановленій Московскаго, Церковнаго Собора 1917-18 г.г.

22 іюня 1934 г., послѣ длительной безплодной переписки съ Сербскимъ Патріархомъ Варнавой, котораго митр. Сергій пытался привлечь на свою сторону, Сергіевскій Сѵнодъ рѣшилъ «Карловацкую группу, какъ ослушниковъ законнаго священноначалія и учи/с. 103/телей раскола (!?), предать Церковному суду съ запрещеніемъ священнослуженіи впредь до суда или раскаянія». Когда впослѣдствіи появилась заграницей Московская церковная делегація, тогда, казалось, отпала причина разрыва заграничго епископата съ Московской Церковной властью («невозможность нормальныхъ сношеній съ ней»). Но другая причина, указанная Архіерейскимъ Соборомъ 1927 г. — «прекращеніе административныхъ сношеній съ ней въ виду порабощенія ее безбожной Совѣтской властью, лишающей ее свободы въ своихъ волеизъявленіяхъ и каноническаго управленія Церковью» — осталась въ полной силѣ.

Въ 1945 г. заграницей снова появилась отъ Совѣтской Московской Патріархіи делегація, которая распространила «Обращеніе» Совѣтскаго Патріарха Алексія отъ 10 авг. 1945 г. къ архипастырямъ и клиру такъ называемой Карловацкой группы, предлагая ей принести покаяніе; иначе подтвердятся рѣшенія 1934 г.

Въ октябрѣ 1945 г. Глава Соборной Зарубежной Церкви и Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода митрополитъ Анастасій (возглавившій Соборную Зарубежную Церковь послѣ смерти митрополита Антонія въ 1936 г.), въ спеціальномъ Посланіи къ русскимъ православнымъ людямъ, далъ обстоятельный отвѣтъ на «Обращеніе» Патр. Алексія.

Въ своемъ посланіи, митрополитъ Анастасій писалъ: «Епископы, клирики и міряне подчиняющіеся юрисдикціи Заграничнаго Архіерейскаго Сѵнода, никогда не разрывали каноническаго, молитвеннаго и духовнаго единенія со своей Матерью Церковью.

Представители Зарубежной Церкви вынуждены были прервать общеніе только съ Высшей Церковной властью въ Россіи, поскольку она сама стала отступать отъ пути Христовой Истины и Правды и черезъ то отрываться духовно отъ православнаго епископства Церкви Россійской, о которой мы не перестаемъ возносить свои моленія за каждымъ богослуженіемъ, и вмѣстѣ, и отъ вѣрующаго народа русскаго, издревле оставшагося хранителемъ благочестія на Руси».

27 апр. (10 мая) 1946 г. въ г. Мюнхенѣ, въ Германіи, собрался Архіерейскій Соборъ Русской Зарубежной Церкви, объединившій 26 епископовъ, изъ коихъ 16 присутствовали лично. Этотъ Соборъ опредѣлилъ:

«Высшее Церковное Управленіе въ Россіи, въ лицѣ нынѣшняго Главы Русской Церкви Патріарха Алексія, неоднократно уже обращалось къ зарубежнымъ епископамъ съ увѣщаніемъ войти въ каноническое подчиненіе Патріархіи, но, повинуясь велѣніямъ своей пастырской совѣсти, мы не находимъ для себя нравственно возможнымъ пойти на встрѣчу этимъ призывамъ до тѣхъ поръ, /с. 104/ пока Высшая Церковная власть въ Россіи находится въ противоестественномъ союзѣ съ безбожной властью и пока вся Русская Церковь лишена присущей ей по ея божественной природѣ истинной свободы.

Мы не хотимъ закрывать глаза передъ тѣмъ фактомъ, что Сов. власть со времени войны должна была возвратить Церкви нѣкоторыя изъ отнятыхъ у нея законныхъ правъ. Однако, свобода, данная Русской Церкви, носитъ очень ограниченный и при этомъ болѣе внѣшній и кажущійся, чѣмъ подлинный и существенный характеръ. Эта свобода должна быть искуплена, кромѣ того, такими обязательствами, возложенными властью на духовенство, какія не отвѣчаютъ высокому достоинству Церкви. Если коммунистическое правительство въ Россіи хочетъ показать дѣйствительное уваженіе къ Русской Церкви и создать нормальныя условія для ея дѣятельности, она должна предоставить ей полную свободу въ осуществленіи указаннаго ей свыше призванія на землѣ и обезпечить ей такое правовое положеніе, какимъ она искони пользовалась въ Православной Россіи. Прежде всего власть обязана раскрыть двери темницъ и концентраціонныхъ лагерей, чтобы освободить томящихся тамъ до нынѣ архипастырей и пастырей, явившихъ себя истинными исповѣдниками Православія и предоставить духовенству полную свободу устной и письменной проповѣди Слова Божьяго и религіознаго воспитанія молодыхъ поколѣній.

Глубоко сожалѣя о тяжеломъ и зависимомъ нынѣшнемъ положеніи іерархіи и духовенства въ Россіи, мы не хотимъ требовать отъ нихъ непосильныхъ жертвъ и возлагать на ихъ рамена непосильнаго бремени, однако не можемъ со скорбью не указать на то, что высшая іерархія Русской Церкви стала на невѣрный и опасный путь, посколько она съ одной стороны замалчиваетъ горькую для Сов. власти правду, представляя положеніе церковной и общественной жизни въ Россіи не такимъ, какимъ оно есть въ дѣйствительности и забывая изреченія Григорія Богослова, что въ такихъ случаяхъ «молчаніемъ предается Богъ», а съ другой — сознательно утверждаетъ кощунственную неправду, будто гоненій на Церковь не только нѣтъ, но и никогда не было въ Россіи со стороны большевицкой власти, и такимъ образомъ глумится надъ страдальческимъ подвигомъ множества священномученниковъ и мучениковъ, которыхъ она дерзаетъ приравнивать къ политическимъ преступникамъ, понесшимъ якобы справедливую кару со стороны правительства. Это есть подлинно великій грѣхъ хулы на ихъ священную память и клеветы на нашу Матерь Церковь, за которой іерархія и особенно ея возглавитель дадутъ тяжкій отвѣтъ передъ Богомъ и судомъ исторіи.

/с. 105/ Склоняясь съ благоговѣніемъ передъ образомъ нашихъ великихъ страстотерпцевъ, пострадавшихъ за Вѣру и Божію Правду, мы усердно молимся объ ихъ упокоеніи, какъ и другихъ многочисленныхъ русскихъ людяхъ, особенно о тысячахъ военноплѣнныхъ, принявшихъ мученическую кончину отъ жестокой руки такъ называемыхъ нѣмецкихъ нацистовъ. Уповаемъ, что жертва тѣхъ и другихъ была не напрасна, что на ихъ мученическихъ костяхъ воздвигнется новая свободная Русь, сильная своей Православной Правдой и братской любовью, которой она искони свѣтила міру. И тогда всѣ ея разсѣянные сыны безъ всякаго принужденія и насилія, но свободно и радостно устремятся отовсюду въ ея материнскія объятія. Въ сознаніи своей неразрывной духовной связи съ нашей Родиной, усердно просимъ Господа, чтобы Онъ возможно скорѣе залѣчилъ раны, нанесенныя нашему Отечеству столь тяжелою для него, хотя и побѣдоносною войною и благословилъ его миромъ и полнымъ благодѣнствіемъ.

Подписали: Предсѣдатель Архіерейскаго Собора Митрополитъ Анастасій; Члены: Архіепископы — Пантелеимонъ, Венедиктъ, Филоѳей; епископы — Леонтій, Димитрій, Аѳанасій, Стефанъ, Евлогій, Григорій, Ѳеодоръ, Александръ, Наѳанаилъ. Секретарь — епископъ Серафимъ.

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Краткій обзоръ исторіи Русской Церкви отъ революціи до нашихъ дней. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1952. — С. 101-105.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.