Церковный календарь
Новости


2019-03-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 10-е (1908)
2019-03-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 9-е (1908)
2019-03-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 8-е (1908)
2019-03-21 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 7-е (1908)
2019-03-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Зависть - изобрѣтеніе діавола" (1975)
2019-03-21 / russportal
Архіеп. Аверкій. Слово на актѣ Семинаріи въ 1969 году (1975)
2019-03-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Современное бѣснованіе (1975)
2019-03-21 / russportal
Архіеп. Аверкій. "Вси святіи земли Русскія, молите Бога о насъ!" (1975)
2019-03-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Дѣйство льсти" - въ полномъ разгарѣ (1975)
2019-03-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Пасхальное обращеніе 1969 года (1975)
2019-03-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). Два письма прот. Виктору Потапову (1995)
2019-03-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). Письмо архіеп. Женевскому Антонію (1995)
2019-03-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 28-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-03-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 27-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-03-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 26-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-03-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 25-я по Сравнит. богословію (1972)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 22 марта 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
КРАТКІЙ ОБЗОРЪ ИСТОРІИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ ОТЪ РЕВОЛЮЦІИ ДО НАШИХЪ ДНЕЙ.

ЧАСТЬ II. РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАРУБЕЖОМЪ.

[Изъ посланія Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. «Русской паствѣ въ разсѣяніи сущей»].

Второе Посланіе Второго Всезарубежнаго Собора было обращено къ «Русской паствѣ въ разсѣяніи сущей».

Приводимъ наиболѣе значительныя мѣста изъ этого Посланія:

«Соборъ Русскихъ Архипастырей, пастырей и представителей паствы — находящимся въ разсѣяніи Русскимъ людямъ, разсѣяннымъ по всѣмъ странамъ Европы, Америки, Африки, Азіи и Австраліи, — "благодать вамъ и миръ да умножатся" (1 Петра, 1, 2).

Съ великою радостью, братіе, переносите ниспосылаемое отъ Бога испытаніе вѣры нашей, кое есть знакъ не только гнѣва, но и милости Божіей. Милость Божія ясно проявляется надъ нами, какъ проявилась и тогда, когда мы избѣгли острія меча, сохранивъ нашу жизнь. Спасшись отъ неминуемой для многихъ изъ насъ насильственной смерти на Родинѣ, мы прошли черезъ опасные пути — одни черезъ моря, другіе черезъ пустынныя степи, иные же черезъ засады враговъ — и достигли странъ, въ коихъ могли водвориться. Беззащитными странниками были и не знали, что ожидаетъ насъ, изгнанниковъ съ Родины и пришельцевъ чуждыхъ странъ. Милость Божія сохранила насъ за рубежами Отечества. /с. 123/ Вотъ уже приближается двадесятое лѣто со времени начала вынужденнаго исхода русскихъ людей изъ родныхъ предѣловъ. За истекшіе годы много перенесено, много выстрадано. Но русскій народъ не погибъ въ изгнаніи, а по всѣмъ концамъ вселенной разнесъ изнесенные имъ изъ Отечества свѣтильники своей вѣры. По всему свѣту распространилась Русь Зарубежная. Въ то время, какъ разрушаются храмы въ предѣлахъ Россіи порабощенной, строятся новые храмы въ Руси Зарубежной. Въ то время, какъ порабощенный и угнетенный Русскій народъ терпитъ неслыханныя гоненія на вѣру и во многихъ мѣстахъ лишенъ возможности слышать Слово Божіе и молиться за богослуженіемъ, русскіе зарубежомъ часто помимо своей воли, являются проповѣдниками Слова Божія и миссіонерами истинной вѣры. Знакомясь съ православнымъ богослуженіемъ и видя чудеса и знаменія, бываемыя у святынь русскихъ, многіе иноземцы обращаются на нашихъ глазахъ въ Православіе и проповѣдуютъ его среди соплеменниковъ.

Горе, однако, намъ, если мы, сдѣлавшись орудіемъ Промысла Божія для благовѣстія истины подобно древнему Израилю, въ разсѣяніи уподобимся до конца этому послѣднему и, послуживъ спасенію другихъ языковъ, сами не обратимся на истинный путь и будемъ за грѣхи наши отвержены Богомъ. Горе, намъ если мы въ совершающихся событіяхъ не узримъ перста Божія, карающаго насъ за грѣхи наши и указывающаго путь ко спасенію. Да не будетъ съ нами, какъ съ тѣми, отъ которыхъ отцы и пророки, но отъ которыхъ лишь остатокъ спасется. Испытаемъ себя, насколько мы вѣрны Богу и насколько ревностны въ исполненіи Его заповѣдей. Отдай, Русскій народъ, отчетъ Богу о тѣхъ обѣтахъ, которые ты далъ 950 лѣтъ тому назадъ при крещеніи. Стань, Русь Зарубежная, предъ крестителемъ твоимъ святымъ равноапостольнымъ Владиміромъ и исповѣдуй ему грѣхи свои. Скажи прежде всего, блюдешь ли ты въ чистотѣ святую благодатную православную вѣру?

Тяжело намъ сознаться, что именуя себя православными, мы въ своей средѣ видимъ многихъ ищущихъ новыхъ истинъ и новой премудрости. Не внимая слову Божію, проповѣдующему Христа, Божію силу и Божію Премудрость, даже нѣкоторые служители алтаря увлеклись проповѣдью новаго ученія о Премудрости Божіей, отъ Христа отличной и святымъ отцамъ невѣдомой.

Сіе ученіе, получившее наименованіе "софіанства", особенно опасно тѣмъ, что многіе могутъ проникнуться духомъ его, не дѣлаясь прямо его послѣдователями: въ основѣ его лежитъ горделивое чувство своего достоинства предъ Богомъ, при которомъ человѣкъ является уже не смиреннымъ рабомъ Божіимъ, а существомъ необходимымъ для Самаго Господа Бога, которому Гос/с. 124/подь воздаетъ не только по Своей милости, но и по принадлежащему человѣку праву.

Нѣтъ нужды говорить, насколько сей духъ противенъ духу евангельскому и насколько тотъ, кто причастенъ сему ученію или напоенъ его духомъ, удаляется отъ Православія и становится чуждъ ему по своему духовному настроенію.

Многіе также, пребывая въ лонѣ святой Церкви, обращаются къ разнымъ противнымъ христіанству ученіямъ, увлекаясь теософіей, каббалистическимъ науками, спиритизмомъ, занимаясь вызываніемъ мертвыхъ или уча о перевоплощеніи ихъ, быть можетъ не вѣдая, что тѣмъ они становятся противниками Христіанства и отпадаютъ отъ Церкви.

Всѣ эти ученія противоречатъ основнымъ догматамъ Христіанства и являются тѣмъ болѣе опасными, что подпадающіе подъ вліяніе ихъ не замѣчаютъ скрытаго въ нихъ яда. Посему должно твердо противостать всѣмъ соблазнамъ и искушеніямъ, идущимъ отъ сѣятелей лжи и нечестія. Ополчились нынѣ всѣ враги Православія, мнящіе, что съ паденіемъ православнаго Русскаго Царства настало благопріятное время для ихъ успѣховъ. Усилили свою дѣятельность различныя сектантскія общества, прикрывающіяся Христовымъ именемъ, а въ дѣйствительности извращающія Христово ученіе. Каждое изъ нихъ утверждаетъ, что лишь оно является носителемъ истиннаго Христова Евангелія и отвергаетъ святую Церковь съ богоустановленной іерархіей ея и совершаемыми ею таинствами. О сихъ модныхъ учителяхъ предрекло Слово Божіе, указавшее, что "будетъ время, когда здраваго ученія принимать не будутъ, но по своимъ похотямъ будутъ избирать себѣ учителей, которые льстили бы слуху; и отъ истины отвратятъ слухъ и обратятся къ баснямъ" (2 Тим. 4, 3-4).

Не менѣе развиваютъ свою пагубную работу масонскія организаціи, часто притворно ревнующія о добродѣтели, но пытающіяся осуществить ее не во имя Христово. Заимствуя изъ Христіанства отдѣльныя положенія его нравственнаго ученія, они завлекаютъ въ масонскія сѣти чадъ Церкви, пытаясь тщетно создать христіанство безъ Христа. Многіе, вступившіе въ масонскія ложи, были привлечены туда лишь добрыми идеями, выставляемыми напоказъ масонствомъ, тщательно старающимся скрыть отъ непосвященныхъ въ его тайны, что оно является злѣйшимъ врагомъ Христіанства, на разрушеніе коего направляетъ всѣ свои силы. Посему всѣ вступившіе въ масонскія ложи на ихъ службу, въ какихъ бы званіяхъ ни находились, являются сознательными или безсознательными дѣятелями противъ христіанства и, какъ враги Христовы, подлежатъ изверженію изъ Церкви. Кто по заблужденію вступилъ въ сіе сообщество и созналъ гибельность своего /с. 125/ поступка, пусть поспѣшитъ разорвать эти сѣти и исповѣдуетъ свой грѣхъ передъ духовенствомъ, ибо, оставаясь далѣе въ масонскомъ обществѣ, онъ дѣлается сознательнымъ врагомъ Церкви.

Съ особымъ упорствомъ и исключительной хитростью ведетъ нынѣ борьбу противъ Православія Католичество. Правда и въ средѣ его есть много лицъ искренно и безкорыстно помогающихъ обездоленнымъ русскимъ, память о которыхъ будетъ съ благодарностью храниться послѣдними. Но къ глубокому прискорбію, мы должны признать, что общее направленіе крайне враждебно Православію. Вмѣсто того, чтобы обратить свои силы на того врага, который яростно борется съ самою сущностью Христіанства и стремится уничтожить все, чѣмъ оно обогатило міръ, руководители католичества, пользуясь тяжелыми обстоятельствами, въ которыхъ находятся православные люди, дѣлаютъ всевозможныя ухищренія уничтожить или по крайней мѣрѣ ослабить Православіе. Въ однихъ мѣстахъ они пользуются для этого своею силою и положеніемъ, отбираютъ у православныхъ храмы, насильственно обращая ихъ въ католическіе. Въ другихъ — борьба съ Православіемъ ведется болѣе утонченнымъ способомъ. Находящимся въ нуждѣ оказывается матеріальная помощь или предоставляется хорошая служба при условіи перемѣны ими вѣры. Дѣтямъ православныхъ широко раскрываются двери учебныхъ заведеній, гдѣ искуссными пріемами нашихъ дѣтей отвращаютъ отъ Православія. Особенно же хитрымъ и лукавымъ способомъ обращенія православныхъ въ католичество является устройство такъ называемаго "восточнаго обряда". Зная, насколько русскимъ непріемлема унія, самое названіе которой вызываетъ тяжелыя воспоминанія объ угнетеніи юго-западнаго края католиками, а также понимая, что проповѣдь католичества въ его чистомъ видѣ не будетъ имѣть успѣха въ Россіи, Ватиканъ нынѣ создаетъ "католичество восточнаго обряда", которое есть въ сущности то же, только скрытое, католичество. Духовенство этой вѣтви носитъ богослужебныя, какъ и обычныя, одѣянія совершенно такія же, какъ и православное духовенство, совершаетъ богослуженіе, съ внѣшней стороны не отличающееся отъ православнаго, и устраиваетъ для того храмы въ восточномъ православномъ стилѣ. Однако все это устраивается лишь для прельщенія православныхъ, которыхъ вначалѣ даже увѣряютъ, что католичество и Православіе въ сущности одно и то же, пользуясь въ этомъ случаѣ принципомъ "цѣль оправдываетъ средства".

Православные должны знать, что въ дѣйствительности "восточный обрядъ" созданъ для разрушенія Православія и потому надо остерегаться всякаго общенія съ нимъ и ни въ чемъ не /с. 126/ оказывать содѣйствія ему, чтобы не стать пособникомъ враговъ Православной Церкви.

Съ прискорбіемъ должно отмѣтить, что многихъ перестало страшить открытое отпаденіе отъ Церкви. Одни равнодушно относятся ко всѣмъ вѣроисповѣданіямъ, ничего не видя въ нихъ, кромѣ внѣшней обрядности, другіе увлекаются ученіемъ самозванныхъ проповѣдниковъ, думая отъ нихъ узнать истинный путъ въ Царствіе Божіе, иные же соблазняемые исключительно выгодами, которыя они думаютъ получить отъ перехода въ другую вѣру, по этимъ корыстнымъ побужденіямъ оставляютъ Православную Церковь и вступаютъ въ различныя секты и неправославныя вѣроисповѣданія...

Истинность святой Православной вѣры свидѣтельствуется и въ наши дни многочисленными знаменіями и чудесами, совершающимися и у обновившихся въ наши дни иконъ, и святыми угодниками, просіявшими въ близкія къ намъ времена. Кто дерзнетъ сказать, что не истинная Божія Церковь есть та, которая возрастила и въ которой прославился преп. Серафимъ Саровскій? Кто осмѣлится утверждать, что безблагодатна Церковь, которую Богъ прославляетъ чудеснымъ обновленіемъ иконъ, совершающимся предъ глазами многихъ? Только ожесточенность сердца и духовное ослѣпленіе могутъ дѣлать людей сознательными врагами Православія. Грозенъ будетъ судъ на таковыхъ»...

«Стояніе въ вѣрѣ Православной должно заключаться не въ одномъ лишь точномъ исповѣданіи ученія Православной Церкви, а и въ жизни сообразно вѣрѣ. Посему оплачемъ грѣхи и преступленія наши, которыми мы осквернили себя, навлекли на себя гнѣвъ Божій, покаемся въ нихъ отъ всего сердца. Прежде всего вспомнимъ тотъ грѣхъ, который, какъ тяжкое бремя, лежитъ на всемъ Русскомъ народѣ, поскольку онъ является однимъ организмомъ, и который служитъ, быть можетъ, главною причиною теперешнихъ бѣдствій его и нашего изгнанія съ Родины. Грѣхъ тотъ есть измѣна Помазаннику Божію, коей запятнали себя творцы и вдохновители нашей революціи.

Вспомнимъ, какъ отнеслись мы всѣ къ тѣмъ событіямъ, которыя погубили Россію, какъ многіе радостно привѣтствовали захватъ власти возставшими на Государя и отверглись отъ Того, Кого незадолго передъ этимъ всюду восторженно встрѣчали. Понося, слушая и распространяя клеветы на невиннаго страдальца, русскіе люди позволили врагамъ Россіи лишить его свободы и сослать вглубь страны, оставивъ беззащитнымъ въ рукахъ преступниковъ. Мученическая смерть Царской Семьи явилась непосредственнымъ слѣдствіемъ этихъ преступленій и лежитъ на совѣсти не только тѣхъ, кто непосредственно участвовалъ въ этомъ /с. 127/ величайшемъ злодѣяніи, но и на всѣхъ насъ, поскольку мы не приняли мѣръ для того, чтобы уберечь Государя отъ руки преступныхъ убійцъ.

Пролитая праведная кровь вопіетъ отъ земли къ Богу, какъ кровь Авеля, и свидѣтельствуетъ противъ тѣхъ, кто виновенъ въ ея пролитіи. Пусть каждый, не оправдывая себя, покается, усердно моля Бога о прощеніи сего великаго грѣха себѣ и всему русскому народу и вознося молитвы объ упокоеніи убіенныхъ Царственныхъ мучениковъ и всѣхъ невинно съ ними пострадавшихъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ будемъ молить Бога, чтобы Онъ облекши нетлѣнною славою Царя-Мученика, проявилъ милость Свою русскому народу и возвратилъ на престолъ Россійскій Своего Помазанника Православнаго Царя.

Будемъ усердно возносить Богу молитвы, чтобы Онъ ускорилъ спасеніе нашего Отечества и сдѣлалъ насъ достойными возвращенія на освобожденную Родину... Воспитаніе дѣтей есть одна изъ важнѣйшихъ задачъ не однихъ только родителей, но и всего общества. Многіе русскіе дѣти учатся и воспитываются нынѣ въ различныхъ иностранныхъ заведеніяхъ, которыя иногда даютъ прекрасныя знанія отдѣльныхъ наукъ и предметовъ, но не могутъ воспитать ребенка въ православной вѣрѣ и любви къ Россіи. Уже сейчасъ многіе изъ подрастающаго поколѣнія воспитываются чуждыми Россіи и враждебными Православію; есть среди нихъ такіе, которые готовятся, при наступившей возможности, сѣять на Руси тѣ ядовитыя сѣмена, которыми сами напитались, выростая на чужбинѣ. Кто виноватъ въ томъ, что эти дѣти въ будущемъ, быть можетъ принесутъ много зла своему Отечеству? Кто, какъ не тѣ родители, которые, стараясь дать дѣтямъ знанія, необходимыя для возможности имѣть въ будущемъ заработокъ, не потрудились прежде всего позаботиться воспитать ихъ православными и русскими.

Долгъ Русскаго Зарубежья сохранить духовныя цѣнности св. Руси и передать ихъ будущимъ поколѣніямъ, подготовить ихъ для службы возрожденной Великой Россіи»...

Путь спасенія нашего Отечества лежитъ черезъ подвигъ нашего личнаго усовершенствованія. Поработители Россіи подняли знамя безбожія и вооружились оружіемъ духовъ злобы. Наше Знамя — святой животворящій Крестъ и доспѣхами нашими должны быть добродѣтели, указываемыя Словомъ Божіимъ. Возрожденіе нашей Родины должно начаться съ духовнаго возрожденія каждаго изъ насъ въ отдѣльности. Борьба съ нынѣшнею властью въ многострадальномъ Отечествѣ есть борьба двухъ началъ, борьба вѣры и безвѣрія, борьба безбожія съ вѣрою въ Бога. Чтобы находиться въ станѣ свѣта и правды и дѣлать святое дѣло, нужно /с. 128/ очиститься и переродиться внутренно. Невозможно бороться со зломъ внѣ себя, будучи внутренно исполненнымъ имъ. Господь указалъ, что родъ діавольскій изгоняется только молитвою и постомъ (Мѳ. 17, 21; Мр. 9, 29). Вооружившись ими, прилежа неукоснительному участію въ богослуженіяхъ и чтеніи Слова Божія, будемъ стараться въ жизни своей воплощать ученіе Христово, неуклонно исполняя всѣ предписанія Церкви... Лишь ища Царствія Божія и правды его, мы сможемъ стать истинными борцами противъ царства сатаны и неправды и способны будемъ сдѣлаться строителями воскрешенной Великой Россіи. Строительство Св. Руси доступно лишь тѣмъ, кто дышетъ духомъ ея правовѣрія и благочестія. Такъ неразрывно связаны между собою наши Отечества небесное и земное. Преуспѣвая въ нравственной жизни, мы подготовляемъ себя къ будущей и въ то же время приближаемъ сроки освобожденія Родины. Когда русскій народъ охватитъ волна покаянія, тогда прійдетъ спасеніе. Тогда пошлетъ Господь благословеніе на дѣла и намѣренія наши. И благословенъ станетъ нашъ путь. Не откажетъ уже Богъ намъ въ нашихъ прошеніяхъ и услышитъ наши молитвы. Тогда мы сами по чистотѣ нашихъ намѣреній и дѣяній пріимемъ силу отъ Бога и будетъ движеніе наше на врага вихремъ, сметающимъ его на нашемъ пути, какъ пыль; передъ малой горстью нашей не устоятъ его полчища. Отниметъ тогда Господь сердце у враговъ нашихъ и, предавъ ихъ намъ въ руки, приведетъ насъ на Родину, гдѣ поставитъ насъ на служеніе правдѣ и дастъ намъ излѣчить раны нашего Отечества и нашихъ израненныхъ и безмѣрно пострадавшихъ братьевъ.

Близокъ всему конецъ. Цѣломудритесь и трезвитесь въ молитвахъ. Обратитесь ко Господу всѣмъ сердцемъ своимъ въ постѣ, плачѣ и рыданіи, да смилуется надъ нами. Тогда возревнуетъ Господь о землѣ Своей и пощадитъ народъ Свой. Тогда прійдутъ вновь лѣта благопріятныя на землю нашу, прежде Отечества небеснаго узримъ во славѣ Отечество наше земное. Если же мы не вразумимся, въ печаляхъ умремъ, и самое имя наше можетъ изгладиться изъ книги живущихъ на землѣ.

Русь Зарубежная! Внимай Слову Господню: "животъ и смерть дахъ передъ лицемъ вашимъ, благословеніе и клятву. Избери животъ, да живешь ты и сѣмя твое" (Второз. 30, 19)».

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Краткій обзоръ исторіи Русской Церкви отъ революціи до нашихъ дней. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1952. — С. 122-128.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.