Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
КРАТКІЙ ОБЗОРЪ ИСТОРІИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ ОТЪ РЕВОЛЮЦІИ ДО НАШИХЪ ДНЕЙ.

ЧАСТЬ II. РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАРУБЕЖОМЪ.

Жизнь и дѣятельность митрополита Анастасія.

Митрополитъ Анастасій, въ міру Александръ Грибановскій, родился 6 августа 1873 г. въ семьѣ скромнаго сельскаго священника, въ Тамбовской губерніи. Начальное образованіе онъ получилъ въ Духовномъ Училищѣ. Въ 1893 г. — окончилъ Тамбовскую Духовнуго Семинарію. Какъ одинъ изъ первыхъ учениковъ онъ былъ посланъ на казенный счетъ въ Московскую Духовную Академію, которую окончилъ отлично въ 1897 г. Наставниками студента Александра Грибановскаго были выдающіеся русскіе богословы. Ректоромъ Московской Духовной Академіи былъ архимандритъ Антоній Храповицкій, а затѣмъ (послѣ перехода его въ Казанскую /с. 130/ Дух. Академію) — архимандритъ Арсеній Стадницкій. Оба эти знаменитые іерарха (впослѣдствіи митрополиты) — были кандидатами на патріаршій престолъ на Московскомъ Церковномъ Соборѣ 1917-1918 гг. 20 апрѣля 1898 г. кандидатъ Богословія Александръ Грибановскій, въ Тамбовскомъ Казанскомъ монастырѣ былъ постриженъ въ монашество съ именемъ Анастасія, а 23 апрѣля, т. е. черезъ три дня, былъ рукоположенъ во іеродіакона. Въ августѣ 1898 г., черезъ годъ послѣ окончанія Академіи, инокъ Анастасій былъ назначенъ Помощникомъ Инспектора Московской Духовной Академіи. Большое благотворное духовное вліяніе на молодого священноинока оказали сл. лица: епископъ Михаилъ Таврическій и митрополитъ Владиміръ (бывшій тогда митрополитомъ Московскимъ). Въ 1900 г. іеромонахъ Анастасій былъ назначенъ митрополитомъ Владиміромъ на должность Инспектора Виѳанской Духовной Семинаріи, а черезъ годъ, въ 1901 г., Ректоромъ Московской Духовной Семинаріи, съ возведеніемъ въ санъ архимандрита. Въ 1903 г. архимандритъ Анастасій былъ хиротонисанъ во епископа Серпуховского и назначенъ Московскимъ Викаріемъ. Хиротонію совершалъ самъ митрополитъ Владиміръ съ сонмомъ архипастырей въ Московскомъ Успенскомъ Соборѣ. При нареченіи его во епископа, владыка Анастасій произнесъ свою замѣчательную пророческую рѣчь, въ которой намѣтилъ себѣ программу всей жизни. Эту программу онъ выполнилъ. Молодой 33-лѣтній епископъ обнаружилъ въ этой рѣчи, наряду съ духовной мудростью и чистымъ смиреннымъ сердцемъ, еще и выдающійся талантъ духовнаго «филаретовскаго» краснорѣчія. Приводимъ нѣкоторыя мѣста изъ этой рѣчи:

«Въ этотъ торжественный часъ, когда Господь призываетъ меня къ апостольскому служенію, я слышу Его повелительный голосъ: "Гряди по Мнѣ". И я мысленно иду по стопамъ Пастыреначальника... Христосъ исполняетъ всякую правду, и ты, посланникъ и послѣдователь Христовъ, долженъ исполнять все, что повелѣваетъ тебѣ долгъ твоего званія. Ты долженъ исполнить всякую правду, какая только начертана въ Евангеліи и уставахъ церковныхъ. Ты не долженъ освобождать себя отъ подчиненія закону, даже если бы ты самъ былъ законодателемъ. Я вижу, какъ воплощенное Слово Божіе благовѣствуетъ всѣмъ Евангеліе Царства Божія, ублажаетъ смиренныхъ, обличаетъ лицемѣрныхъ и гордыхъ, пылаетъ огнемъ ревности на осквернителей святыни... И ты, пріемлющій жребій апостола, пророка и учителя, будь вѣрнымъ служителемъ слова, день и ночь со слезами поучая твою паству. Будь мудрымъ и мужественнымъ служителемъ Истины, хотя бы ты имѣлъ противъ себя цѣлый міръ... Не зри на лица и не угождай духу вѣка сего, который будетъ обѣщать тебѣ /с. 131/ земныя выгоды. Если обрѣтешь смиренную добродѣтель, возвышай ее и поставляй на свѣщницѣ, да свѣтитъ всѣмъ. Если же увидишь ложь и лицемѣріе, — разоблачай ихъ предъ всѣми, хотя бы они были облечены въ порфиру и виссонъ... Обнимай всѣхъ, какъ крыльями, своимъ любящимъ сердцемъ; погибшее взыщи, крѣпкое снабди; изнемогающаго въ вѣрѣ возьми на свои рамена и вдохни въ него часть твоего духа. Зажигая свѣтъ въ другихъ, ты будешь сгорать самъ, но ты былъ бы недостоинъ названія первосвященника, если не приносилъ бы себя въ жертву за люди твоя... Стоя наверху горы, ты слишкомъ будешь замѣтнымъ для всѣхъ и станешь камнемъ преткновенія для многихъ. Ты будешь терпѣть не только отъ враговъ, но и отъ друзей и сродниковъ, не только отъ невѣрующихъ и свободомыслящихъ, но и отъ людей, ревнующихъ о Церкви, но не по разуму. Одни, называя тебя "учителемъ благимъ", будутъ обращаться къ тебѣ съ пытливыми вопросами, дабы уловить тебя въ словѣ, другіе будутъ тщательно наблюдать за твоими поступками, дабы изъ нихъ извлечь противъ тебя обвиненіе... Чѣмъ неподвижнѣе ты будешь стоять, тѣмъ яростнѣе будутъ возставать на тебя зависть и злоба; она не остановится ни предъ какою клеветою; она не поколеблется обвинить тебя въ томъ, что ты возмущаешь народъ и противишься кесарю и найдетъ своихъ понтійскихъ пилатовъ, чтобы предать тебя на позоръ и смерть... Да, время гоненій для служителей Церкви не миновало, а теперь, быть можетъ, наступаютъ такіе дни, когда мы снова "увидимъ обиды, угрозы, разграбленія и описанія имѣній", "храмы обагренные кровью и изъ храмовъ содѣлавшіеся кладбищами, и даже, быть можетъ, всенародное закланіе пресвитеровъ и епископовъ", какое видѣлъ нѣкогда св. Григорій Богословъ... И для тебя, такимъ образомъ, настанетъ своя Геѳсиманская ночь... И тебя повлекутъ на беззаконныя судилища, и тебѣ придется вынести насмѣшки толпы, которая, быть можетъ, еще вчера рукоплескала тебѣ, измѣну и предательство друзей и, наконецъ, позоръ и одиночество самого креста, когда всѣ покинутъ тебя, и когда само небо, быть можетъ, закроется надъ тобой... Таковъ путь истиннаго Христова пастырства. Ты видишь теперь, какъ тяжелъ и тернистъ онъ, какъ опасенъ онъ особенно теперь, когда волны со всѣхъ сторонъ обуреваютъ Церковь, и когда въ ней самой начинаются пагубныя раздѣленія, грозящія разорвать нешвенный хитонъ Христовъ... Да, я знаю и чувствую всю тяжесть этого бремени и исповѣдуюсь предъ всѣми, что не могу снести его, если самъ Великій Пастыреначальникъ не понесетъ его вмѣстѣ со мною... Прежде, чѣмъ сдѣлать меня участникомъ благодати епископства, умолите небеснаго Первосвященника, да очиститъ меня отъ всякія скверны плоти и духа, а наипаче /с. 132/ отъ всякаго самонадѣянія и самопревозношенія, и да уготовитъ во мнѣ сосудъ, достойный для пріятія Духа»...

Епископъ Анастасій имѣлъ большую склонность къ научной богословской работѣ, но по монашескому послушанію пошелъ по другой дорогѣ. Однако онъ на всю жизнь остался почитателемъ науки и другомъ честныхъ ученыхъ. Собирая ихъ вокругъ себя, гдѣ бы онъ ни былъ, Владыка Анастасій любитъ отдыхатъ въ бесѣдахъ съ ними, обнаруживая исключительную свою начитанность во всѣхъ отрасляхъ, какъ научнаго, такъ и философскаго знанія. Высоко цѣнилъ Вдадыка и истинное искусство, особенно художественную литературу и поэзію, памятуя слова Жуковскаго о томъ, что «поэзія есть Богъ въ святыхъ мечтахъ земли». Самъ владыка написалъ прекрасныя изслѣдованія о Пушкинѣ и Лермонтовѣ.

Въ Москвѣ, въ то время когда началъ свою дѣятельность (викаріемъ митрополита Владиміра) молодой епископъ Анастасій, еще живы были замѣчательныя традиціи Московскаго митрополита Филарета, котораго ревностнымъ почитателемъ и сталъ, нашъ ревнующій о духовной мудрости іерархъ. Онъ поставилъ себѣ въ образецъ жизнь и дѣятельность этого русскаго Златоуста: безупречную личную жизнь, строгій аскетизмъ, любовь къ наукѣ, изумительное трудолюбіе, безграничное терпѣніе, знаніе быта и жизни духовенства и другія качества его личности. Даръ проповѣдничества Владыка Анастасій получилъ едва ли не большій, чѣмъ его высокій учитель. Среди шумной столицы онъ жилъ какъ въ пустынѣ, аскетической жизнью, строго соблюдая всѣ посты и не зная усталости въ частыхъ богослуженіяхъ. Будучи Московскимъ викаріемъ, онъ руководилъ въ Москвѣ широкой благотворительной и церковно-просвѣтительной дѣятельностью, сотрудничая съ Великой Княгиней Елизаветой Ѳеодоровной (впослѣдствіи мученицей, убіенной въ 1918 г. въ Алапаевскѣ).

Въ годъ объявленія войны (1914 г.) епископъ Анастасій былъ переведенъ на Холмскую каѳедру, что было знáкомъ высокаго къ нему довѣрія. Во время войны городъ Холмъ оказался вблизи фронта, и епископъ Анастасій часто и безстрашно сталъ отправляться на передовыя позиціи, вдохновляя войска на бранный подвигъ. 24 октября 1914 г., объѣзжая фронтъ, городъ Холмъ посѣтилъ Государь Императоръ Николай II. Его принялъ епископъ Анастасій въ своемъ каѳедральномъ соборѣ и привѣтствовалъ рѣчью, въ которой, со всей силой убѣдительности и съ пафосомъ горячей любви къ Россіи и ея вѣрнымъ сынамъ, ярко изобразилъ передъ Государемъ подвиги русскихъ солдатъ. За свои труды, въ 1915 г. епископъ Анастасій былъ награжденъ чрезвычайно рѣдкой наградой для духовенства — орденомъ благ. кн. Александра Невскаго «съ мечами». Въ декабрѣ 1915 г. епископъ Анастасій былъ /с. 133/ переведенъ въ Кишеневъ, а въ 1916 г. былъ возведенъ въ санъ архіепископа. Наступилъ 1917 г., русское общество было охвачено революціоннымъ угаромъ февраля, но архіепископъ Анастасій сразу распозналъ антихристовъ ликъ революціи и выступилъ на исповѣдническій путь борьбы. 15 августа открылся Московскій Церковный Соборъ. Владыкѣ Анастасію была поручена организаціонная сторона Собора. 31 октября 1917 г. было установлено Патріаршество. Предсѣдателемъ комиссіи по интронизаціи Патріарха былъ назначенъ архіепископъ Анастасій. (Между прочимъ, при голосованіи кандидатовъ въ патріархи, при наличіи цѣлаго ряда маститыхъ іерарховъ, молодой архіепископъ Анастасій получилъ 77 голосовъ изъ 309, т. е. 25%). Послѣ возстановленія патріаршества Владыка Анастасій вошелъ въ составъ Священнаго Сѵнода при Патріархѣ. Послѣ Собора онъ былъ выбранъ паствой на Харьковскую епархію, но послѣдующія событія помѣшали осуществить это избраніе. Вся Бессарабія, составлявшая Кишеневскую епархію, была присоединена къ Румыніи. Началась румынизація русскаго населенія. Владыка Анастасій не соблазнился возможностью остаться и процвѣтать въ Румыніи и предпочелъ принять крестъ изгнанія. Онъ отбылъ заграницу въ Константинополь. Здѣсь онъ вошелъ въ составъ Высшаго Церковнаго Управленія, образовавшагося подъ предсѣдательствомъ митрополита Антонія для окормленія русской эмиграціи. Съ 1919 по 1921 г. Владыка Анастасій состоялъ управляющимъ церковными общинами Константинопольскаго округа. Въ 1921 г. онъ отбылъ въ Іерусалимъ. 11 лѣтъ Владыка Анастасій руководилъ работой Русской Православной Миссіи въ Іерусалимѣ.

Въ 1936 г. скончался Предсѣдатель Сѵнода Русской Заграничной Соборной Церкви митрополитъ Антоній и его замѣстителемъ на этотъ высокій постъ былъ выбранъ (предъизбранный самимъ митрополитомъ Антоніемъ) — митрополитъ Анастасій. Владыка Анастасій былъ возведенъ въ санъ митрополита еще при жизни м. Антонія и болѣе чѣмъ за годъ до смерти послѣдняго принялъ на себя руководство Зарубежной Церковью. Первымъ его дѣломъ было проведеніе въ жизнь переорганизаціи Русской Зарубежной Церкви въ связи съ новыми потребностями заграничной жизни русской эмиграціи. (Временное Положеніе 1935 г. о Русской Православной Церкви, по которому она раздѣлялась на четыре, впослѣдствіи — пять, митрополичьихъ округа: Ближне-Восточный, Дальне-Восточный, Сѣверо-Американскій, Западно-Европейскій и Средне-Европейскій). Митрополитомъ Анастасіемъ были приняты всѣ мѣры для изжитія зарубежной церковной смуты и сліяніе всей Зарубежной Церкви въ единую церковную организацію, что и было одно время почти достигнуто за исключеніемъ епархіи мит/с. 134/ рополита Евлогія, который остался въ юрисдикціи Константинопольскаго Патріарха.

Для укрѣпленія Зарубежной Церкви въ 1938 г. былъ созванъ Второй Всезарубежный Соборъ съ участіемъ клира и мірянъ. При Архіерейскомъ Сѵнодѣ былъ учрежденъ учебный комитетъ и было издано Положеніе о немъ. Въ 1935 г. митроп. Анастасій издалъ въ Бѣлградѣ свою замѣчательную книгу «Бесѣды съ собственнымъ сердцемъ». Другая замѣчателькая книга митрополита Анастасія — «Мысли о пастырствѣ» — представляютъ собою плоды 50-лѣтняго пастырскаго опыта.

Во время второй міровой войны Владыка Анастасій остался на своемъ тяжкомъ и трудномъ посту въ Югославіи. Наступила нѣмецкая оккупація. Гестапо произвело обыскъ въ покояхъ митрополита Анастасія и изъяло дѣлопроизводство Сѵнода. Самому Владыкѣ Анастасію нѣмцы предложили выпустить спеціальное воззваніе къ русскому народу съ предложеніемъ содѣйствовать нѣмецкой арміи, будто бы идущей крестовымъ походомъ для освобожденія Россіи отъ большевиковъ. Предложеніе это было подкрѣплено угрозой интернированія въ случаѣ его неисполненія. Тѣмъ не менѣе Владыка Анастасій отвергъ это предложеніе, указавъ, что при неясности для него нѣмецкой политики и полной невыясненности цѣлей, съ которыми нѣмцы идутъ въ Россію — онъ такого призыва сдѣлать не можетъ.

Обо всемъ дальнѣйшемъ поведеніи Владыки Анастасія въ періодъ нѣмецкой оккупаціи Югославіи, въ Лондонѣ, въ 1945 г. сдѣлалъ важное показаніе разнымъ церковно-общественнымъ кругамъ, русскимъ и иностраннымъ, святѣйшій Гавріилъ, Патріархъ Сербскій. Онъ заявилъ, что митрополитъ Анастасій съ великой мудростью и тактомъ держался при нѣмцахъ, былъ всегда лояльнымъ къ сербамъ, нѣсколько разъ подвергался обыскамъ и совершенно не пользовался довѣріемъ нѣмцевъ.

Въ октябрѣ 1943 г. подъ предсѣдательствомъ митрополита Анастасія, въ Вѣнѣ, состоялось совѣщаніе 8 заграничныхъ архіереевъ, признавшее незаконнымъ избраніе митрополита Сергія патріархомъ (избраннаго въ Москвѣ, въ сентябрѣ 1943 г.).

Къ концу войны, въ виду угрозы совѣтской оккупаціи, когда лучшая часть русской многострадальной эмиграціи вынуждена была вновь обречь себя на дальнѣйшее бѣженство, отбылъ съ нею и Владыка Анастасій, сначала въ Вѣну, затѣмъ въ Карлсбадъ и, наконецъ, послѣ окончанія войны, въ Мюнхенъ, который по волѣ Божіей съ 1945 по 1950 г. оказался центромъ русской церковной и общественной жизни.

Въ это время разстроились сношенія Зарубежной Русской Соборной Церкви съ ея отдѣльными частями и враги Зарубежной /с. 135/ Соборной Церкви стали разглашать со злорадствомъ, что она окончила свое существованіе. Не только враги, но и многіе дѣятельные члены самой Зарубежной Соборной Церкви, въ ужасѣ передъ надвигавшимися страшными событіями торжества зла, поколебались, утратили твердость духа, измѣнили родной Церкви и перешли въ другія юрисдикціи. Но твердъ и непоколебимъ, готовый одинъ до смерти стоять за истинную Церковь Христову, былъ Первоіерархъ Русской Зарубежной Соборной Церкви митрополитъ Анастасій, въ непрерывной и смиренной молитвѣ за Церковь и Родину подвизавшійся въ тишинѣ и тайнѣ своей «духовной горницы». И Господь внялъ его неотступной смиренной мольбѣ и явнымъ чудомъ помогъ возстановить и воодушевить бывшую при смерти Русскую Зарубежную Церковь.

Такъ какъ изъ Мюнхена возстановить связь Сѵнода со всѣми частями Церкви было невозможно, то митрополитъ Анастасій добился разрѣшенія на поѣздку въ Швейцарію, откуда, изъ Женевы, въ короткій срокъ наладивъ письменное общеніе со всѣми странами міра, онъ возстановилъ съ помощью Божіей всю организацію Русской Соборной Зарубежной Церкви.

Закончивъ эту колоссальную работу, Владыка къ Пасхѣ 1946 года, возвратился въ Мюнхенъ и приступилъ къ исключительно /с. 136/ тяжелой и необычайно отвѣтственной работѣ руководства всей Зарубежной Русской Церковью.

Въ день св. Великомученика и Побѣдоносиа Георгія, 23 апрѣля 1946 г. въ Мюнхенѣ, Владыка Анастасій собралъ Архіерейскій Соборъ Русской Зарубежной Церкви (15 архіереевъ), отъ котораго начался новый славный этапъ ея жизни. На этомъ историческомъ Соборѣ было вынесено ясное рѣшеніе вопроса объ отношеніи къ Совѣтской Церкви:

«Высшее Церковное Управленіе въ Россіи въ лицѣ нынѣшняго главы Русской Церкви патріарха Алексія неоднократно уже обращалось къ зарубежнымъ епископамъ съ увѣщаніемъ войти въ каноническое подчиненіе Патріархіи, но повинуясь велѣніямъ своей пастырской совѣсти, мы не находимъ для себя нравственно возможнымъ пойти навстрѣчу этимъ призывамъ до тѣхъ поръ, пока высшая Церковная власть въ Россіи находится въ противоестественномъ союзѣ съ безбожной властью и пока вся Русская Церковь лишена присущей ей по ея Божественной природѣ истинной свободы».

Огромную работу сдѣлалъ митрополитъ Анастасій за послѣдніе послѣвоенные годы въ дѣлѣ защиты многихъ тысячъ бѣженцевъ (Ди-Пи). По своей исключительной скромности Владыка тщательно скрываетъ свою работу, а потому многіе совершенно не знаютъ объ этой, быть можетъ, самой славной страницѣ его жизни. Своими молитвами, своимъ нравственнымъ авторитетомъ, передъ которымъ преклоняются даже противники Зарубежной Церкви (напр. митрополитъ Владиміръ, проф. Карташевъ и др.), своими посланіями во всѣ міровыя учрежденія и ко всѣмъ лицамъ, имѣющимъ міровой авторитетъ, право или власть, писалъ Владыка Анастасій въ защиту многострадальной русской эмиграціи (особенно новой). Одновременно онъ утѣшалъ всѣхъ скорбящихъ и унывающихъ, посѣщая съ великой святыней Зарубежья — Чудотворной иконой Курской Божіей Матери — многочисленные лагеря Ди-Пи. Безпристрастная исторія въ свое время скажетъ свое правдивое слово о жизни и дѣятельности митрополита Анастасія — этого великаго «печальника Русскаго Зарубежья».

Въ 1948 г. исполнилось 50 лѣтъ пастырской дѣятельности Владыки Анастасія. Неумолимо строгій и суровый къ себѣ, въ теченіе всей своей жизни и дѣятельности показавшій поразительные примѣры личной скромности и глубокаго подлиннаго смиренія, Владыка категорически уклонился отъ чествованія своего юбилея такъ, какъ хотѣлось бы этого его многочисленнымъ друзьямъ и почитателямъ. Въ 1951 году исполнилось 45 лѣтъ его Архипастырской дѣятельности и 15 лѣтіе его стоянія во главѣ Русской Соборной Зарубежной Церкви въ санѣ Митрополита.

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Краткій обзоръ исторіи Русской Церкви отъ революціи до нашихъ дней. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1952. — С. 129-136.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.