Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
КРАТКІЙ ОБЗОРЪ ИСТОРІИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ ОТЪ РЕВОЛЮЦІИ ДО НАШИХЪ ДНЕЙ.

ЧАСТЬ II. РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАРУБЕЖОМЪ.

Переѣздъ митрополита Анастасія и Сѵнода въ Америку.

Въ ноябрѣ 1950 г. Владыка митрополитъ Анастасій и Сѵнодъ перемѣнили свою резиденцію: изъ города Мюнхена въ Германіи, въ Европѣ — переѣхали въ Сѣверную Америку. Вмѣстѣ съ ними прибыла и неизмѣнная Спутница Соборной Зарубежной Русской Церкви — 700-лѣтняя величайшая русская святыня, Чудотворная Курская («Знаменія») Икона Божіей Матери.

Прибытіе св. Иконы и пріѣздъ митрополита Анастасія — были огромнымъ церковно-національнымъ русскимъ событіемъ въ жизни Американской Руси.

За нѣсколько мѣсяцевъ до этого, 27 іюля 1950 г. въ Санъ-Франциско скончался митрополитъ Ѳеофилъ, глава отколовшейся послѣ Кливландскаго Собора отъ Зарубежной Церкви /с. 171/ Американской митрополіи. Для выбора новаго митрополита, митрополія въ декабрѣ 1950 г. созвала т. наз. 8 Всеамериканскій Соборъ клира и мірянъ, на которомъ 6 декабря архіепископъ Леонтій былъ выбранъ въ «митрололиты всея Америки и Канады», получивъ 239 голосовъ (епископъ Димитрій, незадолго до этого перекинувшійся изъ Соборной юрисдикціи въ юрисдикцію митрополіи, получилъ 8 голосовъ, а епископъ Іоаннъ Шаховской — 4 голоса). Послѣ краткаго молитвословія на новаго митрополита Леонтія былъ возложенъ бѣлый клобукъ и протопресвитеръ Ломако поднесъ ему отъ паствы жезлъ.

Соборъ высказался большинствомъ голосовъ противъ какого либо подчиненія Заграничному Сѵноду и признанія его въ качествѣ высшей церковной власти, ввиду его неканоничности (!?).

Ввиду измѣненія политической ситуаціи, на Соборѣ было рѣшено отказаться отъ поминовенія за богослуженіемъ имени Московскаго патріарха Алексія. (Лишь одинъ изъ ораторовъ, П. П. Зубовъ, настаивалъ на поминовеніи, считая это «моральной необходимостью»).

Въ своемъ вступительномъ докладѣ на Соборѣ, архіепископъ Леонтій отмѣтилъ, что Американская Церковь выросла и окрѣпла и вполнѣ созрѣла не только для автономіи, но и для автокефаліи (!).

Всякому непредубѣжденному историку Церкви ясно, что объ автокефаліи Американской Церкви невозможно говорить серьезно.

Въ ноябрѣ-декабрѣ 1950 г. въ Америкѣ состоялся Архіерейскій Соборъ Русской Зарубежной Церкви подъ предсѣдательствомъ Первоіерарха Русской Церкви митрополита Анастасія. Соборъ начался въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ, (штатъ Нью-Іоркъ), а окончился въ мѣстечкѣ Магопакъ, мѣстѣ временной резиденціи митрополита Анастасія и Сѵнода.

На Соборѣ, кромѣ митрополита Анастасія, присутствовали: архіепископы: Виталій, Тихонъ, Іоасафъ; Іоаннъ, Іеронимъ и епископы: Евлогій, Григорій, Серафимъ, Наѳанаилъ и Никонъ. Остальные прислали свои письменные доклады и отчеты.

На этомъ Соборѣ было заслушано много интересныхъ докладовъ. Въ Св. Троицкомъ монастырѣ былъ совершенъ Чинъ Мѵроваренія и освященъ новый храмъ во имя Пресвятой Троицы.

2/15 декабря 1950 г. Соборъ выпустилъ спеціальное «Посланіе» — возлюбленнымъ во Христѣ чадамъ въ разсѣяніи сущимъ. Приводимъ текстъ этого «Посланія»:

/с. 172/

«Благодать и миръ вамъ да умножится» (2 Петра, 1, 2).

Изъ отдаленныхъ предѣловъ Сѣверной Америки посылаемъ вамъ, возлюбленные во Христѣ братіе, разсѣянные во всемъ мірѣ, это Апостольское привѣтствіе. Принужденное подъ давленіемъ минувшихъ грозныхъ военныхъ событій передвигаться изъ одной страны Европы въ другую, наше Высшее Церковное Управленіе, по волѣ Божественнаго Промысла, непрестающаго бодрствовать надъ нашей Зарубежной Церковью, утвердило нынѣ мѣсто своего прибыванія въ Соединенныхъ Штатахъ Америки, гдѣ и созванъ былъ нашъ очередной Епископскій Соборъ.

Мы не можемъ не быть благодарными этой великодушной странѣ, которой вмѣстѣ съ общирными природными пространствами Богъ даровалъ широту и пространство щедраго гостепріимнаго сердца. Въ немъ не тѣсно изгнанникамъ всего міра, вынужденнымъ покинуть свое отечество за свои религіозныя или политическія убѣжденія.

Въ числѣ ихъ здѣсь нашли для себя безопасное жилище и многія тысячи русскихъ людей, бѣжавшихъ отъ кровавыхъ рукъ жестокой безпощадной большевицкой власти. Американскому народу, выстрадавшему нѣкогда свою свободу, указана нынѣ высокая миссія быть оплотомъ порядка, справедливости и мира во всемъ мірѣ. Онъ несетъ этотъ жребій съ достойнымъ его мужествомъ, принося на алтарь свободы неисчислимыя жертвы.

Наша Заграничная Церковь также надѣется найти здѣсь покровительство и защиту для своей собственной свободы. Она хранитъ бережно этотъ свѣтильникъ не только для себя, но и для всей гонимой нынѣ Русской Церкви, неотъемлемой органической частью которой она всегда считала и считаетъ себя.

Въ то время, какъ въ нашемъ отечествѣ попирается донынѣ свобода вѣры и нравственная правда, Зарубежная Церковь высоко держитъ свое святое знамя, не склоняя его передъ краснымъ дракономъ и слѣдуя священнымъ для нея завѣтамъ Святѣйшаго Патріарха Тихона и безчисленнаго сонма священномучениковъ и мучениковъ, благословеніе которыхъ она чувствуетъ надъ собою.

Чѣмъ болѣе она ревнуетъ о торжествѣ Христовой правды, тѣмъ болѣе отвратительнымъ является для нея обликъ коммунизма, какъ воплощеніе всякой лжи и неправды, какъ сатанинскаго начала, возстающаго противъ всякаго Бога, какъ религіи зла, имѣющей свои непреложные догматы, своихъ пророковъ и свой культъ, установленный для созданныхъ имъ кумировъ. Напряженная непримиримая борьба съ нимъ наполняетъ всѣ тридцать лѣтъ ея существованія.

/с. 173/ Поскольку нынѣшній Московскій Патріархъ и другіе высшіе іерархи Церкви въ Россіи остаются тѣсно связанными съ безбожной Совѣтской властью и являются ея пособниками въ ея преступной дѣятельности, направленной къ разрушенію царства Божія на землѣ, наша Зарубежная Церковь остается попрежнему внѣ всякаго общенія съ ними, моля Господа только о томъ, чтобы Онъ просвѣтилъ ихъ духовныя очи, и отвратилъ ихъ отъ того гибельнаго пути, на который они встали сами и влекутъ свою паству. Въ тоже время мы, ея смиренные служители, лобызаемъ исповѣдническій подвигъ Тайной или такъ называемой Катакомбной Церкви, будетъ ли она находиться въ пропастяхъ земли или скрываться въ нѣдрахъ самаго русскаго народа, храня тайну вѣры въ чистой совѣсти и борясь съ ложью, распространяемой большевицкой властью и предавшимися ей русскими епископами и клириками.

Русская Зарубежная Церковь находится въ единеніи, любви и молитвѣ и со всѣми другими православными Церквами, сохранившими вѣрность Апостольскому преданію, къ какому бы народу ихъ члены ни принадлежали. Тѣмъ болѣе она хотѣла бы хранить единеніе духа въ союзѣ мира съ чадами единой нашей Матери Русской Церкви зарубежомъ, стараясь преодолѣть существующія между ними временныя юрисдикціонныя радѣленія.

Прибывши въ Америку, іерархи Зарубежной Церкви, объединенные вокругъ Архіерейскаго Заграничнаго Сѵнода, поспѣшили протянуть руку любви и мира вновь избранному главѣ Американской митрополіи Высокопреосвященнѣйшему митрополиту Леонтію и другимъ епископамъ, собравшимся на 8-ой Всеамериканскій Соборъ, и намъ отрадно было видѣть, что эта рука не была отвергнута, но принята съ такой же искренней отвѣтной любовью и миромъ. Братская дружественная встрѣча епископовъ одной и другой юрисдикціи, мы надѣемся, положитъ конецъ существовавшему до сихъ поръ печальному церковному раздѣленію между ними.

По особымъ условіямъ мѣстной общей и церковной жизни и подъ вліяніемъ нѣкоторыхъ особенностей внутренняго строя, возникшихъ въ одной и другой церковной организаціи въ періодъ ихъ разобщенія между собою, они пока не могутъ слиться воедино, какъ это было до 1946 г., но во всякомъ случаѣ обѣ юрисдикціи выразили искреннюю добрую волю къ мирному сосуществованію и сотрудничеству между собою съ тѣмъ, чтобы всѣ могущія встрѣтиться на этомъ пути недоразумѣнія могли мирно разрѣшаться посредствомъ братскаго обмѣна мнѣній между представителями одной и другой стороны.

/с. 174/ Будемъ просить Начальника мира, чтобы Онъ благословилъ и упрочилъ этотъ миръ во славу Божію и ко благу страждущей Русской Церкви. Намъ не тѣсно на этой обширной и часто не вполнѣ еще воздѣланной нивѣ, на которую насъ призвалъ Господь, и куда не перестаютъ приливать новыя волны нашихъ соотечественниковъ со всѣхъ концовъ міра. Будемъ бодрствовать надъ ними, утверждая и охраняя ихъ на путяхъ Православія и свидѣтельствовать величіе и силу нашей вѣры предъ всѣми, кто будетъ вопрошать насъ о нашемъ упованіи.

Передъ нашей Церковью открываются здѣсь великія задачи въ связи съ переживаемыми нынѣ апокалиптическими знаменіями времени.

Въ предчувствіи страшныхъ бѣдствій, грядущихъ на вселенную отъ распространенія повсюду смертоноснаго коммунистическаго растлѣнія, всѣ народы, сохранившіе ясный государственный смыслъ и хотя бы нѣкоторую искру религіозной вѣры, стремятся нынѣ объединиться между собою въ новый священный союзъ для совмѣстнаго противодѣйствія яростнымъ натискамъ объединеннаго коммунизма и для спасенія христіанской культуры. Имъ на помощь должна придти Церковь, таящая въ себѣ неиждиваемыя благодатныя силы добра, правды и мира на землѣ.

Храня непоколебимо основы своей Православной вѣры, мы не должны бояться вступать въ сотрудничество съ другими христіанскими исповѣданіями, поскольку ихъ усилія направлены нынѣ къ ниспроверженію общаго врага.

Именно Америка, вмѣщающая въ себѣ столько христіанскихъ исповѣданій, изъ которыхъ многія хранятъ въ себѣ еще неизрасходованную энергію борьбы за исповѣданіе, въ которомъ они родились и выросли, таитъ въ своихъ нѣдрахъ могущественную потенціальную силу для сопротивленія коммунистическому злу, противному всѣмъ божескимъ и человѣческимъ законамъ и самой природѣ.

Не удивительно, что на нее съ надеждой обращены нынѣ взоры всего міра.

И мы, которыхъ она пріютила подъ своимъ покровомъ, будемъ черпать отъ нея запасъ новыхъ силъ для укрѣпленія въ этой міровой брани, которую мы начали ранѣе другихъ и непрерывно ведемъ въ теченіе уже болѣе 30 лѣтъ. Стараясь взять отъ этого великаго народа, среди котораго мы живемъ, все лучшее и достойное подражанія, будемъ однако помнить, что каждая нація имѣетъ свое особое призваніе отъ Бога. Творецъ не обидѣлъ насъ своей милостью, даровавъ намъ свои особые, по преимуществу духовные, творческіе таланты, оплодотворенные благодатью /с. 175/ Церкви. Будемъ же воздѣлывать и умножать ихъ на чужой землѣ, которая однако всегда умѣла цѣнить ихъ, выдвигая нашихъ ученыхъ и другихъ одаренныхъ нашихъ соотечественниковъ на такія мѣста, гдѣ они не только могли бы съ пользою для дѣла и этой страны примѣнять свои знанія, но и получили бы широкія возможности для дальнѣйшаго развитія своихъ дарованій во благо всего человѣчества.

Видя вокругъ себя блескъ современной технической культуры и расцвѣтъ земного благополучія, не будемъ переоцѣнивать ихъ значенія и увлекаться ими въ ущербъ благамъ и нетлѣннымъ цѣнностямъ, къ которымъ издавна тяготѣлъ нашъ русскій православный народъ и о которыхъ, быть можетъ, напоминаетъ намъ Богъ самыми нашими страданіями и лишеніями и указаннымъ намъ странническимъ жребіемъ на землѣ.

Образъ нашей страдающей Родины, облитый ея слезами и кровью, да не меркнетъ никогда передъ нашими очами, пробуждая въ насъ неугасимую любовь и состраданіе къ ней и возгрѣвая въ насъ пламень молитвы объ ея возрожденіи. Въ тѣ страшные дни, когда міръ, стоя на краю бездны, готовой поглотить его, охваченъ великими тревогами, будемъ просить всеблагаго Господа, чтобы Онъ сжалился надъ нами и не погубилъ насъ со беззаконіями нашими, но даровалъ намъ духъ покаянія и смиренія сердца, дабы очищенные своими страданіями, мы стали непорочными передъ Нимъ и обрѣли у Него благодать, милость и миръ, въ которыхъ такъ нуждается современное человѣчество.

Съ утѣшеніемъ оглядываясь нынѣ на наши соборныя дѣянія, мы приносимъ нашу усердную благодарность Небесному Кормчему Церкви, Который помогъ намъ до конца дровести наше соборное дѣланіе въ духѣ братской любви и единомыслія, и призываемъ Его небесное благословеніе на всѣхъ, кто своей жертвенностью и особенной преданностью Церкви и крѣпкимъ стояніемъ въ Истинѣ постоянно способствовалъ успѣху этого святаго дѣла.

Предсѣдатель Архіерейскаго Собора Митрополитъ Анастасій.

Члены Собора: Архіепископъ Виталій, Архіепископъ Тихонъ, Архіепископъ Іоасафъ, Архіепископъ Іоаннъ, Архіепископъ Іеронимъ, Епископъ Евлогій, Епископъ Григорій, Епископъ Серафимъ, Епископъ Наѳанаилъ и Епископъ Никонъ.

2/15 декабря 1950 г. День св. Пророка Аввакума.

г. Магопакъ, Н. І.

Митрополитъ Анастасій и Архіерейскій Соборъ первые сдѣлали шаги къ преодолѣнію существующихъ временныхъ юрисдик/с. 176/ціонныхъ раздѣленій, несмотря на некорректное и даже оскорбительное поведеніе митрополіи по отношенію къ Собору Зарубежныхъ Русскихъ Архіереевъ и лично къ митрополиту Анастасію. Въ отвѣтъ на предложеніе послѣдняго о встрѣчѣ, глава митрополіи архіепископъ Леонтій отказался его принять до производства выборовъ себя въ митрополиты. Владыка Анастасій кротко дождался назначеннаго, послѣ выборовъ, дня аудіенціи.

Приведетъ ли этотъ христіанскій подвигъ митрополита Анастасія и возглавляемаго имъ Архіерейскаго Собора къ ожидаемому всѣмъ православнымъ міромъ прекращенію печальнаго церковнаго раздѣленія — покажетъ будущее.

Проф. И. М. Андреевъ.       

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Краткій обзоръ исторіи Русской Церкви отъ революціи до нашихъ дней. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1952. — С. 170-176.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.