Церковный календарь
Новости


2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 19 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
Православно-христіанская Апологетика.
(Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи).

Введеніе.

Православная Апологетика (или Основное Богословіе) есть богословская наука, представляющая собою систематическое изложеніе, обоснованіе и защиту (апологію) основныхъ христіанскихъ истинъ, какъ ихъ понимаетъ Православная Церковь. Эти истины суть: истина бытія Божія, истина безсмертія души человѣка и истина Божественнаго Откровенія.

Наука Апологетика (Основное Богословіе) носитъ еще и другія названія: Введеніе въ Богословіе, Общее Богословіе, Умозрительное Богословіе, Апологетическое Богословіе, Энциклопедія Богословія; иногда эту науку называютъ философіей религіи, философіей христіанства, христіанскимъ міровоззрѣніемъ и т. п.

Мы будемъ называть нашъ курсъ АПОЛОГЕТИКОЙ или ОСНОВНЫМЪ БОГОСЛОВІЕМЪ, такъ какъ главная цѣль нашего курса будетъ защита основныхъ богословскихъ истинъ Православной Церкви. Давая систематическое изложеніе основъ Православнаго Богословія, Апологетика (Основное Богословіе) вмѣстѣ съ тѣмъ является и основой органически-цѣлостнаго православнаго христіанскаго міровоззрѣнія.

Подъ именемъ Православнаго Богословія обычно разумѣется систематическое изложеніе христіанской религіи на основаніи изученія Слова Божія, т. е. Священнаго Писанія и Священнаго Преданія, подъ руководствомъ Православной Церкви.

Слово «Православный» (ортодокс) — значитъ правильно мыслящій о предметахъ вѣры, правильно вѣрующій, правильно славящій Бога. Слово «Богословіе (теологія) — по ученію святыхъ Отцевъ и Учителей Церкви имѣетъ нѣсколько значеній: «Слово о Богѣ», «Слово отъ Бога», «Слово къ Богу», «Слово для Бога». Митрополитъ Московскій Макарій (Булгаковъ) опредѣлилъ Богословіе, какъ «слово Божіе о Богѣ во славу Божію».

Согласно общему ученію Православной Церкви, Богословіе можно опредѣлить какъ ученіе о Богѣ, Его свойствахъ, и о всемъ, относящемся къ Богопочитанію.

Первымъ христіанскимъ Богословомъ былъ св. Апостолъ и Евангелистъ Іоаннъ Богословъ, въ своемъ Евангеліи преимущественно показавшій, что Іисусъ Христосъ есть Сынъ Божій или Слово Божіе, Богъ-Слово. Изъ святыхъ Отцевъ и Учителей Церкви преимущественно Богословомъ именуется св. Григорій Богословъ и св. Симеонъ Новый Богословъ.

Въ отличіе отъ всѣхъ другихъ философскихъ и религіозныхъ міровоззрѣній, міровоззрѣніе христіанина представляетъ собою не отвлеченное умозрительное построеніе, а животворящій методъ осмысленной и нравственной жизни человѣка въ мірѣ. Поэтому и основной методъ науки Апологетики заключается прежде всего въ положительномъ жизненномъ изображеніи основныхъ истинъ христіанства и выясненіи глубокой внутренней связи этихъ отдѣльныхъ истинъ, представляющихъ собою органическое цѣлостное единство. Лучезарно-свѣтлый образъ христіанской истины, раскрытый передъ духовными очами слушателя, убѣждаетъ его гораздо въ большей степени, чѣмъ самыя точныя логическія доказательства. Такой положительный способъ защиты христіанства является основнымъ методомъ Православной Апологетики. Затѣмъ идутъ такъ называемыя положительныя раціональныя обоснованія и доказательства, опирающіяся на данныя соображенія разума, т. е. такія данныя, которыя заимствуются изъ философскихъ, историко-филологическихъ, естественно-историческихъ и физико-математическихъ наукъ. При посредствѣ этихъ доказательствъ Апологетика защищаетъ христіанскую религію отъ попытокъ дискредитировать ее указаніемъ на якобы имѣющіяся противорѣчія между религіей и наукой, между вѣрой и знаніемъ, между разумомъ и Откровеніемъ. Отрицательныя или косвенныя доказательства истинъ христіанской религіи, состоящія въ критическомъ разборѣ противорелигіозныхъ вообще и противохристіанскихъ воззрѣній въ частности — также употребляются въ Апологетикѣ, но имѣютъ второстепенное значеніе.

Самая большая опасность, которой иногда подвергаются неопытные апологеты христіанства, заключается въ соблазнѣ критикой, ради которой забывается положительная задача построенія христіанскаго міровоззрѣнія. Наука Апологетика, являющаяся основой и введеніемъ въ Богословіе, не должна размѣниваться на мелочную критику частныхъ обывательскихъ заблужденій, обличеніе которыхъ принадлежитъ по преимуществу пастырской дѣятельности, а должна сосредоточиваться на критикѣ основъ цѣлыхъ системъ міровоззрѣній, враждебныхъ религіи вообще и христіанству въ особенности.

Окончательной цѣлью Православной Апологетики (Основнаго Апологетическаго Богословія) является построеніе несокрушимаго фундамента цѣлостнаго церковно-православнаго христіанскаго міровоззрѣнія, защита его основъ отъ нападокъ философской и научной критики и, одновременно съ этимъ, разрушеніе основъ всѣхъ противныхъ христіанству міровоззрѣній. Отсюда ясно, что Апологетика является и фундаментомъ для всего зданія богословскихъ наукъ. На этомъ фундаментѣ зиждутся изслѣдованія всѣхъ остальныхъ богословскихъ вопросовъ: догматическихъ, нравственныхъ, каноническихъ и проч.

Идеаломъ изученія всѣхъ богословскихъ наукъ является построеніе единой цѣлостной системы органическаго богословія.

Основное апологетическое богословіе и представляетъ собою, методологически, зародышъ такой системы.

Что касается плана построенія Апологетики, то онъ опредѣляется самъ собой изъ необходимости послѣдовательно раскрывать, обосновывать и защищать положенія касающіяся религіи вообще, а затѣмъ религіи христіанской.

При использованіи научныхъ данныхъ слѣдуетъ быть особенно осторожнымъ и не увлекаться, по примѣру католичества, «строгой научностью» доказательствъ, памятуя, что всѣ науки даютъ только временное гипотетическое знаніе, тогда какъ предметомъ Апологетики является вѣчная и неизмѣнная истина.

Защита христіанской истины, эта благодатная и благодарная задача, требуетъ безусловной честности, чрезвычайной осторожности, глубокой вдумчивости, основательной эрудиціи, внутренняго смиренія, терпѣнія и самоотверженной любви къ Богу и людямъ. «Служите Господу со страхомъ и радуйтесь Ему съ трепетомъ» (Псал. 2, 11).

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Православно-христіанская Апологетика. (Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи). — Изданіе 2-е. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1965. — С. 3-5.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.