Церковный календарь
Новости


2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 19 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
Православно-христіанская Апологетика.
(Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи).

О сущности религіи.

Слово «религія» происходитъ, по объясненію Лактанція, бл. Іеронима и бл. Августина, отъ слова «religare» — связывать, соединять, или, какъ это подчеркиваетъ бл. Августинъ, м. б. отъ слова «reeligere» — возсоединять. Лактанцій опредѣлялъ сущность религіи, какъ союзъ человѣка съ Богомъ. Бл. Августинъ опредѣлялъ ее, какъ возсоединеніе человѣка съ Богомъ.

Несомнѣнно, что всякая религія представляетъ собою связь, соединеніе или возсоединеніе и общеніе съ высшимъ міромъ или съ высшимъ существомъ, съ высшей абсолютной цѣнностью, т. е. съ тѣмъ, что называется  Б о г ъ.

Въ основѣ всѣхъ религій лежитъ вѣра. Вѣра есть сложная, синкретическая (т. е. изначально синтетическая) способность ума, чувства и воли (въ тріединой гармоніи всѣхъ этихъ духовныхъ силъ человѣка), направленная на познаніе того, что недоступно одному уму.

Тамъ, гдѣ для познанія чего-нибудь достаточно усилій одного ума, — нѣтъ надобности обращаться къ вѣрѣ. Но тамъ, гдѣ одинъ умъ, недостаточенъ и безсиленъ, — можетъ помочь вѣра.

Вѣра м. б. правильной (вѣра въ Истину) и ошибочной (вѣра въ ложь). Гдѣ же и въ чемъ критерій истинной вѣры? Этотъ критерій заключается въ т. н. прагматическомъ оправданіи или обличеніи принятаго на вѣру — самой жизнью. «По плодамъ ихъ узнаете ихъ». Умъ никогда не можетъ строго логически, строго научно, математически точно доказать то, что было познано при помощи вѣры. Тамъ гдѣ такое доказательство возможно — вѣра не нужна. Не слѣдуетъ вѣрить въ то, что можно просто знать. Умъ никогда также не можетъ точно опровергнуть того, что было познано истинной вѣрой. Если такое опроверженіе возможно — значитъ вѣра была ошибкой. Коротко говоря, вѣрить можно только въ то, что не можетъ быть опровергнуто и возможность чего м. б. доказана.

Отсюда ясно, что основныя истины религіи, методологически непостижныя одному уму, а потому воспринимаемыя вѣрой, могутъ и должны быть защищены какъ неопровержимо возможныя.

Доказательствомъ ихъ проблематической достовѣрности и занимается основное Богословіе или Апологетика.

Всякій сознательный, нормально и критически мыслящій человѣкъ, духовно развиваясь, рано или поздно ставитъ передъ собою цѣлый рядъ вопросовъ о сущности, смыслѣ и цѣли жизни, какъ личной, такъ и всего человѣчества и всей Вселенной. Что такое жизнь? Какова первопричина всего существующаго? Есть ли Богъ, Творецъ всего, или міръ существуетъ безъ Творца? Можно ли съ Богомъ, если онъ есть, имѣть какое-нибудь общеніе? Существуетъ ли иной міръ, кромѣ видимаго? Что такое матерія? Что такое сознаніе? Что такое душа? Что такое «Я»? Что такое смерть? Существуетъ ли безсмертіе души? Въ чемъ смыслъ и цѣль жизни міра и человѣка? Каковъ будетъ конецъ міровой исторіи и мірозданія вообще? Что такое Добро и Зло? Можно ли познать абсолютную Истину? Какъ надо жить и къ чему стремиться?

Отвѣты на эти вопросы составляютъ религіозный фундаментъ всякаго міровоззрѣнія.

Въ построеніи этого фундамента міровоззрѣнія принимаютъ участіе всѣ духовныя силы человѣка: прежде всего воля (воля къ Истинѣ), затѣмъ его чувства и умъ.

Первоверховный вопросъ, который необходимо разрѣшить при построеніи этого фундамента — таковъ: Есть ли Абсолютная Истина (т. е. Богъ) и можно ли ее постичь?

Если абсолютной истины нѣтъ, то жизнь не имѣетъ никакого смысла и никакой цѣли.

Разрѣшеніе этой религіозной проблемы м. б. различно:

1. Скептицизмъ — сомнѣніе во всемъ, въ томъ числѣ и въ существованіи Бога. Его отвѣтъ по вопросу о Богѣ (Абсолютной Истинѣ) таковъ: «не знаю».

2. Критицизмъ (Кантъ) — утвержденіе, что Абсолютная Истина (Богъ) — непознаваема. Его отвѣтъ: «Не могу знать» (точно научно невозможно доказать).

3. Позитивизмъ (Контъ) — есть утвержденіе о томъ что человѣчество въ своемъ развитіи проходитъ три стадіи: теологическую, когда преобладала вѣра, метафизическую, когда преобладало умозрительное философствованіе и позитивную — когда преобладаетъ научное знаніе.

Отвѣтъ позитивизма на вопросъ о Богѣ и Абсолютной Истинѣ таковъ: «Не хочу этого знать!»

4. Атеизмъ — есть утвержденіе, что Бога нѣтъ. Атеизмъ есть вѣра, ибо знать что Бога нѣтъ — невозможно. Атеизмъ есть вѣра въ то, что Бога нѣтъ, вѣра въ не-Бога.

5. Пантеизмъ — есть вѣра въ то, что Богъ и природа одно и тоже. Знать этого нельзя, но вѣрить можно.

6. Деизмъ — вѣра въ Бога какъ только Первопричину и Творца міра и его законовъ.

7. Теизмъ — есть вѣра въ Бога не только какъ Творца и Первопричину, но и какъ Промыслителя Вселенной; съ Богомъ можно имѣть общеніе въ таинствахъ и молитвѣ.

Совершеннѣйшій видъ теизма представляетъ собою ХРИСТІАНСТВО.

Разберемъ вкратцѣ эти воззрѣнія.

Скептицизмъ — безплоденъ. Онъ «успокаивается на своемъ «не знаю» и не дѣлаетъ нравственнаго, духовнаго, волевого усилія познать Абсолютную Истину (Бога). Послѣдовательный скептицизмъ долженъ сомнѣваться въ своемъ собственномъ сомнѣніи, т. е. становится совершенно импотентнымъ въ вопросахъ какого бы то ни было познанія о мірѣ и человѣкѣ.

Критицизмъ — въ концѣ концовъ есть только признаніе ограниченности научнаго знанія.

Позитивизмъ — представляетъ собою сочетаніе своеобразнаго скептицизма (теологическаго и философскаго) съ наивной вѣрой въ науку. Отсѣкая отъ себя главнѣйшіе и насущнѣйшіе запросы человѣческаго духа, позитивизмъ, тѣмъ самымъ, оскопляетъ себя, какъ міровоззрѣніе, и превращается въ конгломератъ отдѣльныхъ «научныхъ» знаній, годныхъ для удовлетворенія мелкихъ практическихъ запросовъ жизни.

Позитивизмъ страдаетъ отсутствіемъ «воли къ Истинѣ».

Атеизмъ — будучи вѣрой въ отсутствіе Бога и Абсолютной Истины — запутывается въ массѣ противорѣчій и не въ состояніи построить не только цѣлостнаго міровоззрѣнія, но и какой-нибудь болѣе или менѣе удовлетворительной теоріи матеріи, которую онъ пробуетъ обожествить, приписывая ей абсолютныя свойства.

Пантеизмъ — отожествляя Бога и природу, также запутывается въ неразрѣшимыхъ противорѣчіяхъ, ибо не въ состояніи объяснить ни первопричины, ни цѣли, ни смысла міра и человѣка, ни целесообразности во Вселенной, ни происхожденія Зла, ни нравственнаго закона.

Деизмъ — отрицая Промыслъ и Откровеніе Божіе — не мо-жетъ дать никакихъ отвѣтовъ на самые насущные вопросы человѣческаго духа.

И только теизмъ и, особенно совершеннѣйшій видъ его — христіанская откровенная религія — даютъ самое стройное, самое цѣлое, самое глубокое, самое широкое, самое продуманное, самое доказательное, самое убѣдительное и въ то же время самое свѣтлое, радостное и жизненное міровоззрѣніе.

Въ основѣ христіанской религіи лежитъ жажда Истины и воля къ Истинѣ.

«Абсолютная истина должна быть и я во что бы то ни стало хочу ее познать!». Съ этого волевого акта (воли къ истинѣ) начинается построеніе христіанскаго міровоззрѣнія!

Послѣ этого нравственнаго волевого усилія, честный критическій умъ ищущаго, сразу же категорически утверждаетъ: «но вѣдь человѣкъ, будучи частью цѣлаго міра, будучи не Творцомъ, а твореніемъ этого міра, ограниченный временемъ рожденія и смерти и пространствомъ своей жизни, — не можетъ самъ, самостоятельно, познать весь, цѣлый, безграничный міръ, постичь мысли, замыслы и цѣли его Творца, понять смыслъ и цѣль жизни всего міра и своей жизни. Ибо ничтожная часть не можетъ познать Абсолютнаго Цѣлаго!»

Абсолютная Истина непостижна человѣку! Однако, все же, есть одно, единственное условіе, при которомъ возможно познаніе этой Истины! Если существуетъ Абсолютное, Всесовершенное, Высшее Существо — Богъ, который есть Личность, Первопричина всего, Творецъ, и Промыслитель міра, и, если это Абсолютное Существо — Богъ пожелаетъ открыть Абсолютную Истину человѣку, — тогда, и только тогда, эта Истина можетъ стать доступной нашему сознанію.

Иными словами — Абсолютная Истина или непознаваема (тогда жизнь — безсмысленна!) или м. б. познана только черезъ Откровеніе Бога людямъ!

Абсолютная Истина — Богооткровенна!

Но существуетъ ли такое Богооткровеніе? Да, существуетъ!

Христосъ сказалъ объ этомъ ясно, просто и опредѣленно: «Я есмь путь, и истина, и жизнь» (Іоан. 14, 6) т. е. Я есмь методъ (путь) познанія истины; Я есмь сама воплощенная Истина (все что Я говорю — Истина, ибо Я открываю людямъ волю Бога, Отца Моего), и Я есмь Жизнь (безъ меня не можетъ быть жизни).

Какъ можно отнестись къ словамъ Христа?

Имъ можно повѣрить или не повѣрить!

Но «не повѣрить» — это значитъ «повѣрить въ  н ѣ т ъ».

Человѣкъ имѣетъ свободную волю и отъ его свободной воли зависитъ выборъ: во что вѣрить!

Чрезвычайно важно понять, ясно и опредѣленно понять, что вѣрѣ въ Бога, во Христа, въ Откровеніе Божіе —  н и ч т о   н е   м ѣ ш а е т ъ!

При вѣрѣ въ Бога, во Христа, въ Откровеніе — не получается  н и к а к и х ъ  противорѣчій въ процессѣ построенія цѣлостнаго міровоззрѣнія, а главное — открывается  е д и н с т в е н н а я  возможность познанія Абсолютной Истины, которую такъ жаждетъ познать человѣкъ!

Только при  п о в е р х н о с т н о м ъ  знаніи (которое, по словамъ Бэкона, часто удаляетъ отъ Бога) — передъ человѣческимъ умомъ встаютъ мнимыя притиворѣчія между вѣрой и знаніемъ, между религіей и наукой. При углубленномъ же знаніи (которое, по словамъ того же Бэкона, приближаетъ къ Богу) — эти мнимыя противорѣчія исчезаютъ безъ слѣда. Вотъ почему свыше 90% величайшихъ міровыхъ ученыхъ — вѣрили въ Бога! Вотъ почему Сократъ, Платонъ, Аристотель, Плотинъ, Декартъ, Паскаль, Лейбницъ, Ньютонъ, Пастеръ, Рентгенъ, Дарвинъ, Ломоносовъ, Менделѣевъ, Павловъ, Эйнштейнъ, Бергсонъ, Планкъ, Джинсъ и др. величайшіе міровые ученые всѣхъ временъ и народовъ — были глубоко-религіозными людьми!

Люди простые, не искушенные наукой и философіей, близкіе къ природѣ и имѣющіе чистыя сердца, — тоже вѣрятъ въ Бога.

А т е и с т ы  же представлятъ собою, большей частью,  н е д о у ч е к ъ,  простыхъ и высококвалифицированныхъ (среди ученыхъ тоже бываетъ много такихъ высококвалифицированныхъ недоучекъ и философски неграмотныхъ).

А т е и с т ъ  всегда дефектенъ: или умомъ, или моралью, или волей (злая воля).

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Православно-христіанская Апологетика. (Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи). — Изданіе 2-е. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1965. — С. 16-20.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.