Церковный календарь
Новости


2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 18 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
Православно-христіанская Апологетика.
(Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи).

Религія и нравственность.

Для болѣе глубокаго пониманія сущности религіи слѣдуетъ разъяснить отношеніе ея къ другимъ сторонамъ духовной жизни человѣка. Наиболѣе важно уяснить отношеніе религіи къ нравственности, къ наукѣ и къ искусству.

Первое и самое главное отношеніе между религіей и нравственностью есть отношеніе ихъ неотъемлемаго взаимодѣйствія.

Религія и нравственность тѣсно связаны между собою. Религія невозможна безъ нравственности, а нравственность невозможна безъ религіи. Вѣра безъ дѣлъ мертва. Такой вѣрой вѣруютъ только бѣсы (вѣруютъ и трепещутъ). Истинная же вѣра (живая, а не мертвая) не можетъ быть безъ добрыхъ дѣлъ. Какъ благоухающій по природѣ цвѣтокъ не можетъ не благоухать, такъ и истинная вѣра не можетъ не свидѣтельствоваться доброю нравственностью. Въ свою очередь и нравственность безъ религіозной основы и безъ религіознаго свѣта, не можетъ существовать и непремѣнно завянетъ, подобно растенію, лишенному корня, влаги и солнца.

Религія безъ нравственности подобна безплодной смоковницѣ; нравственность же безъ религіи — подобна срубленной смоковницѣ.

Тѣсная и неразрывная взаимосвязь религіи и нравственности вовсе однако не означаетъ ихъ тождества. Для того, чтобы это было понятно, необходимо, кромѣ взаимной связи, показать и ихъ различіе.

Многіе, даже выдающіеся философы, не понимали этого различія.

Такъ, напримѣръ, И. Кантъ утверждалъ: «религія, по матеріи или по объекту, ничѣмъ не отличается отъ морали, т. к. общій предметъ той и другой составляютъ нравственныя обязанности; отличіе религіи отъ морали только формальное» («Споръ факультетовъ», 1798 г.).

Это формальное отличіе состоитъ, по Канту, въ томъ, что религія побуждаетъ насъ смотрѣть на наши нравственныя обязанности не просто какъ на требованіе нравственнаго долга, но какъ на божественныя заповѣди.

Воззрѣнія, по которымъ самое существенное въ религіи относится къ морали, а все остальное только къ формѣ, — высказывались давно. Таково, по существу ученіе Будды и Конфуція. Въ древне-греческой философіи стоики считали мораль выше религіи.

Отожествлялъ религію съ моралью и Л. Толстой.

Для того, чтобы понять различіе между религіознымъ и нравственнымъ чувствомъ, слѣдуетъ обратить вниманіе на психологію этихъ переживаній и на различіе объектовъ ихъ. Нравственное чувство характеризуется стремленіемъ къ нравственно-доброму; религіозное же чувство — къ безконечному, совершенному во всѣхъ отношеніяхъ, къ Абсолютному. Цѣль перваго — удовлетвореніе требованія нравственнаго долга и стремленіе къ нравственному совершенству, цѣль второго — единеніе съ Богомъ.

Христіанство категорически утверждаетъ, — что безъ помощи Божіей невозможно ничего дѣлать и даже просто жить.

Безъ Меня не можете творить ничего.

Всякое растеніе, которое не Отецъ Мой Небесный насадилъ — искоренится.

Я есмь путь и истина и жизнь.

Такимъ образомъ между религіей и нравственностью существуетъ такое же отношеніе, какое существуетъ между жизнью и дѣятельностью. Никакая дѣятельность невозможна безъ жизни. Религія — даетъ жизнь. И только при условіи этой жизни возможна нравственная дѣятельность.

Только въ Богѣ можетъ быть жизнь. Безъ Бога — жизнь становится умираніемъ.

Идеалъ христіанской нравственности — религіозный: Будьте совершенны, какъ совершенъ Отецъ вашъ Небесный (Матѳ. 5, 48).

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Православно-христіанская Апологетика. (Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи). — Изданіе 2-е. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1965. — С. 20-21.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.