Церковный календарь
Новости


2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 19 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
Православно-христіанская Апологетика.
(Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи).

Религія и наука.

Истинная религія, какъ и истинная наука, разграничивая сферу своей компетенціи, никогда не могутъ входить другъ съ другомъ въ противорѣчіе. Если такое противорѣчіе получается, то это означаетъ, что или религія, или наука, — измѣнили своимъ принципамъ и превратились въ псевдо-религію или псевдо-науку.

Вѣра и знаніе по самому существу своему неотдѣлимы другъ отъ друга. Невозможно предположить, чтобы вѣрующій человѣкъ не мыслилъ о предметѣ своей вѣры и не зналъ, чему онъ вѣритъ; невозможно, чтобы и философъ или ученый, изслѣдуя, не вѣрилъ бы по крайней мѣрѣ въ свой разумъ.

Знаніе для религіи такъ же необходимо и законно, какъ вѣра для науки. Вѣра можетъ быть необходима тамъ, гдѣ знаніе недостаточно и безсильно. Познанное вѣрой не должно входить въ прогиворѣчіе со знаніемъ. Правда, это противорѣчіе часто бываетъ мнимымъ. Христіанская Апологетика, въ вопросахъ взаимоотношеній между религіей и наукой, и занимается вскрытіемъ этихъ мнимыхъ противорѣчій.

Чѣмъ болѣе глубоко и основательно человѣкъ изучаетъ науки и знаетъ границы ихъ компетентности, чѣмъ больше онъ при этомъ имѣетъ философскаго и богословскаго образованія и чѣмъ глубже у него развита религіозная вѣра, — тѣмъ меньше и меньше для него становится мнимыхъ противорѣчій между вѣрой и знаніемъ, между религіей и наукой. Конечно вѣра въ религіи играетъ несомнѣнно большую роль, чѣмъ въ наукѣ. Но это объясняется лишь различіемъ предмета религіи и науки, требующаго различныхъ методовъ познанія. Предметъ науки чрезвычайно элементаренъ по сравненію съ предметомъ религіи. Знаніе о химическомъ составѣ кирпича и значеніе смысла и цѣли жизни міра и человѣка — имѣютъ для насъ различное значеніе.

Религія отвѣчаетъ высшимъ и сложнѣйшимъ запросамъ человѣческаго духа, на которые наука совершенно безсильна отвѣтить. Чѣмъ выше развита религія, тѣмъ больше она воспитываетъ любовь къ знанію, конечно, не къ суетному, а къ истинному, которое называется духовной мудростію.

Древніе Отцы и Учители Церкви признавали важное значеніе даже языческой философіи. По словамъ Климента Александрійскаго — «древняя философія была дѣломъ божественнаго промышленія (въ исторіи приготовленія древняго міра къ христіанству)... Она необходима была грекамъ для руководства въ правдѣ... дѣтоводительствовала эллиновъ ко Христу, представляя въ себѣ истину хотя и темно, и не всю, но по частямъ»...

Св. Василій Великій говорилъ: «въ философскомъ ученіи была тѣнь откровенныхъ истинъ, предъизображеніе истины, изображенной въ Писаніи, отраженіе свѣта Христовой истины, подобно отраженію солнца въ водѣ».

О взаимоотношеніяхъ вѣры и знанія, св. Василій Великій, кокоторый былъ и великимъ ученымъ, и философомъ, и богословомъ, утверждалъ: «въ наукѣ вѣра предшествуетъ знанію».

Это глубоко вѣрно, ибо все самое основное и исходное въ научномъ знаніи недоказуемо и является актомъ вѣры.

Св. Григорій Богословъ писалъ: «полагаю, что всякій имѣющій умъ, признаетъ благомъ внѣшнюю ученость, которою многіе изъ христіанъ гнушаются по худому разумѣнію, какъ злохудожною и удаляющею отъ Бога».

Если Великіе Отцы Церкви относились съ такимъ глубокимъ уваженіемъ къ честному научному и философскому знанію, то, въ свою очередь и величайшіе ученые съ глубокимъ почтеніемъ и благоговѣніемъ относились къ религіозной вѣрѣ.

Истинное знаніе — несовмѣстимо съ гордостью.

Смиреніе есть непремѣнное условіе возможности познанія Истины. Только смиренный ученый, какъ и смиренный религіозный мыслитель, помнящіе всегда слова Спасителя — Безъ Меня не можете творить ничего и Я есмь путь и истина и жизнь — способны идти правильнымъ путемъ (методомъ) къ познанію Истины. Ибо Богъ гордымъ противится, а смиреннымъ даетъ благодать.

Глубоко знаменательно, что на храмѣ Московскаго Университета сіяли слова — «Свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ».

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Православно-христіанская Апологетика. (Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи). — Изданіе 2-е. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1965. — С. 22-23.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.