Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 12 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
Православно-христіанская Апологетика.
(Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи).

Проблема чуда.

Религія признаетъ чудо.

Нѣкоторые ученые (недостаточно философски образованные) категорически отвергаютъ возможность чуда и считаютъ что чудо противорѣчитъ законамъ природы.

Очень часто такіе ученые утверждаютъ, что чудеса являются либо выдумкой, либо обманомъ, либо такимъ явленіемъ, которое наука не можетъ еще объяснить въ настоящее время, но непремѣнно объяснитъ научно впослѣдствіи; то, что непонятно сегодня, можетъ быть понятно и объяснимо завтра.

Наука, ставящая своей задачей точное объективное доказательство провѣренныхъ опытомъ явленій, вполнѣ права, приходя къ явленіямъ чудеснаго съ попыткой научнаго его освѣщенія.

Несомнѣнно, что часто такъ называемыя «чудесныя явленія» оказываются вовсе не чудесными. Выдумка или обманъ въ такихъ случаяхъ законно вскрываются научнымъ методомъ провѣрки. Также несомнѣнно, что многія явленія, непонятыя въ настоящее время, со временемъ могутъ быть объяснимы научно.

Но проблема чуда заключается не въ этомъ.

Прежде всего необходимо опредѣлить, чтó называется въ религіи чудомъ.

Чудомъ называется такое явленіе, которое не только не объяснимо въ настоящее время, но и вообще, никогда не можетъ быть объяснимо только съ научной точки зрѣнія.

Философская проблема чуда сводится такимъ образомъ, къ вопросу: возможно ли чудо? То-есть, возможно ли такое явленіе, которое не можетъ быть объяснено съ научной точки зрѣнія.

Очень часто атеистически-матеріалистически настроенные ученые говорятъ, что всякое явленіе природы, всякое совершающееся въ мірѣ событіе, можетъ быть объяснено одними только законами природы, безъ всякой помощи со стороны Бога и чуда. Это не вѣрно. Одними законами природы нельзя объяснить по крайней мѣрѣ двухъ обстоятельствъ: 1) самого существованія міра или природы, и 2) самихъ законовъ природы. Поэтому, — существованіе міра и его законовъ есть чудо.

Нѣтъ и не можетъ быть никакихъ логическихъ препятствій къ вѣрѣ въ то, что причиной міра и его законовъ является Богъ, сотворившій міръ и законы природы.

Англійскій философъ Беркли по этому поводу далъ такое разсужденіе. Законы природы, говорилъ онъ, суть тѣ способы, которыми Богъ управляетъ міромъ, и дѣйствія законовъ природы — это дѣйствія Самого Бога. Слѣдовательно, Богъ можетъ тамъ, гдѣ найдетъ это нужнымъ по Своимъ замысламъ или планамъ — и отступить отъ этихъ постоянныхъ способовъ Его дѣятельности въ мірѣ, такъ что произойдетъ явленіе необъяснимое одними лишь законами природы, т. е. произойдетъ настоящее чудо. (Всемогущій Богъ, можетъ, когда захочетъ, и измѣнить «естества чинъ»).

Очень часто приходится слышать о томъ, что чудо противорѣчитъ законамъ природы. Слово «противорѣчитъ» здѣсь неумѣстно. Попробуемъ тщательно разобраться въ этомъ волросѣ.

Предположимъ, что на землѣ существуетъ все кромѣ человѣка и его сознанія. Можетъ ли въ такомъ мірѣ появиться паровозъ? Конечно это невозможно! Но почему? Вѣдь всѣ составныя части паровоза имѣются въ мірѣ (сталь, мѣдь, желѣзо, дерево, вода и т. п.).

Можетъ быть благодаря случайности въ движеніи частицъ изъ которыхъ состоитъ паровозъ, на протяженіи огромнаго количества времени (милліоновъ лѣтъ) и могъ бы случайно, самъ собою сдѣлаться паровозъ? Нѣтъ, это невозможно. Дѣйствительно, для того чтобы появился паровозъ, необходимо сознаніе проэктировавшаго и сдѣлавшаго его человѣка. Безъ помощи сознанія — паровозъ есть чудо, хотя всѣ элементы изъ которыхъ онъ состоитъ имѣются въ природѣ. И это чудо (появленіе паровоза) — не противорѣчитъ законамъ природы.

Всѣ законы природы остаются не нарушенными. Но они (законы косной безсознательной природы) преодолеваются новымъ факторомъ — сознаніемъ.

Для объясненія «чуда техники» — необходимо признаніе «высшаго фактора» — сознанія.

Теперь обратимся къ самому сознанію. Можно ли объяснить сознаніе косными безсознательными закона природы? Если эти законы не могли создать паровоза, то тѣмъ болѣе они не могутъ создать несравненно болѣе сложнаго явленія — сознанія. (Эту нелѣпость допускаютъ только матеріалисты, считающіе сознаніе продуктъ развивающейся матеріи).

Нельзя объяснить сознанія и имъ самимъ. Сознаніе можетъ создать паровозъ, но не можетъ создать самое себя. Слѣдовательно, сознаніе есть тоже чудо. Для объясненія этого чуда, необходимо признать еще болѣе сложное, высшее и совершенное начало, творящее такія явленія, какъ сознаніе.

Это высшее творящее сознаніе (Высшій Разумъ) и есть Богъ, вѣрить въ Котораго ничто не можетъ намъ препятствовать.

Если человѣческое сознаніе, вмѣшиваясь въ косную и безсознательную природу и преодолѣвая ее, можетъ сдѣлать такія вещи («чудеса») какъ паровозъ, то Высшій Божественный Разумъ, сотворившій человѣческое сознаніе и косную природу, вмѣшиваясь непосредственно въ косную природу и преодолѣвая ее (неизвѣстными намъ силами Своего Творческаго Божественнаго Разума) — можетъ сотворить явленія гораздо болѣе сложныя и болѣе чудесныя, напримѣръ, претворить воду въ вино или воскресить мертваго и т. п. При этомъ — законы природы не нарушаются, а преодолѣваются.

Итакъ, чудо не противорѣчитъ законамъ природы, а преодолѣваетъ ихъ высшими намъ неизвѣстными силами.

Когда къ Ньютону пришли ученые и выразили недоумѣніе по поводу его вѣры въ будущее воскресеніе тѣлъ, то онъ отвѣтилъ слѣдующимъ образомъ. Взявъ кучу мѣдныхъ и стальныхъ опилокъ и смѣшавъ ихъ — предложилъ отдѣлить сталь отъ мѣди. Затѣмъ взялъ большой магнитъ и съ его помощью быстро отдѣлилъ стальныя опилки отъ мѣдныхъ.

У Господа Бога очевидно есть болѣе сложныя и намъ неизвѣстныя силы, (особые «магниты»), при помощи которыхъ Онъ можетъ произвести на будущемъ Страшномъ Судѣ воскрешеніе въ тѣлах всѣхъ умершихъ.

Ничто не мѣшало Ньютону въ это вѣрить.

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Православно-христіанская Апологетика. (Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи). — Изданіе 2-е. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1965. — С. 23-26.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.