Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 14 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
Православно-христіанская Апологетика.
(Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи).

Религія и искусство.

Отношеніе религіи и искусства не есть ни отношеніе противорѣчія, ни отношеніе тождества. Между ними существуетъ родство и своеобразная взаимопомощь.

И религія и искусство возвышаютъ насъ и пробуждаютъ въ насъ стремленія къ идеальному міру. Но если эстетическое чувство стремится преимущественно къ художественному изображенію идеальнаго міра, то религіозное чувство жаждетъ живого общенія съ Богомъ — источникомъ всякаго совершенства. Эстетическое чувство подъ вліяніемъ созерцанія художественнаго произведенія, или красотъ природы, создаетъ лишь безотчетный порывъ нашей души къ высшему міру; религіозное же чувство открываетъ нашей душѣ возможность живого общенія съ Богомъ черезъ молитву и таинства. Подмѣна религіознаго чувства эстетическимъ, есть глубокое и вредное извращеніе, именуемое въ аскетикѣ — «прелестью».

Общимъ въ религіи и искусствѣ является то обстоятельство, что они стремятся высказывать идеи не въ отвлеченной формѣ (какъ напр. въ философіи и наукѣ), а въ конкретномъ образномъ выраженіи.

Въ религіи, какъ и въ искусствѣ — чистая идея облекается въ соотвѣтствующій ей чистый и вмѣстѣ прекрасный покровъ образа, благодаря чему заставляетъ и всѣ душевно-тѣлесныя чувства человѣка соучаствовать въ духовномъ созерцаніи идеи.

Догматическія и нравственныя понятія Церковь не только облекаетъ въ высоко-художественные словесные образы и прекрасную музыкальную одежду церковныхъ пѣснопѣній, но и символизируетъ ихъ въ благолѣпіи обрядовыхъ формъ Богослуженія.

Если ни одна изъ древнихъ религій не была чужда символики, то совершеннѣйшая христіанская религія являетъ собою исключительную по глубинѣ и неисчерпаемую по разнообразію и богатству сокровищницу символическихъ образовъ, нѣмымъ языкомъ «тайны будущаго вѣка» — молчанія выражающихъ невидимое въ видимомъ.

Философія исторіи учитъ насъ, что религія была первоначальной колыбелью искусства.

Взглядъ, по которому религія и искусство признаются принципіально враждебными другъ другу, слѣдуетъ признать ошибочнымъ. Эта враждебность начинается только тогда, когда извращается сущность религіи (напр. въ манихействѣ считающимъ матерію злой сущностью) или когда форма искусства не соотвѣтствуетъ религіозной идеѣ.

Враждебное отношеніе ко всѣмъ видамъ и формамъ искусства въ ихъ примѣненіи къ Богослуженію — привело въ свое время къ иконоборству.

Христіанская Церковь не отрицаетъ искусства. Христіанство есть религія воплощеннаго Бога-Христа, въ которомъ проявилась вся полнота Божества тѣлесно (Кол. 2, 9). Освятивъ плоть и осудивъ только грѣховность въ плоти, христіанство освятило и разнообразныя виды искусства для христіанскаго Богослуженія, осудивъ только грѣховность въ искусствѣ. Грѣхъ же искусства начинается тамъ, гдѣ оно забываетъ о своемъ божественномъ происхожденіи и начинаетъ служить злу.

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Православно-христіанская Апологетика. (Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи). — Изданіе 2-е. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1965. — С. 26-27.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.