Церковный календарь
Новости


2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
2018-08-07 / russportal
Свт. Іоаннъ. "Взойдите на гору и несите дерева и стройте храмъ" (1994)
2018-08-07 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 76-е (3 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 15 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
Православно-христіанская Апологетика.
(Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи).

Происхожденіе религіи.

Разсмотрѣвъ отношенія религіи къ нравственности, къ философіи, къ наукѣ и къ искусству, мы видимъ, что религія представляетъ нѣчто гораздо болѣе всеобъемлющее, чѣмъ всѣ вышеуказанныя проявленія человѣческаго духа не только въ отдѣльности, но и въ общей ихъ совокупности, ибо религія обнимаетъ ихъ въ цѣлостномъ единствѣ.

Безъ религіи всѣ стремленія человѣческаго духа не имѣли бы твердой опоры и ставили бы духъ человѣческій въ безвыходныя противорѣчія.

Стремленіе къ Истинѣ, безъ вѣры, что есть Абсолютная Истина, познаніе которой возможно черезъ общеніе ума человѣческаго съ Божественнымъ Разумомъ — превращалось бы въ «дурную безконечность» безплодной погони за недостижимымъ, или заканчивалось бы еще болѣе безплоднымъ скептицизмомъ. Поэзія и другіе виды искусства, съ ихъ порывами къ идеальному, превратились бы въ безплодную игру мечтаній, если бы религія не убѣждала людей въ томъ, что высшій идеальный міръ дѣйствительно существуетъ.

Нравственность, безъ религіи не вносила бы въ жизнь людей никакого утѣшенія, т. к. въ живомъ общеніи съ Богомъ человѣкъ получаетъ высшія благодатныя средства для нравственнаго роста и подлиннаго нравственнаго удовлетворенія.

Отсюда ясно, что религія не только не м. б. замѣнена философіей, наукой, искусствомъ или одной нравственностью, но что напротивъ, безъ религіи всѣ эти стремленія лишились бы всякой основы.

Основа эта (сущность религіи) — стремленіе къ живому общенію съ Богомъ. Но откуда въ насъ это стремленіе? Этотъ вопросъ приводитъ насъ къ проблемѣ происхожденія религіи.

Происхожденіе религіи м. б. предметомъ историческаго, психологическаго и логическаго анализа. Историческій анализъ приводитъ насъ съ одной стороны къ т. н. историческому доказательству Истины Бытія Божія, путемъ указанія на всеобщность религіи, а съ другой — къ изученію возникновенія различныхъ формъ религіозныхъ культовъ, извѣстныхъ историческихъ религій. Психологическій анализъ — приводитъ изслѣдователей къ неопредѣленнымъ противорѣчіямъ гипотезамъ, обзоръ которыхъ вовсѣ не обязателенъ для Апологетики.

Логическій же анализъ приводитъ насъ къ ясному убѣжденію, что вопросъ о происхожденіи религіи не имѣетъ никакого практическаго значенія, ибо для оцѣнки религіи совершенно безразлично — какимъ образомъ религія произошла. Совершенно не важно — изъ-за страха, или изъ-за безумія, изъ-за забавы, или изъ-за озорства, изъ-за выгоды, или изъ-за другихъ какихъ-либо основаній возникли какія-нибудь соображенія; важно лишь — правильны они или неправильны?

Истинность утвержденія не зависитъ отъ его происхожденія. Отъ того что «2 х 2 = 4» сказалъ сумасшедшій или преступникъ — 2 x 2 = 4 не перестаетъ быть истиной. И отъ того, что утвержденіе — «Богъ есть», сказано отъ страха или выгоды — вовсе не зависитъ его истинность или ложность.

Иными словами, вопросъ о томъ кáкъ произошла религія не имѣетъ никакого отношенія къ вопросу о томъ — истино или ложно то или иное религіозное убѣжденіе.

Что же касается вѣры въ Откровеніе Божіе (напр., христіанской религіи), то ей можно противопоставить только вѣру въ то, что Откровенія нѣтъ.

Нѣтъ никакихъ логическихъ препятствій къ вѣрѣ въ Бога и Его Откровеніе. Поэтому то большинство величайшихъ міровыхъ философовъ, ученыхъ, поэтовъ и другихъ геніальныхъ дѣятелей — (какъ это было указано выше) и вѣрять въ Бога и Откровеніе. (См. Табрумъ: «Религіозныя вѣрованія современныхъ ученыхъ»).

Этой вѣрѣ не противорѣчатъ научныя данныя психологіи, антропологіи, сравнительной филологіи и друг. наукъ, т. к. они (научные выводы) имѣютъ только гипотетическій характеръ.

Ничто не мѣшаетъ христіанину вѣрить въ то, что происхожденіе религіи обусловлено съ одной стороны прирожденнымъ человѣческому духу свойствомъ стремиться къ своему высочайшему образу — Богу, а съ другой — воздѣйствіемъ Самого Бога на духъ человѣка.

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Православно-христіанская Апологетика. (Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи). — Изданіе 2-е. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1965. — С. 27-29.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.