Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
Православно-христіанская Апологетика.
(Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи).

Истина безсмертія души.

Вѣра въ безсмертіе души обычно у всѣхъ народовъ тѣсно связывается съ религіей и составляетъ существенную часть почти всѣхъ извѣстныхъ въ исторіи религій. Это указываетъ на то, что идея безсмертія души своими корнями уходитъ въ религіозное сознаніе человѣка. По мнѣнію многихъ глубокихъ мыслителей, какъ древности, такъ и новаго времени (Сократъ, Платонъ, Декартъ, Паскаль), — идея безсмертія должна быть признана врожденною человѣческому духу.

Религіозное убѣжденіе, что союзъ соединяющій Бога съ человѣкомъ, не можетъ уничтожиться послѣ смерти человѣка, но есть союзъ вѣчный, принадлежитъ къ самымъ твердымъ убѣжденіямъ религіи, безъ котораго она не имѣла бы жизненной силы. Вѣра въ безсмертіе такъ же древна, какъ самъ человѣкъ и его религія.

Въ защиту этого вѣрованія имѣются и соображенія разума. Эти соображенія и называются доказательствами безсмертія души и подраздѣляются на теологическое, философское, нравственное и историческое (изъ всеобщности вѣры въ безсмертіе у всѣхъ народовъ).

Теологическое доказательство выводится изъ свойствъ Божіихъ, главнымъ образомъ изъ свойствъ Его Личности: благости, правосудія и всемогущества.

Философское доказательство выводится изъ свойствъ или природы самой души.

Нравственное доказательство основывается на требованіяхъ нашего нравственнаго сознанія.

Историческое — выводится изъ исторіи человѣчества.

Для вѣрующихъ въ Бога людей, самыми убѣдительными доказательствами безсмертія души являются доказательства теологическія. Если Богъ есть живая Личность, обладающая свойствами всемогущества, всеблагости и безусловной справедливости, то создавая людей, Онъ не могъ ихъ создать лишенными безсмертія. Поэтому сознаніе вѣрующаго человѣка имѣетъ непоколебимое убѣжденіе въ истинѣ безсмертія души. Если есть Богъ, то есть и безсмертіе.

Философское доказательство безсмертія души дополняетъ теологическое и приходитъ на помощь вѣрующему, когда ему начинаютъ возражать со стороны теорій, отрицающихъ личнаго Бога (матеріализмъ, атеизмъ, пантеизмъ).

Душевныя и физическія явленія представляютъ собою нѣчто существенно разнородное, не сводимое одно къ другому. Какъ изъ душевныхъ свойствъ нельзя вывести свойствъ физическихъ, такъ и изъ физическихъ свойствъ нельзя вывести свойствъ психическихъ. Какія химическія или физическія, вообще матеріальныя свойства можно найти въ такихъ психическихъ проявленіяхъ, какъ вѣра, надежда, справедливость, любовь, милость и т. п.? Съ матеріалистической точки зрѣнія совершенно невозможно объяснить психическія явленія. Сознаніе человѣка представляетъ собою цѣлостное единство, тогда какъ мозгъ, къ которому матеріалисты хотятъ свести сознаніе, представляетъ собою множественность матеріальныхъ частицъ. Мозгъ есть только инструментъ, которымъ пользуется душа, но не есть сама душа.

И когда уничтожается мозгъ и вообще человѣческое тѣло, то нѣтъ никакого логическаго основанія утверждать, что съ нимъ должна уничтожиться и душа. Она можетъ не проявляться въ умершемъ тѣлѣ и въ разрушенномъ мозгу, но можетъ существовать и отдѣльно отъ тѣла и отъ мозга.

Изъ того что тѣло не можетъ жить отдѣльно безъ души совершенно не вытекаетъ, что душа не можетъ жить безъ тѣла въ иномъ мірѣ, который не извѣстенъ намъ, но существованія котораго мы не имѣемъ основанія отрицать. Мы можемъ вѣрить въ сушествованіе инобытія, иного міра, духовнаго, или можемъ не вѣрить въ него (т. е. вѣрить, что его нѣтъ).

Нашей вѣрѣ ничто не можетъ помѣшать.

Утверждая, что психическое отлично отъ физическаго, мы имѣемъ на это гораздо болѣе основаній, чѣмъ утверждая, что психическое есть физическое. И утверждая, что душа можетъ жить безъ тѣла, мы опять-таки имѣемъ на это больше основаній, чѣмъ предполагая разрушеніе души при разрушеніи тѣла.

Съ матеріалистической точки зрѣнія, отрицающей существованіе души какъ отдѣльнаго начала (т. н. отдѣльной субстанціи, выражаясь философскимъ языкомъ) — невозможно объяснить фактъ постояннаго тождества нашего самосознанія. Если наши душевныя явленія представляютъ собою только соединеніе матеріальныхъ частицъ, то какъ можно обѣяснить тождество нашего самосознанія во всю нашу жизнь при несомнѣнно существующей въ нашемъ организмѣ смѣнѣ матеріальныхъ частицъ? Поэтому, въ высшей степени невѣроятно, чтобы основою нашей личности была постоянно смѣняющачся въ нихъ матерія.

Нравственное доказательство безсмертія души сводится къ указанію на то, что человѣкъ, представляющій собою разумную нравственную личность не можетъ имѣть временнаго только значенія втеченіе жизни на землѣ. Цѣль и нравственное назначеніе человѣка состоитъ въ томъ, чтобы онъ, какъ личное существо, достигалъ полноты личнаго духовнаго совершенства и становился въ должное отношеніе къ вѣчному личному Богу. Слѣдовательно его назначеніе не можетъ оканчиваться во времени.

Отрицаніе Бога и безсмертія души превращаетъ человѣка въ высококвалифицированнаго скота.

Вѣра же въ Бога и въ безсмертіе души, которой ничто помѣшать не можетъ, ставитъ передъ человѣкомъ возможность безконечнаго совершенства до сліянія съ Богомъ.

Будьте совершенны какъ совершенъ Отецъ вашъ небесный — вотъ идеалъ поставленный человѣку Самимъ Богомъ.

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Православно-христіанская Апологетика. (Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи). — Изданіе 2-е. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1965. — С. 42-44.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.