Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
Православно-христіанская Апологетика.
(Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи).

Часть II.
Значеніе естественныхъ религій.

При общемъ обзорѣ языческихъ естественныхъ религій, мы приходимъ къ выводу, что всѣ эти религіи представляютъ собою исторію естественнаго развитія религіознаго сознанія древняго человѣчества. Каждая отдѣльная религія зафиксировала какую-нибудь одну сторону этого развитія, наиболѣе близкую духу своего народа. Полнаго же выраженія истинной сущности религіи не представляетъ не только ни одна изъ нихъ, но и всѣ онѣ вмѣстѣ взятыя. Каждая отдѣльная религія имѣла свои истоки, расцвѣтъ и упадокъ. Истоки всѣхъ религій свидѣтельствуютъ о томъ, что прарелигія представляла собою идею монотеизма. Разцвѣтъ религіи часто предварялся индивидуальностью реформатора (Конфуцій, Лао-Тзе, Будда, Зороастръ). Упадокъ же религіи большей частью относился къ позднѣйшимъ временамъ, когда каждая отдѣльная религіозная система древности изживала свое содержаніе. Отмираніе религіи (если не всего культа, и обрядовъ, то самаго духа, самой сущности) — ярче всего свидѣтельствуетъ объ отсутствіи въ ней подлиннаго Откровенія.

Если въ китайской религіи божество почти совсѣмъ не отличается отъ міра, въ индійской религіи оно представляется чѣмъ-то отличнымъ отъ міра, хотя еще безличнымъ и не вполнѣ отдѣльнымъ. Въ персидской религіи уже имѣются тенденціи къ идеѣ личнаго божества. И, наконецъ, въ религіи грековъи римлянъ, личность становится необходимымъ условіемъ божества.

У грековъ и римлянъ уже нѣтъ той подавляющей силы подчиненія человѣка внѣшней природѣ, которая характерна для древняго Востока. Нѣтъ и кровавыхъ культовъ древне-восточнаго язычества.

Въ виду этого нельзя видѣть въ древнихъ языческихъ религіяхъ только рядъ сплошныхъ заблужденій. Свв. Отцы считали, что языческій міръ не былъ исключенъ Промысломъ Божіимъ изъ круга божественныхъ заботъ. Не имѣя сверхестественнаго Откровенія, языческій міръ не лишенъ былъ откровенія естественнаго. При правильномъ употребленіи естественныхъ способностей своего духа, человѣкъ можетъ имѣть опредѣленныя знанія и о Богѣ, и о мірѣ, и о самомъ себѣ. При этомъ, имѣя врожденную идею о Богѣ въ своемъ умѣ и врожденное знаніе о Божественной волѣ въ своей совѣсти, — человѣкъ былъ способенъ осознать ограниченность своего знанія и съ самоотреченіемъ духовнымъ обратиться за помощью свыше.

Однако, всѣхъ возможностей естественнаго религіознаго развитія язычество не использовало. Языческая религія могла быть значительно выше и чище.

Со строго религіозной точки зрѣнія — языческія религіи навсегда останутся памятниками, свидѣтельствующими не только о слабости человѣческаго ума и бѣдности духовнаго чувства, но и о наличіи роковой порчи человѣческой воли. По этому, ап. Павелъ, считаетъ отвѣтственными передъ лицомъ Божественной правды не только іудеевъ, имѣвшихъ законъ данный черезъ сверхестественное Откровеніе, но и язычниковъ, не имѣвшихъ такого Откровенія.

Доля истины имѣвшаяся въ каждой естественной религіи, смѣшана съ массой заблужденій.

Всѣ системы древнихъ религій повинны въ искаженіи и теоретическихъ и практическихъ началъ истинной религіи и нравственности. Мы не находимъ среди нихъ ни одной, въ которой правильно бы давалось понятіе о Богѣ, о мірѣ и о духовной природѣ человѣка.

Религіи язычества не возвышали своихъ послѣдователей до разумнаго служенія Богу. Между самыми выдающимися и геніальными мыслителями древности, мы не видимъ никого, кто научилъ бы людей религіозной истинѣ. Наиболѣе выдающимися по уму и нравственнымъ качествамъ мыслители открыто признавали свое полное безсиліе выполнить такую задачу.

Высшимъ и лучшимъ достиженіемъ древняго человѣчества можно признать заявленія Сократа и Платона о томъ, что нѣтъ ничего важнѣе истиннаго познанія о Богѣ, которое можетъ дать только Самъ Богъ!

На языкѣ современной мысли, это означало теоретическое признаніе безусловной ограниченности человѣка въ дѣлѣ познанія истины и признаніе Божественнаго Откровенія, какъ единственнаго возможнаго способа познать эту истину.

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Православно-христіанская Апологетика. (Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи). — Изданіе 2-е. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1965. — С. 44-46.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.