Церковный календарь
Новости


2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
Православно-христіанская Апологетика.
(Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи).

Христіанское ученіе объ Откровеніи.

Слово «Окровеніе» означаетъ сверхестественное открытіе Богомъ непознаваемыхъ истинъ людямъ. Человѣкъ есть часть міра. Міръ созданъ безъ участія человѣка. Человѣкъ ограниченъ временемъ своего рожденія и смерти и пространствомъ своего пребыванія. Какъ часть не можетъ познать цѣлаго, такъ и человѣкъ не можетъ познать всего. Онъ не можетъ самъ, собственными силами ума постичь ни первопричины всего существующаго, ни смысла своей и міровой жизни, ни цѣли вселенной. Эти вопросы, которые встаютъ и требуютъ разрѣшенія въ сознаніи каждаго человѣка, неразрѣшимы человѣческимъ умомъ. Единственный возможный способъ разрѣшенія этихъ и многихъ другихъ насущнѣйшихъ духовныхъ запросовъ — заключается въ Откровеніи. Если Богъ захочетъ открыть людямъ эти непознаваемыя истины, — тогда, и только тогда, человѣкъ сможетъ познать ихъ.

Богъ захотѣлъ этого и открылъ людямъ Истину. Онъ послалъ на землю Своего Единороднаго Сына, Господа нашего Іисуса Христа, Который принесъ людямъ Истину, способъ ея познанія (методъ или путь познанія Истины) и подлинную жизнь, (ибо безъ помощи Божіей не м. б. вѣчной жизни). «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ев. Іоан. XIV, 6), — сказалъ Христосъ.

Въ другомъ мѣстѣ Онъ сказалъ «Безъ Меня не можете творить ничего».

Никто никогда не говорилъ такъ, какъ имѣющій власть открывать Истину.

Христосъ — есть полнота Богооткровенной Истины. Его устами говорилъ Самъ Богъ, каждое слово Его — было абсолютная, чистая Истина. Ибо Самъ Онъ, Спаситель міра, былъ Сынъ Божій, былъ истинный Богъ.

Окровеніе совершалось постепенно. Господь открылъ Себя и Свою волю не сразу. Сначала Онъ далъ, черезъ чудесныя и дивныя явленія природы и ея законовъ, т. н. естественное откровеніе. Затѣмъ далъ сверхестественныя откровенія черезъ духоносныхъ пророковъ и черезъ чудесныя явленія въ человѣческой исторіи, и, наконецъ, далъ полное благовѣстное Откровеніе — въ Сынѣ, въ Богочеловѣкѣ Христѣ.

Въ составъ всякаго сверхестественнаго Откровенія непремѣнно входитъ предсказаніе будущаго, раскрытіе таинъ Божіихъ и разъясненіе такихъ религіозно-нравственныхъ истинъ, которыя превышаютъ всѣ возможности и способности человѣческаго познанія.

Откровеніе природы (какъ окружающей человѣка такъ и самого человѣка, гл. образомъ его сознанія) — говоритъ о томъ, что внѣ человѣка, надъ нимъ, т. е. выше его, есть причина, сила, и мудрость творческаго начала, свидѣтельствующая о наличіи Высшаго Существа, имѣющаго характеръ личности, т. е. что существуетъ Богъ! Всѣ такъ называемыя доказательства бытія Божія — есть результатъ этого естественнаго откровенія.

Честный и нормальный человѣческій умъ черезъ разсмотреніе природы міра и природы собственнаго сознанія — приходитъ къ убѣжденію въ существованіи Бога. И только лукавый или ненормальный умъ — можетъ Его отрицать.

«Рече безуменъ въ сердцѣ своемъ — нѣсть Богъ»...

Но кромѣ убѣжденія въ существованіи Бога, человѣкъ желаетъ и личнаго съ Нимъ общенія.

Религія начинается не съ признанія Бога (это, собственно говоря, задача философіи), а съ общенія съ Нимъ.

Это общеніе человѣка съ Богомъ невозможно безъ помощи Божіей. Вотъ эту-то помощь и даетъ такъ называемое сверхестественное Откровеніе.

Кромѣ подраздѣленія Откровенія на естественное и сверхестественное, различаются еще и другіе виды Откровенія: непосредственное и посредствуемое, внѣшнее и внутреннее.

Непосредственное Откровеніе есть сообщеніе Самимъ Богомъ тѣхъ или другихъ религіозныхъ истинъ избранникамъ-людямъ (наприм. пророку Боговидцу Моисею).

Посредствуемое Откровеніе бываетъ тогда, когда оно сообщается людямъ черезъ богодухновенныхъ лицъ (напр., пророковъ) или высшихъ разумныхъ существъ — ангеловъ (напр. Благовѣстіе Дѣвѣ Маріи).

Внѣшнимъ Откровеніемъ называется самый фактъ сообщенія Истины, а внутреннимъ — фактъ усвоенія сообщеннаго. Для послѣдняго необходимо сверхестественное вдохновеніе, которое обычно опредѣляется словомъ «боговдохновеніе».

Обычно, «боговдохновенностью» обозначается сверхестественное воздѣйствіе Духа Божіяго на пророковъ и апостоловъ, подъ наитіемъ Котораго они правильно изъясняли сообщенныя имъ Откровенія и вѣрно излагали ихъ въ Священныхъ Книгахъ.

Такія Священныя Книги получали наименованіе «боговдохновенныхъ».

О природѣ Откровенія часто высказывались и высказываются ложныя воззрѣнія. Ихъ необходимо разоблачить.

Знаменитый философъ, еврей Филонъ Александрійскій и нѣкоторые христіанскіе сектанты древности (напр. такъ называемые монтанисты) высказывали взглядъ, что для воспріятія Откровенія необходимымъ условіемъ слѣдуетъ признать особое состояніе безсознательнаго экстаза. Въ новое время подобный взглядъ былъ высказанъ въ протестантскомъ богословіи XVII-XVIII в.в. По этому ученію, лица, сподобившіяся быть провозвѣстниками божественныхъ откровеній, сами не сознавали этихъ откровеній, а воспринимали ихъ пассивно и были только техническими передатчиками божественной благодати. Это ученіе глубоко ложно. Самое понятіе «Откровенія» предполагаетъ принимающій его разумъ. Отнимать свѣтъ разума у человѣка въ моментъ Откровенія нѣтъ никакого основанія, ибо самъ разумъ данъ человѣку Богомъ именно для познанія истины!

Крайне раціоналистическіе взгляды на природу откровенія сводятся къ отрицанію возможности сверхестественнаго Откровенія и попыткамъ свести его къ откровенію только естественному.

Всѣ эти попытки оказываются безплодными, ибо приводятъ къ неразрѣшимымъ противорѣчіямъ. Анализъ понятія абсолютной Истины приводимъ къ дилеммѣ: либо такая Истина непостижима, либо можетъ быть только Богооткровенной и сверхестественной.

Пантеистическое понятіе объ Откровеніи фактически сводится къ отрицанію откровенія. Если природа есть Богъ, то Ему нѣкому и не въ чемъ открываться. Въ философскихъ пантеистическихъ системахъ, откровеніе понимается какъ самооткровеніе Бога въ человѣческомъ духѣ. По ученію напр. Гегеля, абсолютный духъ вѣчно и разнообразно открывается въ разнообразныхъ видахъ (въ природѣ, въ человѣческомъ духѣ, въ исторіи человѣчества); онъ открывается не человѣку, а въ человѣкѣ, приходя въ немъ къ самосознанію. Такимъ образомъ, знаніе человѣка о Богѣ, въ сущности есть знаніе Бога о Себѣ Самомъ.

Въ исторіи новѣйшей философіи были попытки построенія цѣлыхъ сложныхъ теорій объ откровеніи.

Одной изъ такихъ теорій, получившихъ значительное распространеніе, была теорія нѣмецкаго философа Шлейермахера, жившаго въ первой половинѣ XIX вѣка. Шлейермахеръ считалъ чудомъ всякое жизненное явленіе, ибо ни одно явленіе жизни не можетъ быть до конца понято. Расширяя такъ понятіе чуда, онъ тѣмъ самымъ отрицалъ явленія чудеснаго, какъ его понимаетъ христіанство. Откровеніемъ Шлейермахеръ признавалъ всякое новое, выдающееся явленіе человѣческаго духа, свойственное геніямъ. Такимъ образомъ, сверхъестественное, по его мнѣнію, есть то же естественное, только чрезвычайно рѣдкое и исключительное по значенію въ человѣческой жизни.

Эта смѣсь деизма съ пантеизмомъ — полна противорѣчій. Произвольно и чрезмѣрно расширяя понятія чуда, откровенія, вдохновенія — Шлейермахеръ дѣлаетъ ихъ расплывчатыми и ничего не объясняющими.

Часто среди философовъ новаго времени высказывалось сомнѣніе въ возможности сверхъестественнаго Откровенія. Проблема сверхъестественнаго Откровенія по существу упирается въ проблему чуда вообще. Если возможно чудо (см. главу о проблемѣ чуда) — то возможно и сверхъестественное Откровеніе.

Вѣра въ него зависитъ отъ доброй или злой воли человѣка. Истинность Откровенія, кромѣ раціоналистическаго обоснованія, окончательно доказывается прагматически, опытнымъ путемъ христіанской жизни.

Вопросъ о критеріи истиннаго Откровенія принадлежитъ къ числу серьезныхъ вопросовъ Апологетики христіанства, а потому и подлежитъ болѣе тщательному разсмотрѣнію.

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Православно-христіанская Апологетика. (Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи). — Изданіе 2-е. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1965. — С. 46-49.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.