Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
Православно-христіанская Апологетика.
(Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи).

Критерій истиннаго Откровенія.

Если въ ученіи, претендующемъ на Откровеніе, содержатся явныя противорѣчія самому себѣ или элементарнымъ нравственнымъ требованіямъ, то не можетъ быть сомнѣнія, что это ученіе не есть истинное Откровеніе.

Если же въ ученіи мы находимъ возвышенное религіозно-нравственное указаніе, производящее исключительно благотворное вліяніе на духовную жизнь человѣчества, — то это служитъ однимъ изъ очень серьезныхъ доводовъ въ пользу истиннаго Откровенія. Такъ, напримѣръ, Тертулліанъ, въ своей «Апологіи» указывалъ на необычайно нравственно-благотворное дѣйствіе христіанскаго ученія, какъ на доказательство его божественности. Св. Климентъ Александрійскій указывалъ на истинное просвѣщеніе, распространенное черезъ христіанство во всемъ мірѣ, какъ на признакъ его божественнаго происхожденія. Откровеніе новыхъ истинъ, служащихъ стимуломъ для религіозно-нравственнаго развитія человѣчества, также, конечно, свидѣтельствуютъ объ истинности Откровенія.

На возрожденіе къ новой жизни, какъ на признакъ истиннаго Откровенія, указываетъ св. ап. Павелъ, говоря: Кто во Христѣ, тотъ новая тварь. Но одной новизны не достаточно, чтобы она была принята за признакъ сверхъестественнаго Откровенія. Богооткровенная истина должна имѣть непреходящее вѣчное значеніе. Истина Откровенія никогда не можетъ устарѣть, подобно человѣческимъ новымъ ученіямъ. Составляя неизсякаемый источникъ духовнаго обновленія человѣчества, она вѣчно пребываетъ въ то же время неизмѣнною въ своей основѣ и не утрачиваетъ своего глубокаго жизненнаго значенія, несмотря на самыя разнообразныя перемѣны въ исторической жизни человѣчества. Истины откровенныя всегда суть истины вѣчныя.

Открытіе таинъ, недоступныхъ для естественныхъ способностей человѣческаго изслѣдованія, — является самымъ очевиднымъ признакомъ истиннаго Откровенія. Когда Самъ Богъ открываетъ о Себѣ, о Своихъ предвѣчныхъ планахъ относительно судебъ міра и человѣка, — то предъ умомъ человѣческимъ необходимо открывается цѣлый рядъ истинъ, которыя превышаютъ всякій человѣческій разумъ.

По ученію свв. Отцовъ и Учителей Церкви, Истина Божественнаго Откровенія свидѣтельствуется главнымъ образомъ тѣмъ, что оно возвѣщаетъ намъ «тайную сокровенную премудрость Божію», которой, по словамъ ап. Павла, никто изъ властей вѣка сего не позналъ, открываетъ «глубины Божіи», въ которыя никто не можетъ проникнуть и которыя никто не знаетъ, кромѣ Духа Божія. Отцы Церкви указываютъ съ особой настойчивостью на великія тайны христіанской вѣры (на тайну Св. Троицы, воплощенія, будущаго воскресенія мертвыхъ), какъ на несомнѣнныя доказательства божественности христіанскаго ученія.

Св. Аѳанасій Александрійскій, въ своемъ «Словѣ о воплощеніи » доказалъ истинность и божественность христіанства изъ анализа таинства воплощенія. Оригенъ, бл. Августинъ и св. Григорій Нисскій приходили къ тѣмъ же выводамъ, анализируя тайну Св. Троицы.

На христіанское ученіе о воскресеніи, какъ доказательство божественнаго величія христіанства, указывали многіе древніе христіанскіе апологеты, особенно Аѳиногоръ («О воскресеніи мертвыхъ») и Тертулліанъ («О воскресеніи плоти»).

Сверхъестественный характеръ Откровенія не можетъ быть доказанъ при отсутствіи сверхъестественныхъ признаковъ, т. е. чудесъ. Поэтому самое главное доказательство божественной истинности Откровенія слѣдуетъ признать за тѣми знаменіями и чудесами, которыя не только творилъ Спаситель, но и на которыя Самъ ссылался: Если не вѣрите Мнѣ, то вѣрьте дѣламъ Моимъ (Іоан. X, 38).

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Православно-христіанская Апологетика. (Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи). — Изданіе 2-е. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1965. — С. 49-51.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.