Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
Православно-христіанская Апологетика.
(Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи).

Сущность ветхозавѣтной религіи.

Ветхозавѣтная религія представляетъ собою прежде всего чистый монотеизмъ. Это обстоятельство рѣзко отличаетъ несомнѣнно богооткровенную ветхозавѣтную религію отъ всѣхъ другихъ, чисто естественныхъ религій, имѣвшихъ всегда, въ той или иной степени, элементы политеизма, пантеизма и даже атеизма.

Богъ въ Св. Писаніи Ветхаго Завѣта изображается какъ единое (Второз. IV, 39; Второз. XXXII, 39) самобытное и личное существо (Исходъ III, 14-15). Среди всѣхъ религіозныхъ и философскихъ опредѣленій Божества, невозможно найти болѣе полную и глубокую по содержанію и болѣе краткую, сжатую и лапидарную по формѣ формулу — чѣмъ Божественное Самоопредѣленіе, данное Моисею въ Откровеніи: Я есмь Сущій; скажи сынамъ Израилевымъ: Сущій послалъ меня къ вамъ. Изъ этого Откровенія ясно, что Богъ, вѣчный и присносущій, есть въ то же время живая Личность, Промыслитель, посылающій Своихъ избранниковъ на дѣло служенію истинѣ, добру и правдѣ, на благо человѣческаго рода.

Библейскій монотеизмъ рѣзко отличается отъ монотеизма абстрактнаго, въ которомъ Божество отдѣляется непроходимой бездной отъ міра и человѣка и ставится въ чисто внѣшнее механическое отношеніе къ нимъ (напр. магометанскій монотеизмъ). Будучи чистымъ теизмомъ (т. е. понимая Бога не только какъ Творца вселенной, но и какъ Промыслителя) — библейскій монотеизмъ рѣзко отличается отъ всѣхъ деистическихъ представленій о Богѣ (понимающихъ Бога только какъ Творца міра и его законовъ, и не вмѣшивающагося въ дальнѣйшую жизнь сотворенныхъ Имъ существъ).

Библейскій монотеизмъ носитъ глубоко-жизненный и высоко-нравственный характеръ. Единый, живой, личный Богъ, безконечно возвышающійся надъ всѣмъ міромъ, всемогущій, всевѣдущій Творецъ всей вселенной, — по библейскому ученію, есть и всеблагой Промыслитель, праведный Судія, и Мздовоздаятель. Ему приписываются не одни только абстрактныя метафизическія свойства: вѣчнаго бытія, всемогущества, всевѣдѣнія, безконечной премудрости, вездѣсущія и т. п., но и всѣ наивысшія совершенства, которыя Ветхій Завѣтъ соединяетъ въ одномъ понятіи святости. Черезъ это понятіе устранялось представленіе о Богѣ, какъ виновникѣ зла, ибо въ Немъ невозможны были нравственныя несовершенства.

До истиннаго понятія о святости Божіей не возвышалась ни одна изъ древнихъ языческихъ религій; наоборотъ, понятіе святости всегда отсутствовало въ перечисленныхъ и описанныхъ свойствахъ Божества! Даже въ персидской религіи, наиболѣе нравственной по сравненію съ другими, Ормуздъ, связанный до извѣстной степени злымъ началомъ, не представлялъ собою существа, обладавшаго совершенствомъ нравственной силы. Совершенно отсутствовало понятіе святости и въ безрелигіозной нравственной системѣ буддизма!

Только въ Ветхозавѣтной религіи понятіе о святости Божіей выявлено во всей чистотѣ.

Откуда же эта чистота, глубина и возвышенность ученія Ветхозавѣтной религіи о Богѣ?

Всѣ религіозныя и философскія представленія о Богѣ другихъ народовъ не были въ состояніи оторваться отъ почвы натурализма или пантеизма. Какъ одинокая гора среди долины, стоитъ среди другихъ религій, ветхозавѣтная религія, со своимъ возвышеннымъ монотеизмомъ, говоря о святомъ, личномъ живомъ, всесовершенномъ и всеблагомъ Богѣ, Творцѣ и Промыслителѣ міра. Свободное отъ миѳологическихъ фантазій и проникнутое живой жизнью, ветхозавѣтное ученіе представляетъ собою несомнѣнное чудо, явившееся на зарѣ исторіи и тѣмъ самымъ уже свидѣтельствующее о своемъ Божественномъ происхожденіи. Особенно же замѣчательно то, что носителемъ этой несомнѣнно Богооткровенной религіи было маленькое и незначительное племя, незамѣтное среди другихъ великихъ и цивилизованныхъ народовъ древняго міра. Племя это, окруженное со всѣхъ сторонъ язычествомъ, и само имѣвшее склонность къ послѣднему, какъ показываетъ вся его исторія, — тѣмъ не менѣе выдвинулось на первое, ни съ кѣмъ не сравнимое, мѣсто, по глубинѣ, ясности, чистотѣ и совершенности своей религіи. Ничѣмъ инымъ, какъ сверхъестественнымъ Божественымъ Откровеніемъ нельзя объяснить этой исторической загадки, передъ которой оказались безсильными всѣ попытки раціоналистическаго истолкованія.

Библейское ученіе о твореніи находится въ тѣсной зависимости отъ возвышеннаго библейскаго ученія о Творцѣ міра и представляетъ собою такъ же замѣчательныя черты превосходства надъ всѣми ученіями другихъ древнихъ религій.

Вопросъ о мірозданіи не получилъ ни въ одной изъ извѣстныхъ древнихъ религій удовлетворительнаго разрѣшенія. Природа принималась или какъ вѣчно существующая, при чемъ человѣкъ считался лишь «цвѣтомъ природы» (въ религіи Китая), или превращалась въ призракъ, при чемъ всякая матерія считалась зломъ (въ религіи Индіи), или же, во взглядахъ на мірозданіе преобладалъ антропоморфизмъ, приписывающій міротвореніе и міроуправленіе богамъ, отличающимся отъ человѣка только степенью совершенства (религіи классическаго античнаго міра).

Библейское же разрѣшеніе вопроса о мірозданіи — рѣзко отличается отъ всѣхъ этихъ крайностей. Міръ въ ветхозавѣтной религіи разсматривается какъ твореніе единаго, личнаго, всемогущаго, премудраго, всеблагаго и святаго Творца. Человѣкъ опредѣляется какъ разумно-свободное твореніе, созданное по образу и подобію Божію, способное къ развитію нравственнаго богоподобія и безсмертное по своему назначенію.

Ученіе о твореніи въ ветхозавѣтной религіи развивается болѣе полно, чѣмъ ученіе о Богѣ. Св. Писаніе Ветхаго Завѣта начинается съ описанія не существа Божія, а съ дѣлъ Его творенія и промыслительной дѣятельности.

Полное откровеніе относительно Существа Божія не входитъ въ задачу Ветхозавѣтнаго Откровенія, ибо древнее человѣчество не было къ этому приготовлено. Оно было сообщено позднѣе, въ Откровеніи Новозавѣтномъ.

Ученіе о Пресвятой Троицѣ въ ветхозавѣтной религіи было лишь прикровеннымъ (по словамъ Отцовъ Церкви), чтобы не подать повода еврейскому народу думать, что есть много боговъ.

Главныя задачи Ветхозавѣтнаго Откровенія заключались въ твердомъ наученіи — что Богъ — единъ. Тогда какъ въ Новозавѣтномъ Откровеніи самое существо Единаго личнаго Бога представлялось какъ Пресвятая Троица! «Прикровенное» ученіе о Пресвятой Троицѣ — можно видѣть въ упоминаніи о «Духѣ Божіемъ» («Духъ Божій ношашеся вверху воды») и о «Словѣ Господнемъ» («Словомъ Господнимъ небеса утвердишася»).

Ученіе о твореніи, открытое въ Ветхомъ Завѣтѣ, было принято и въ Новомъ Завѣтѣ, ибо заключало въ себѣ вѣчныя и непреходящія истины Божественнаго Откровенія.

Вопросъ о происхожденіи міра — есть вопросъ, превышающій естественныя познавательныя способности человѣка, а потому и не получившій разрѣшенія ни въ одномъ философскомъ или научномъ ученіи.

Человѣкъ живетъ среди природы и ея законовъ. Онъ можетъ изучать природу и открывать (но не создавать) — уже существующія законы природы. Но знать какъ создана природа и ея законы — человѣкъ естественными силами своихъ познавательныхъ способностей не можетъ. Этотъ вопросъ или вовсе неразрѣшимъ или можетъ быть разрѣшенъ исключительно только черезъ Откровеніе.

Такое — Откровеніе о мірозданіи и было дано въ Ветхозавѣтной религіи.

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Православно-христіанская Апологетика. (Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи). — Изданіе 2-е. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1965. — С. 53-56.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.