Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
Православно-христіанская Апологетика.
(Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи).

Библейское ученіе о мірозданіи.

Библейское ученіе о твореніи составляло краеугольный камень всего ветхозавѣтнаго воззрѣнія на Божество и созданный Имъ міръ. Въ основѣ этого ученія лежала идея чистаго творенія изъ ничего, идея временности міра и идея сотворенія человѣка непосредственно силою всемогущества Божія въ его первобытномъ совершенствѣ.

Идея сотворенія міра изъ ничего, творческой и благой Силой Божественнаго всемогущества, замѣчательна тѣмъ, что въ ней впервые дается въ чистомъ видѣ истинное понятіе о твореніи, безъ всякой примѣси пантеизма, дуализма, натурализма и матеріализма! Эта идея въ корнѣ исключаетъ и представленіе о мірѣ, истекающемъ (эманацію) изъ Божественной сущности, и представленіе о Творцѣ, Который нуждался въ какомъ-нибудь предварительно существовавшемъ матеріалѣ для сотворенія міра. Идея эта исключаетъ и предположеніе о посторонней силѣ, въ которой нуждался Богъ для осуществленія Своего творческаго плана. Иными словами, эта идея, отбрасывая всякое понятіе о мірообразованіи, ясно и опредѣленно утверждаетъ понятіе о чистомъ твореніи. Только при условіи сотворенія міра изъ ничего уясняется понятіе объ истинномъ существѣ Божіемъ, какъ Существѣ безусловномъ и безконечномъ. Только въ твореніи изъ ничего высказывается отличительное свойство Божественной природы.

Актъ творенія изъ ничего свойственъ исключительно только одному Богу, какъ Существу абсолютному. Только абсолютная и безконечная причина можетъ вызвать бытіе изъ небытія! Всѣ ученія, не допускающія идеи творенія изъ ничего, не имѣютъ истиннаго понятія о безусловности и безконечности Божественнаго абсолютнаго Существа! Актъ сотворенія міра Богомъ несоизмѣримъ ни съ какими иными актами, свойственными ограниченнымъ существамъ.

Возможность творенія изъ ничего вытекаетъ изъ всемогущества Божія, для котораго нѣтъ ничего невозможнаго!

Идея о временности міра — имѣетъ такъ же огромное значеніе. Эта идея не отрицаетъ того, что Божественному уму былъ присущъ отъ вѣчности идеальный образъ міра, но отрицаетъ только то, что реальный міръ существуетъ вѣчно; точно такъ же, какъ и ученіемъ о твореніи изъ ничего не отрицается, что Богъ сотворилъ міръ при помощи Своей всемогущей силы, а отрицается лишь то, что міръ сотворенъ Богомъ изъ какой-нибудь матеріи, отдѣльной отъ Него.

О твореніи міра, какъ предметномъ реализированіи во времени вѣчной божественной идеи, созерцаемой отъ вѣчности — говорили и свв. Отцы Церкви. Такъ напр. св. Григорій Богословъ говорилъ: «мысль Божія отъ вѣка созерцала вожделѣнную свѣтлость своей доброты... и разсматривала такъ же въ своихъ умопредставленіяхъ Имъ же составленный образъ міра. Для Бога міръ былъ всегда настоящимъ».

Вопросъ о томъ, какъ совершился переходъ идеальнаго образа міра, отъ вѣчности присущаго Божественному уму, въ реальную форму бытія, — разрѣшается, по мнѣнію свв. Отцовъ Церкви, вѣрою во всемогущество Божіе.

Противъ ученія о временности міра возстаютъ пантеисты и матеріалисты, ибо тогда рушится основа всѣхъ ихъ построеній, однако современная наука приходитъ къ несомнѣнному убѣжденію о началѣ мірозданія, требующемъ акта творенія міра Богомъ (Джинсъ, Планкъ).

Порядокъ мірозданія, о которомъ повѣствуетъ первая глава книги «Бытія» представляетъ собою полное соотвѣтствіе съ достовѣрными выводами естественныхъ наукъ по вопросу о мірообразованіи.

Библейское повѣствованіе о твореніи міра очень кратко, принципіально не упоминаетъ о деталяхъ, совершенно не имѣетъ въ виду быть учебникомъ астрономіи и геологіи. Но самое существенное, относящееся къ порядку міротворенія вообще, и, особенно, къ порядку сотворенія нашей планеты, на которой по преимуществу сосредоточено вниманіе повѣствователя о твореніи, — изображено въ Библіи съ точностью, неопровержимой съ точки зрѣнія честныхъ и серьезныхъ естествоиспытателей.

По библейскому разсказу, сотворенію органическаго міра на нашей планетѣ предшествовало сотвореніе и образованіе неорганической природы. Органическій же міръ развился постепенно: появленію животнаго царства предшествовало царство растительное. Въ животномъ царствѣ сначала появились низшіе и болѣе простые организмы (водяныя животныя и пресмыкающіеся), а затѣмъ уже болѣе развитые и сложные (птицы и четвероногія), и, наконецъ, создается человѣкъ, какъ вѣнецъ творенія.

Тѣлесный человѣческій организмъ образовалъ Богъ изъ ранѣе созданнаго элемента природы — земного праха. Но одушевленіе человѣка (созданіе духовности и разумности) — было особымъ Божественнымъ творческимъ актомъ. Наличіе глубоко вѣрующихъ людей, преклоняющихся предъ Библіей, среди геніальныхъ міровыхъ ученыхъ естествоиспытателей — свидѣтельствуетъ о томъ, что Библейское ученіе о твореніи, появившееся еще до рожденія науки, — выдержало искусъ времени.

Академикъ профессоръ Р. Э. Бэръ (русскій ученый зоологъ и антропологъ), извѣстный всему міру, говоритъ: «намъ ничего не завѣщано отъ древнихъ временъ болѣе возвышеннаго, чѣмъ Библейское ученіе о твореніи». Аналогичную оцѣнку этого ученія далъ и извѣстный американскій естествоиспытатель Даусонъ. Оцѣнки Ньютона, Ломоносова, Пастера, Рентгена, Менделѣева, Павлова, Планка, Джинса и др. величайшихъ геніевъ міра — извѣстны всѣмъ.

«Дни» творенія — слѣдуетъ понимать не буквально (ибо «предъ очами Бога тысяча лѣтъ, какъ день вчерашній»), а какъ періоды.

Проблема «наука и Библія», остро стоявшая въ XVIII и XIX вѣкахъ, въ XX вѣкѣ отошла на задній планъ, вслѣдствіи глубокаго кризиса науки. Въ настоящее время, среди крупнѣйшихъ міровыхъ ученыхъ большинство склонно защищать Библію отъ нападокъ недостаточно вдумчивыхъ ученыхъ матеріалистовъ. (См. прекрасную книгу инженера Б. Глаголева: «Матеріализмъ въ свѣтѣ современной науки», Издательство «Посѣвъ», 1946).

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Православно-христіанская Апологетика. (Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи). — Изданіе 2-е. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1965. — С. 56-58.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.