Церковный календарь
Новости


2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 17 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
Православно-христіанская Апологетика.
(Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи).

О первоначальномъ состояніи человѣка.
(До паденія и послѣ паденія до потопа).

Библейское ученіе о первобытномъ райскомъ состояніи и затѣмъ паденіи человѣка — является связующимъ между ветхозавѣтнымъ и новозавѣтнымъ ученіями. На немъ основано и ученіе объ искупленіи.

О первоначальной жизни человѣка наука не имѣетъ никакихъ данныхъ. По замѣчательному выраженію знаменитаго французскаго антрополога Катрфажа: «Ни опытъ, ни наблюденіе не даютъ намъ ни малѣйшихъ фактовъ относительно перваго начала человѣческаго рода. Строгая наука должна поэтому оставить неприкосновенною эту проблему. Меньше удаляется отъ истины тотъ, кто признаётъ въ данномъ случаѣ свое невѣжество, чѣмъ тотъ, кто не сознаётъ его и старается навязать его другимъ».

Единственнымъ косвеннымъ доказательствомъ правильности библейскаго ученія по этому вопросу являются древнѣйшія преданія разныхъ народовъ о первобытныхъ временахъ человѣческаго рода. Сравнительное изученіе этихъ преданій заставляетъ насъ предполагать одинъ общій источникъ ихъ — дѣйствительность въ прошломъ «золотого вѣка» или рая.

Смутныя преданія о раѣ и потери его черезъ грѣхопаденіе встрѣчаются у народовъ ассиро-вавилонскихъ, у персовъ, у китайцевъ, у индусовъ, у египтянъ, у древнихъ грековъ, у римлянъ и т. п. Однимъ словомъ, библейское ученіе о первобытномъ состояніи человѣка — не одиноко. Разные варіанты этого ученія встрѣчаются въ преданіяхъ народовъ Азіи, Европы, Африки, Австраліи и Америки (въ Мексикѣ, Парагваѣ и др.).

Чѣмъ можно объяснить это замѣчательное взаимное согласіе преданій разныхъ народовъ о первоначальномъ состояніи и паденіи человѣка? Единственнымъ объясненіемъ можетъ быть только историческая дѣйствительность рая и потеря его черезъ грѣхопаденіе.

Библейское ученіе о первобытномъ состояніи человѣка обнимаетъ а) состояніе человѣка до грѣхопаденія, б) первыя времена послѣ грѣхопаденія. По изображеіню книги Бытія, первые люди, до грѣхопаденія находились въ исключительно благопріятныхъ условіяхъ для физическаго, умственнаго и, особенно, религіозно-нравственнаго совершенствованія.

Въ физическомъ отношеніи они были свободны отъ скорбей, болѣзней и смерти. Въ умственномъ отношеніи они обладали огромными творческими способностями, такъ какъ были сотворены по образу и подобію Божію, и должны были развивать свои способности, чтобы владычествовать надъ всей землей. Что касается религіозно-нравственнаго состоянія первыхъ людей, то это было высокоблагодатное блаженное состояніе. Главное блаженство ихъ состояло въ непосредственномъ личномъ общеніи съ Богомъ. Ихъ богопочтеніе имѣло характеръ дѣтской преданности Богу; ихъ добродѣтель состояла въ вѣрномъ храненіи заповѣдей Божіихъ.

Обильная благодать, изливавшаяся на нихъ, не уничтожала ихъ личной свободы, этого величайшаго изъ всѣхъ благъ, имъ данныхъ, дѣлающихъ ихъ воистинну богоподобными. Личная полная свобода, не ограниченная, а лишь огражденная запретомъ не вкушать плодовъ древа познанія добра и зла, — создавала для нихъ двѣ возможности: 1) духовно расти и укрѣпляться, черезъ личное самодѣятельное нравственное совершенствованіе; 2) нравственно упасть, нарушивъ благую и совершенную волю Божію.

Первые люди (Ева, послушавшись лести змія больше чѣмъ праведнаго закона Божія, и Адамъ, послушавшійся словъ жены болѣе, чѣмъ словъ Божіихъ) — преступили волю Божію, нравственно пали, согрѣшили. Грѣхъ уничтожилъ блаженную и благодатную гармонію всей жизни не только согрѣшившихъ людей, но и всей вселенной.

Изгнанные изъ рая, первые люди познали тяжелый трудъ въ борьбѣ съ природой, болѣзни, страданія и смерть. Духовныя силы стали не развиваться, а падать. Появились и стали умножаться пороки и преступленія. Уже первые шаги человѣка, внѣ райскаго состоянія, забрызганы братоубійственной кровью. Затѣмъ появилось многоженство, войны, развратъ и новыя преступленія. Вмѣстѣ съ этимъ начала развиваться внѣшняя культура, стали строиться города, появились ремесла, стала развиваться техника, наука, искусства. Однако все это было лишь грубымъ суррогатомъ того свободнаго творчества блаженныхъ и безсмертныхъ людей, какими были первые люди въ раю. Таково библейское изображеніе первобытнаго состоянія человѣческаго рода.

Очень важнымъ вопросомъ при изслѣдованіи первобытной эпохи является вопросъ объ уровнѣ культуры и цивилизаціи въ эту эпоху. Находились ли люди въ то время въ дикомъ состояніи или у нихъ были культура и цивилизація?

Этотъ вопросъ, конечно, долженъ быть рѣшенъ не съ матеріалистической точки зрѣнія, признающей лишь матеріальныя цѣнности и игнорирующей цѣнности духовныя (религіозно-нравственныя). Съ христіанской точки зрѣнія, признающей въ человѣкѣ безсмертіе души, высшими цѣнностями являются религіозно-нравственные запросы человѣческаго духа, т. е. духовныя стороны культуры. Матеріальная культура, или такъ называемая цивилизація народа, заключается въ обладаніи средствами, удовлетворяющими потребностямъ и нуждамъ земной жизни, а также дѣлающими ее съ внѣшней стороны пріятною, легкою и удобною. Для этихъ цѣлей, конечно, необходимъ извѣстный кругъ теоретическихъ научныхъ и практическихъ, техническихъ и промышленныхъ знаній.

Но кромѣ матеріалистической цивилизаціи, прогрессъ которой зависитъ отъ развитія техники эксплуатаціи силъ природы на пользу человѣка, есть еще духовная культура человѣчества, проявляющаяся въ религіозной и нравственной жизни народа и приводящая къ духовно-нравственному облагороженію человѣческой личности.

Какъ матеріальная такъ и духовная культуры имѣютъ свои особыя задачи и неразрывно связанныя другъ съ другомъ. Такъ, гдѣ наблюдается въ той или иной степени гармонія ихъ, — идетъ нормальное развитіе народа. Однако, какъ объ этомъ свидѣтельствуетъ исторія культуры, такая гармонія наблюдается довольно рѣдко; большей же частью въ жизни народовъ преобладаетъ то одно, то другое направленіе, т. е. то болѣе матеріальное, то болѣе духовное. Поэтому, рядомъ съ высоко развитой матеріальной культурой, могутъ проявляться дикость и варварство въ нравственномъ отношеніи.

Послѣ высказаннаго, обратимся къ разсмотрѣнію жизни людей первобытной эпохи.

Первые люди, послѣ паденія, должны были достигать удовлетворенія своихъ житейскихъ нуждъ путемъ суроваго труда и борьбы съ стихійными силами природы. Борьба за существованіе способствовала развитію матеріальной цивилизаціи.

На основаніи Библіи можно предположить, что у потомковъ Каина (каинитовъ), уже въ седьмомъ поколѣніи послѣ Адама, матеріальная цивилизація достигла значительной высоты (употребленіе металловъ); наоборотъ, у некаинитскихъ племенъ (происшедшихъ отъ Сиѳа), — сначала болѣе развивалась духовная культура. Чѣмъ болѣе различныя племена размножались и разселялись въ разныхъ концахъ земли, отдѣлялись другъ отъ друга, тѣмъ болѣе они начинали отличаться въ степени и характерѣ своихъ культуръ.

Такъ называемая доисторическая эпоха человѣчества чрезвычайно мало поддается научному историческому изслѣдованію. Интересно отмѣтить, что какъ наука, такъ и Библія, одинаково признаютъ колыбелью человѣческаго рода Азію.

Далѣе, наука считаетъ, что первоначальнымъ періодомъ въ постепенномъ развитіи человѣческой цивилизаціи былъ такъ называемый «каменный вѣкъ», когда орудія дѣлались изъ камня. Это не противорѣчитъ Библіи, которая, какъ было указано выше, упоминаетъ объ употребленіи металлическихъ орудій лишь въ болѣе позднемъ (приблизительно седьмомъ) поколѣніи человѣческаго рода.

Нѣкоторые ученые дѣлаютъ предположеніе, что библейскій Тубалкаинъ (кузнецъ изъ Тубала) — былъ родоначальникъ туранскаго племени, очень рано достигшаго успѣха въ металлической техникѣ.

На основаніи древнихъ восточныхъ, особенно египетскихъ и ассиро-вавилонскихъ культурныхъ памятниковъ, сохранившихся до настоящаго времени, слѣдуетъ вообще заключить, что восточные народы, ближе стоявшіе къ колыбели человѣческаго рода, достигли успѣховъ цивилизаціи гораздо раньше, чѣмъ переселившіеся на Западъ — западные народы, и что, вообще, на Востокѣ цивилизація началась гораздо раньше, чѣмъ на Западѣ.

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Православно-христіанская Апологетика. (Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи). — Изданіе 2-е. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1965. — С. 64-67.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.