Церковный календарь
Новости


2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 17 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
Православно-христіанская Апологетика.
(Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи).

Библейское ученіе объ искупленіи.

Вопросъ о злѣ находится въ тѣсной связи съ вопросомъ объ искупленіи.

Идея искупленія есть вѣчная идея, отъ вѣчности входившая въ планъ божественнаго мірозданія. Поэтому, въ Св. Писаніи Искупитель именуется «Агнцемъ, закланнымъ отъ сложенія міра». Сущность идеи искупленія состоитъ въ томъ, что добровольное паденіе человѣка, предусмотренное въ «совѣтѣ Пресвятыя Троицы», предположено отъ вѣка искупить добровольною жертвою Сына Божія и тѣмъ возстановить утраченное человѣкомъ, вслѣдствіе грѣха, благодатное состояніе и, такимъ образомъ, добѣдить зло въ самомъ его корнѣ и возстановить гармонію мірозданія, нарушенную свободнымъ произволеніемъ человѣка.

При этомъ, возстановленная гармонія міра, послѣ своего возстановленія, не только не становится ущербленной, а наоборотъ, пріобрѣтаетъ еще большее совершенство. Потерянный рай не только возвращается, а превращается въ Царство Небесное, болѣе совершенное чѣмъ Рай. По замѣчательному опредѣленію епископа Игнатія Брянчанинова, въ раю было естественное состояніе человѣка, послѣ грѣхопаденія оно стало нижеестественымъ, а въ Царствіи Небесномъ будетъ сверхестественнымъ. Этимъ искупляются и страданія, появившіяся вслѣдствіи грѣха и зла.

Значеніе идеи искупленія всемірно. Чувство потребности въ искупленіи составляетъ общее основаніе всѣхъ древнихъ религій. Стремленіе возстановить потерянный союзъ между Богомъ и человѣкомъ, стремленіе загладить (искупить) грѣхъ и примириться съ небомъ, — есть стремленіе общее и въ іудейскомъ и въ языческомъ мірѣ. Всемірное ожиданіе избавленія является точкой соприкосновенія между этими двумя мірами. Вотъ почему въ Св. Писаніи Искупитель называется возвышеннымъ выраженіемъ — «чаяніе народовъ».

Жажда искупленія съ глубокой древности породила въ религіозномъ сознаніи человѣка идею о жертвѣ. Религіозные культы всѣхъ древнихъ народовъ представляютъ намъ зрѣлища кровавыхъ жертвъ.

Среди кровавыхъ жертвъ, которые приносились за грѣхи человѣческіе, особенно выдѣляются по своему глубокому трагизму — человѣческія жертвы. У всѣхъ языческихъ народовъ, сквозь чувственную форму этихъ жертвоприношеній, проглядываетъ смутное сознаніе глубокой идеи о томъ, что только невинный можетъ принести удовлетворительную жертву за виновнаго, что только въ неповинно пролитой крови обитаетъ примиряющая сила.

Замѣчательно, что у очень многихъ древнихъ народовъ имѣются миѳы о какомъ-то таинственномъ зміѣ, виновникѣ зла, и объ избавителѣ, долженствующемъ побѣдить этого змія. Въ этихъ миѳахъ нельзя не видѣть слѣдовъ дѣйствительнаго обѣтованія о сѣмени жены, долженствующемъ стереть главу змія.

Всѣ миѳы естественныхъ религій представляютъ собою только «сонія и гаданія» древняго языческаго міра относительно будущаго искупленія. Ясный же и истинный смыслъ искупленія рода человѣческаго начинаетъ выявляться только въ свѣтѣ откровеннаго Библейскаго ученія.

Изумительное явленіе универсальности идеи искупленія, никакъ не можетъ быть объяснено «всеобщимъ заблужденіемъ», ибо заблужденія никогда не бываютъ всеобщими и не проходятъ черезъ цѣлый рядъ вѣковъ у цѣлаго ряда народовъ. Вѣра же въ умилостивительную и искупительную силу добровольной жертвы находится вездѣ и у всѣхъ народовъ. И жертва — составляетъ принадлежность всѣхъ религіозныхъ культовъ.

Но нигдѣ, ни въ какой религіи, кромѣ Библейской, ученіе объ искупленіи не развернуто цѣликомъ. Новозавѣтная же религія, это развернутое ученіе объ искупленіи — наполнило живымъ содержаніемъ религіознаго опыта общенія съ личностью Самого Спасителя — Искупителя міра.

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Православно-христіанская Апологетика. (Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи). — Изданіе 2-е. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1965. — С. 68-70.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.