Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
Православно-христіанская Апологетика.
(Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи).

Библейское ученіе о всемірномъ потопѣ.

Библейское ученіе о всемірномъ потопѣ (Быт. гл. VI и VII), которымъ, по Библіи, оканчивается первобытная («допотопная») исторія человѣческаго рода, послѣ котораго начинается новый періодъ, новая эра человѣчества, — наиболѣе оспаривается раціоналистической научной критикой. Оспаривается главнымъ образомъ объемъ потопа, т. е. его всемірность. Кромѣ того, оспариваются и частности, напр. существованіе Ноева ковчега, возможность помѣщенія въ немъ всѣхъ животныхъ и др. Однако, всѣ ученые геологи признаютъ несомнѣнность какой-то огромной геологической катастрофы, связанной съ наводненіемъ или обледененіемъ. Сомнѣнія возникаютъ лишь во всемірности этой катастрофы и въ ея длительности. Геологія противопоставляетъ потопу — гипотезу т. н. «ледниковаго періода», считая этотъ геологическій феноменъ болѣе древнимъ, болѣе продолжительнымъ и болѣе всеобъемлющимъ.

Христіанская апологетика по вопросу о потопѣ, прежде всего стремится выяснить — какое значеніе для христіанскаго міровозрѣнія имѣетъ библейское повѣствованіе о всемірномъ потопѣ, а затѣмъ уже ищетъ научныхъ данныхъ, подтверждающихъ его истинность.

Вопросъ о потопѣ — не частность, а одно изъ чрезвычайно важныхъ положеній міровоззрѣнія христіанина. Всемірный потопъ — міровое событіе, связанное съ исторіей Ноя и его сыновей, отъ которыхъ библейская исторія производитъ всѣ существующіе до нынѣ племена и народы.

Кромѣ историческаго значенія, всемірный потопъ имѣетъ еще догматическое и нравственное значеніе. Съ всемірнымъ потопомъ связано догматическое ученіе о единствѣ и непрерывности человѣческаго рода отъ Адама черезъ Ноя до нашего времени. Причина же потопа имѣетъ глубоко нравственное значеніе: потопъ былъ посланъ человѣчеству какъ наказаніе за грѣхи, за всеобщее моральное разложеніе.

Истинность всемірнаго потопа засвидѣтельствована словами Самого Спасителя, что для христіанина имѣетъ рѣшающее значеніе. Ибо христіанское сознаніе можетъ легче предположить, что весь міръ ошибается, чѣмъ кощунственно подумать о томъ, что ошибся Богочеловѣкъ (см. Матѳ. XXIV, 37).

Въ апостольскихъ посланіяхъ также часто говорится о всемірномъ потопѣ, какъ о дѣйствительно бывшемъ событіи (см. II-е посл. Петра II, 5; Ап. Павла — Евр. XI, 7). Спаситель и Апостолы Его, по самому характеру своей проповѣди Истины — не могли приводить «легендарныхъ» и «ложныхъ» сказаній о потопѣ въ доказательство Правосудія Божія.

У разныхъ народовъ имѣется свыше 70 разныхъ сказаній, напоминающихъ описаніе потопа въ 6-й главѣ книги Бытія (наиболѣе близкимъ къ Библіи является сказаніе Вавилонское). Всеобщность преданія о потопѣ говоритъ о томъ, что въ основу его легло какое-то дѣйствительное міровое событіе, запечатлѣвшееся въ памяти народовъ и сохранившееся въ теченіи многихъ вѣковъ.

По вопросу о томъ, былъ ли библейскій потопъ всемірнымъ въ томъ смыслѣ, что онъ покрылъ всю поверхность земного шара, (т. е. былъ геологическимъ явленіемъ), или въ томъ смыслѣ, что въ его волнахъ погибло все допотопное человѣчество (т. е. что онъ былъ явленіемъ антропологическимъ), имѣются въ западномъ богословіи различныя мнѣнія. Пытаясь примирить библейское сказаніе съ геологическими научными гипотезами, нѣкоторые западные богословы допускаютъ, что потопъ могъ быть не повсемѣстнымъ на всемъ земномъ шарѣ, а захватить собою только тѣ мѣстности и страны, которыя были обитаемы людьми.

Православное богословіе съ этимъ согласиться не можетъ, во-первыхъ потому, что это противорѣчитъ и смыслу и буквѣ библейскаго повѣствованія, въ которомъ ясно сказано, что потопомъ покрылись всѣ самыя высокія горы по всей землѣ, а во-вторыхъ и потому, что и съ научной точки зрѣнія трудностей при объясненіи мѣстнаго потопа гораздо больше, чѣмъ для объясненія потопа всемірнаго.

Научныя геологическія гипотезы о потопѣ нѣсколько разъ мѣнялись. Пока въ допотопныхъ слояхъ земли не находили никакихъ остатковъ людей, — появлялись геологи, рѣшительно утверждавшіе, что потопъ имѣлъ мѣсто на землѣ до появленія человѣка. Въ настоящее время (послѣ открытія слѣдовъ человѣка въ допотопныхъ слояхъ земли) фактъ существованія человѣка до потопа — неоспоримъ. Съ этимъ фактомъ рушились многія «противорѣчившія» Библіи, старыя геологическія гипотезы. Но новыя и новѣйшія геологическія гипотезы о потопѣ — представили новыя «противорѣчія», которыя однако, не раздѣляются всѣми учеными геологами. Главные пункты разногласія геологическихъ гипотезъ съ библейскимъ сказаніемъ могутъ быть сведены къ слѣдующимъ положеніямъ.

Во-первыхъ, геологія смотритъ на потопъ какъ на естественное космологическое явленіе, а не какъ на спеціальное явленіе наказанія Божія людямъ. Противорѣчивость различныхъ геологическихъ гипотезъ и, въ концѣ концовъ, безсиліе науки чисто только «научно» объяснить явленіе потопа, — только подтверждаютъ въ сознаніи христіанина — несомнѣнную чудесность этого событія!

Далѣе, геологія смотритъ на потопъ не какъ на внезапную катастрофу, подготовлявшуюся по Библіи только 40 дней, а какъ на громадную по времени продолженія, цѣлую геологическую эпоху. Потопу, по геологическимъ гипотезамъ, предшествовало постепенное, крайне медленное пониженіе температуры на землѣ, дошедшее, наконецъ, до ледяного состоянія, при чемъ массы воды на земной поверхности превратились въ ледники, покрывшіе обширныя пространства земли. По Библіи — потопъ внезапно наступилъ и сравнительно скоро прошелъ, тогда какъ «ледниковый періодъ», по геологіи, весьма долго подготовлялся и еще дольше продолжался (въ теченіи многихъ тысячелѣтій).

По Библіи — потопъ былъ всемірнымъ и въ геологическомъ и въ антропологическомъ смыслѣ, т. е. весь земной шаръ былъ залитъ водой выше самыхъ высокихъ горъ, и все допотопное человѣчество, за исключеніемъ семьи Ноя — погибло. Мнѣнія же геологовъ по этому вопросу расходятся, при чемъ меньшинство предполагаетъ, что нѣкогда полярные льды и снѣга покрывали всю земную поверхность (чѣмъ предполагается, что и наводненіе, предшествовавшее образованію льдовъ, было повсемѣстнымъ), тогда какъ большинство склоняется къ признанію только мѣстнаго, хотя и обширнаго обледененія.

Далѣе, геологи склонны отодвигать свой потопъ за милліоны лѣтъ назадъ и не думаютъ, что все человѣчество погибло въ немъ.

Эти разногласія теологовъ и геологовъ невольно приводятъ къ мысли — объ одномъ и томъ ли явленіи они спорятъ? И не слѣдуетъ ли отличать «потопъ» библейскій отъ «ледниковаго періода» геологовъ?

Многіе современные геологи считаютъ, что «ледниковый періодъ» есть гипотеза, а потопъ — еще не разрѣшенная проблема.

Причины повсемѣстнаго пониженія температуры, обусловившаго наступленіе «ледниковаго періода», съ достаточной точностью наукой еще не опредѣлены.

Если библейскій потопъ не можетъ быть строго научно доказанъ, то онъ не можетъ быть также и научно опровергнутъ. Слѣдовательно, нѣтъ никакихъ «научныхъ» препятствій къ христіанскому довѣрію Библіи.

Противъ всемірности библейскаго потопа часто возражаютъ, ссылаясь на то, что въ самой Библіи не указывается достаточныхъ причинъ для такого потопа. Сорокадневный дождь, говорятъ возражающіе, недостаточенъ, чтобы произвести такое громадное наводненіе. По поводу этого возраженія, слѣдуетъ прежде всего сказать, что главная причина потопа, по Библіи, заключается не въ тѣхъ или иныхъ естественныхъ причинахъ, а во всемогущей волѣ Божіей. Но и естественныя причины, указанныя въ Библіи, какъ причины подчиненныя высшей Божественной волѣ, — были достаточны для всемірнаго потопа.

Главная причина потопа, по Библіи, заключалась въ томъ, что «разверзлись всѣ источники великой бездны» (Быт. 7, 11), а дожди ставятся на второмъ планѣ (Быт. 8, 2). Чтó слѣдуетъ понимать подъ «источниками великой бездны»? Это могло означать и океаны, хлынувшіе въ результатѣ мірового катаклизма, связаннаго съ землетрясеніями и измѣненіями дна океановъ и морей; это могли быть и подземные водяные источники, которые, по мнѣнію нѣкоторыхъ геологовъ такъ громадны, что могли бы доставить еще болѣе значительное количество водяной массы, чѣмъ это потребовалось для всемірнаго потопа.

Слѣдовательно, всѣ возраженія, противъ геологической достаточности причинъ потопа, указанныя въ Библіи, — не основательны.

Слѣдуетъ еще отмѣтить, указаніе Библіи на радугу, которая появилась впервые только послѣ потопа. Согласно нѣкоторымъ научнымъ гипотезамъ, (напр. гипотезѣ проф. Рима) — существованіе радуги при допотопной атмосферѣ физически было невозможно и лишь при выпаденіи огромныхъ массъ воды, появилась возможность, въ измѣненной атмосферѣ, феномена, именуемаго радугой. Эта радуга, подчеркнутая въ библейскомъ повѣствованіи, какъ знакъ обѣта, что «потопа больше не будетъ», сообщаетъ всему библейскому разсказу особую значительность и правдивость.

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Православно-христіанская Апологетика. (Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи). — Изданіе 2-е. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1965. — С. 70-73.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.