Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 14 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
Православно-христіанская Апологетика.
(Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи).

Библейское сказаніе о раздѣленіи языковъ.

Изъ дѣяній Божественнаго Промысла о судьбѣ человѣческаго рода послѣ потопа, особое и большое значеніе имѣетъ т. н. раздѣленіе языковъ и разсѣяніе племенъ. Оба эти факта имѣютъ важное значеніе для всего человѣчества. Этими событіями завершается исторія первобытнаго человѣчества и начинается исторія уже отдѣльныхъ народовъ, среди которыхъ, израильскій народъ удостаивается особаго божественнаго избранія для сохраненія истинной религіи въ древнемъ мірѣ и для приготовленія всего человѣчества къ принятію христіанства, долженствующаго вновь объединить раздѣлившійся міръ.

Послѣ раздѣленія языковъ и разсѣянія племенъ, древній міръ началъ жить разрозненною жизнью отдѣльныхъ, обособленныхъ другъ отъ друга народовъ. И только съ открытіемъ Царства Благодати, черезъ Христа, послѣ искупленія и духовнаго благодатнаго обновленія человѣчества, оно снова призывается къ нравственному единству.

Въ извѣстномъ церковномъ пѣснопѣніи, вавилонское смѣшеніе языковъ противопоставляется дарованію языковъ апостоламъ въ день сошествія Святаго Духа: «Егда снишедъ, языки слія, раздѣляше языки Вышній; егда же огненныя языки раздаяше, въ соединеніе вся призва...».

Наука о языкѣ и его развитіи, т. н. лингвистика, въ вопросахъ о пра-языкѣ и происхожденіи изъ него массы разнообразныхъ языковъ, встрѣчаетъ непреодолимыя трудности. Этимъ и объясняется разногласіе ученыхъ. Но крупнѣйшіе и авторитетнѣйшіе лингвисты (напр. Максъ Мюллеръ) прежде всего отрицаютъ наивно-матеріалистическую гипотезу о происхожденіи языка въ процессѣ развитія человѣка изъ неразумнаго и безсловеснаго въ разумное и словесное существо. Даръ слова, по мнѣнію выдающихся лингвистовъ, былъ отъ природы присущъ человѣку, одновременно съ даромъ мышленія («нѣтъ мысли безъ слова и нѣтъ слова безъ мысли» — М. Мюллеръ).

Вопросъ о томъ, каковъ былъ первоначальный языкъ, на которомъ говорили первые люди, и былъ ли это одинъ общій языкъ или существовало нѣсколько различныхъ языковъ, — наукой еще не разрѣшенъ. По свидѣтельству же Библіи, до раздѣленія языковъ, на всей землѣ былъ одинъ языкъ и одно нарѣчіе (Быт. 11, 1). Тѣ изъ ученыхъ, которые признаютъ единство человѣческаго рода, признаютъ и единство первоначальнаго общечеловѣческаго языка.

Происхожденіе изъ одного языка множества разныхъ языковъ, можно уподобить развитію дерева, изъ одного ствола котораго, произошли многочисленныя сучья и вѣтви, съ ихъ разнообразными формами, имѣющими и свои особенности и нѣчто общее. Теоретически, многіе лингвисты и признаютъ такое «лингвистическое дерево», но практическое изученіе «лингвистическихъ развѣтвленій», вызываетъ много споровъ.

Смѣшеніе языковъ, по библейскому сказанію, было вызвано высокомѣрнымъ человѣческимъ предпріятіемъ построить городъ и воздвигнуть башню до небесъ, т. е. до небесныхъ облаковъ. Для этого исключительно грандіознаго мірового предпріятія необходима была концентрація огромнаго количества людей въ одно мѣсто, что являлось нравственно развращающимъ факторомъ, ибо огромное скопленіе людей, не соединенныхъ твердыми нравственными связями, всегда усиливаетъ общую порочность. (Это наблюдается въ огромныхъ городахъ со скученнымъ населеніемъ).

Божественное Провидѣніе, замѣтивъ вновь послѣ потопа увеличивающуюся порочность и развращенность, а также и горделивые, высокомѣрные замыслы собравшихся, — рѣшило разсѣять ихъ.

Для этой цѣли и было произведено раздѣленіе языковъ, обусловившее образованіе отдѣльныхъ націй, ибо главное отличіе народовъ заключается въ различіи ихъ языка.

Но какъ слѣдуетъ понимать смѣшеніе языковъ (раздѣленіе)? Былъ ли это актъ чудеснаго вмѣшательства, мгновенно создавшій различіе языка у собравшихся, или же произошло постепенное измѣненіе уже давно, медленно и постепенно измѣнявшихся различныхъ нарѣчій? Второе предположеніе, хотя и трудно, но все же возможно предположить и объяснить естественнымъ ходомъ событій. Первое же предположеніе — требуетъ признанія чуда, т. е. сверхъестественнаго явленія.

Безрелигіозная наука стремится все объяснить только естественнымъ путемъ, а потому, по поводу наличія разнообразныхъ языковъ, строитъ различныя противорѣчивыя гипотезы.

Религіозное же сознаніе, довѣряя Библіи больше, чѣмъ научнымъ противорѣчивымъ гипотезамъ, — охотно признаетъ наличіе чуда.

Библейское выраженіе — «сойдемъ, смѣшаемъ языки ихъ» (Быт. 11, 7) — не оставляетъ сомнѣнія объ особомъ Божественномъ актѣ.

«...И разсѣялъ ихъ Господь по всей землѣ, и они перестали строить башню» — говорится дальше.

Изъ раздѣленныхъ и разсѣянныхъ племенъ и народовъ, Господь, по неисповѣдивымъ путямъ Своимъ, избралъ израильскій народъ, но не для его исключительно національныхъ (какъ думаютъ многіе евреи), а для обще-человѣческихъ цѣлей: для подготовки, при помощи избраннаго народа, всего рода человѣческаго къ тайнѣ искупленія!

Избраніе израильскаго народа было особымъ видомъ служенія Богу и человѣчеству. Это давало не столько правъ, сколько обязанностей израильскому народу, ибо «если много дано, много и спросится».

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Православно-христіанская Апологетика. (Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи). — Изданіе 2-е. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1965. — С. 73-75.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.