Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
Православно-христіанская Апологетика.
(Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи).

Этика ветхозавѣтной религіи.

Сущность нравственнаго міровоззрѣнія Ветхозавѣтной религіи резюмированы въ десяти заповѣдяхъ, данныхъ израильскому народу Богомъ черезъ Моисея.

Итакъ, этика Ветхозавѣтной религіи прежде всего является теономной, т. е. основанной на религіи. Нравственная жизнь человѣка необходима потому, что на это есть всеблагая воля Господня. Основа основъ всей ветхозавѣтной морали — любовь къ Богу; на этой основѣ возникаетъ необходимость любви къ ближнему. На любви къ Богу и ближнему основываются всѣ нравственныя обязанности въ отношеніи къ Богу, ближнему и къ самому себѣ.

Хотя принципъ любви, какъ мы увидимъ ниже, не имѣетъ въ ветхозавѣтной религіи такого всеобъемлющаго примененія, какое дано ему въ религіи христіанской, тѣмъ не менѣе, самъ принципъ этотъ ясно и точно провозглашенъ. «Да будутъ слова сіи: возлюбиши Бога и ближнихъ, въ сердцѣ твоемъ и въ душѣ твоей» (Втор. VI, 6). Не ограничиваясь общимъ указаніемъ на необходимость любви къ Богу и ближнимъ, ветхозавѣтная религія указываетъ и весьма конкретные ея виды и стремится провести начала любви въ семейную и общественную жизнь народа. Такъ напр., внушается необходимость почитать родителей, запрещается нанесеніе вреда жизни близкихъ, требуется чистота нравовъ, уваженіе къ праву собственности, къ доброму имени окружающихъ и т. п. Еще болѣе частные виды проявленія любви къ ближнимъ указываются въ многочисленныхъ правилахъ ветхозавѣтнаго законодательства, въ которыхъ предписывается: уваженіе къ старцамъ, заботливость о благѣ вдовъ и сиротъ, снисхожденіе къ несостоятельнымъ должникамъ, помощь бѣднымъ, человѣколюбіе къ рабамъ, великодушіе къ врагамъ и проч. («аще алчетъ врагъ твой — ухлѣби его, аще ли жаждетъ — напой его» — Прит. XXV, 22).

Однако, мораль ветхозавѣтной религіи не заключала въ себѣ полнаго выраженія нравственной идеи во всей ея всеобъемлющей широтѣ и глубинѣ. Въ соотвѣтствіи съ главной цѣлью этой подготовительной религіи, — воспитать и приготовить израильскій народъ къ воспріятію высшаго христіанскаго Откровенія — мораль ея внушала Израилю любовь другъ къ другу; всеобщее же примѣненіе принципа любви ко всѣмъ народамъ и ко всему человѣчеству въ цѣломъ, — еще не было ея спеціальной задачей.

Основная мысль гражданскаго законодательства ветхозавѣтной религіи заключалась въ утвержденіи, что Царь Израиля есть Богъ! Этимъ ветхозавѣтное законодательство рѣзко отличалось отъ другихъ древнихъ законодательствъ. Послѣднія имѣли всегда ввиду главнымъ образомъ достиженіе внѣшняго государственнаго благоустройства, мало интересуясь нравственнымъ значеніемъ и назначеніемъ человѣческой личности.

Въ основѣ же ветхозавѣтнаго гражданскаго законодательства, напротивъ, лежала мысль, что человѣкъ прежде всего и главнымъ образомъ есть существо нравственное. Поэтому, назначеніе человѣка состоитъ не въ томъ только, чтобы онъ служилъ извѣстную службу государству, но въ томъ, чтобы онъ постоянно, во всѣхъ своихъ дѣлахъ, въ отношеніи къ обществу, государству и къ себѣ самому, сообразовалъ свою естественную волю со святою волей Бога, съ Божественнымъ закономъ и заботился объ угожденіи не людямъ, а Богу!

Основное же отношеніе человѣка къ Богу прекрасно выражалось словами: «работайте Господеви со страхомъ и радуйтеся Ему съ трепетомъ»!

Обрядовый законъ ветхозавѣтнаго культа не ограничивался общими правилами богопочитанія, а обставлялъ его множествомъ частныхъ обрядовъ съ цѣлью овладѣть всей жизнью народа. Важнѣйшую сторону ветхозавѣтнаго культа составляла жертва примиренія, приносимая за грѣхи всего народа. Безграничная потребность заглажденія грѣховъ — была самой характерной чертой ветхозавѣтнаго человѣка.

«Мысли и думы ветхозавѣтныхъ великихъ мужей» — говоритъ объ этомъ проф. Н. П. Рождественскій въ своей «Апологетикѣ» — «возносились къ той великой умилостивительной Жертвѣ за грѣхи міра, которая одна только можетъ имѣть истинно искупительное значеніе, — къ жертвѣ Божественной, по отношенію къ которой всѣ ветхозавѣтныя жертвы примиренія и очищенія были не что иное, какъ только символы и прообразы, предназначенные пробуждать и вызывать въ душѣ человѣка потребность прощенія. Можетъ быть ни въ одномъ мѣстѣ всего ветхозавѣтнаго Писанія не выражено такъ сильно это сознаніе необходимости Божественной примирительной и умилостивительной Жертвы за грѣхи міра, какъ въ извѣстныхъ словахъ Іова, обращенныхъ къ Богу: «Заступись, поручись Самъ за меня предъ Собою: иначе кто поручится за меня?» (Іова XVII, 3). Такое заступничество и поручительство было предметомъ самыхъ пламенныхъ религіозныхъ чаяній и желаній лучшихъ людей древняго міра; но ветхозавѣтная религія не удовлетворяла этимъ желаніямъ. Только христіанская религія удовлетворяетъ имъ» (Проф. Н. П. Рождественскій «Апологетика», II т. стр. 352).

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Православно-христіанская Апологетика. (Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи). — Изданіе 2-е. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1965. — С. 75-77.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.