Церковный календарь
Новости


2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
2018-08-07 / russportal
Свт. Іоаннъ. "Взойдите на гору и несите дерева и стройте храмъ" (1994)
2018-08-07 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 76-е (3 февраля 1918 г.)
2018-08-06 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. "Возлюбл. нашей Санъ Францисской паствѣ" (1994)
2018-08-06 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 75-е (1 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 15 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
Православно-христіанская Апологетика.
(Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи).

Ученіе ветхозавѣтной религіи о загробной жизни.

Ветхозавѣтное ученіе о загробной жизни было развито не достаточно и не могло вполнѣ утѣшить, ободрить и успокоить человѣка. Однако, идея безсмертія несомнѣнно заключалась въ немъ, хотя это и оспаривается нѣкоторыми изслѣдователями раціоналистами. Ошибка послѣднихъ объясняется тѣмъ, что обращалось вниманіе только на букву, а не на духъ ветхозавѣтной религіи. Библейское воззрѣніе на человѣка, какъ образъ и подобіе Божіе, уже несомнѣнно включало въ себя и идею безсмертія, ибо Самъ Богъ понимался прежде всего какъ Существо безсмертное («Богъ создалъ Человѣка для нетлѣнія и содѣлалъ его образомъ вѣчнаго бытія Своего» — Прем. Солом. II, 23).

Самое воззрѣніе ветхозавѣтной религіи на происхожденіе смерти, столь отличное отъ натуралистическихъ возрѣній, — говоритъ о томъ, что смерть не есть явленіе необходимое, а лишь явленіе случайное, какъ наказаніе за грѣхъ. При этомъ вліяніе смерти простирается только на тѣлесный составъ человѣка, созданный изъ праха земного («земля еси и въ землю отъидеши» Быт. III, 19), но не касается духовной стороны человѣческой природы («возвратится прахъ въ землю, чѣмъ онъ былъ, а духъ возвратится къ Богу, Который далъ его» — Еккл. XII, 7).

Также несомнѣнно въ ветхозавѣтной религіи и вѣра въ мздовоздаяніе за гробомъ. Хотя для поощренія къ доброй нравственной жизни еврейскаго народа (нравственно недостаточно развитого и неподготовленнаго еще къ воспріятію высшихъ идей о вѣчной жизни) ветхозавѣтная религія преимущественно указывала на благополучіе земной жизни праведниковъ, однако можно найти указаніе и на возможность мздовоздаянія только послѣ смерти («я позавидовалъ безумнымъ, видя благоденствіе нечестивыхъ. Ибо имъ нѣтъ страданія до смерти ихъ, и крѣпки силы ихъ» Псал. 72).

Ученіе о загробной жизни въ ветхозавѣтной религіи проникнуто печальнымъ духомъ, который, однако, смягчается надеждою на будущее искупленіе и улучшеніе будущей участи умершихъ.

Мѣсто обитанія умершихъ называлось «шеолъ», чтó означало адъ или преисподнюю. Эта преисподняя чаще всего представлялась подъ видомъ «страны мрака и тѣни смертной» и противополагалась небу. Въ преисподнюю отходили всѣ умершіе, даже праведники. О состояніи отошедшихъ въ иной міръ очень мало имѣется свѣдѣній въ Ветхомъ Завѣтѣ. Однако несомнѣнно, что праведники и въ преисподней имѣли утѣшеніе надеждой на будущее избавленіе («Богъ избавитъ меня отъ власти преисподней» Псал. 48, 16).

Эта надежда наиболѣе яркое выраженіе получила въ пророчествахъ Исаіи о пришествіи Мессіи: «тогда, — говоритъ пророкъ, — поглощена будетъ смерть навѣки, и отретъ Господь Богъ слезы отъ всѣхъ лицъ...» (Ис. XXV, 8).

«...Оживутъ мертвецы твои, возстанутъ мертвыя тѣла... и земля извергнетъ мертвецовъ» (Ис. XXVI, 19). Но надежда на будущее воскресеніе въ ветхозавѣтной религіи еще не имѣла полной увѣренности, которая появилась и восторжествовала только послѣ воскресенія Христова.

Поэтому, даже такой духовной высоты ветхозавѣтный праведникъ, какъ пророкъ Іезекіиль, на прямой вопросъ къ нему Бога: «оживутъ ли кости сія?» — могъ отвѣтить только: «Господи Боже: Ты знаешь это» (Іез. XXXVII, 3).

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Православно-христіанская Апологетика. (Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи). — Изданіе 2-е. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1965. — С. 77-79.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.