Церковный календарь
Новости


2019-03-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Съ каждымъ Новымъ Годомъ (1969 г.) (1975)
2019-03-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ III. Вступленіе (1975)
2019-03-16 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 60-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 59-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 6-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 5-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 4-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 3-е (1908)
2019-03-15 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 2-е (1908)
2019-03-15 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 1-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 24-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-03-14 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 23-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 58-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 57-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 56-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 55-е (1908)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 18 марта 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
Православно-христіанская Апологетика.
(Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи).

Основаніе христіанства.

Ветхозавѣтная религія, несмотря на свое исключительное превосходство надъ всѣми естественными религіями, ввиду своего явно Божественнаго характера, была, тѣмъ не менѣе, только приготовленіемъ къ религіи христіанства.

Ветхозавѣтная религія была предназначена не для всего міра, а лишь для избраннаго Богомъ Израильскаго народа, почему многіе изъ законодательныхъ и обрядовыхъ постановленій носили только мѣстный національный характеръ. Израильскій народъ былъ избраннымъ народомъ для того, чтобы изъ своей среды дать міру рядъ пророковъ и учителей и черезъ нихъ подготовить весь міръ къ воспріятію Новаго Завѣта!

Всѣ догматическія и нравственныя ученія Ветхаго Завѣта, несмотря на ихъ высоту, были не полны, не до конца ясны и представляли собою лишь ступени къ Высшему Откровенію. Ветхозавѣтные пророки глубоко это понимали и устремляли взглядъ къ будущей религіи Новаго Завѣта (ср. пророкъ Іеремія: «Я заключу съ домомъ Израиля и съ домомъ Іуды Новый Завѣтъ»). Этимъ Новымъ Завѣтомъ является христіанство, что совершенно безъ всякихъ основаній отрицается новоіудейской религіей.

Христіанство обладаетъ полнотой доказательствъ его истинности и божественности. Эти доказательства такъ многочисленны и разнообразны, что могутъ удовлетворить запросамъ самыхъ различныхъ складовъ ума и характера, что мы и видимъ въ историческомъ христіанствѣ.

Кромѣ общихъ доказательствъ, годныхъ для всѣхъ эпохъ, въ христіанствѣ имѣется много частныхъ, пригодныхъ къ опредѣленнымъ временамъ. Любая эпоха можетъ найти чрезвычайно убѣдительныя именно для нея доказательства истинности христіанства.

Самымъ главнымъ и самымъ интереснымъ вопросомъ, является вопросъ о происхожденіи христіанства. Вопросъ сводится къ слѣдующему: Естественно или сверхъестественно явленіе въ мірѣ христіанства?

Натуралистическая (раціоналистическая) школа изслѣдователей приходитъ къ заключенію, что христіанство было цѣликомъ подготовлено всей предыдущей исторіей и являлось естественнымъ продуктомъ древняго міра. Съ точки зрѣнія этой школы христіанство вполнѣ и цѣликомъ объясняется комбинаціей естественныхъ историческихъ причинъ. Оно появилось, какъ закономѣрный историческій синтезъ борьбы и завершенія (логическаго) двухъ началъ: іудейства и язычества. (Таково мнѣніе такъ называемой Новотюбингенской отрицательно-критической школы Баура и Штрауса).

Но Православная Церковь съ этимъ абстрактнымъ разсужденіемъ и утвержденіемъ согласиться никакъ не можетъ. Для Православной Церкви совершенно несомнѣнно, наоборотъ, сверхъестественное, божественное происхожденіе христіанства. Для этого утвержденія имѣются весьма основательныя доказательства.

Прежде всего, къ этому приводитъ объективное разсмотрѣніе историческихъ обстоятельствъ, предшествовавшихъ и сопровождавшихъ появленіе христіанства. Христіанство появилось какъ давно ожидаемое «исполненіе временъ».

На Востокѣ, передъ временемъ Р. Хр. господствовало ожиданіе великаго переворота въ мірѣ, причемъ центромъ и исходнымъ пунктомъ этого переворота, по единогласному свидѣтельству такихъ замѣчательныхъ міровыхъ историковъ древности, какъ Іосифъ Флавій, Тацитъ, Светоній, — назначалась Іудея! (ср. приходъ Волхвовъ съ Востока для поклоненія родившемуся Спасителю; при этомъ было и особое знаменіе на небѣ: появленіе особой звѣзды). Даже въ отдаленномъ Китаѣ, въ эпоху наканунѣ Рождества Христова, ожидалось появленіе «Великаго Святого», издревле предсказанное китайскими мудрецами.

Эпоха, предшествовавшая Рождеству Христову можетъ быть охарактеризована, какъ трепетъ всеобщаго ожиданія переворота, связаннаго съ появленіемъ какой-то особенной личности.

Это отразилось и въ классической литературѣ: см. напр. 4-ю эклогу «Буколикъ» — Римскаго поэта Вергилія, гдѣ говорится о долженствующемъ родиться чудесномъ ребенкѣ, который принесетъ съ собою золотой вѣкъ. (За что Данте, въ «Бож. Комедіи» изображаетъ Виргилія проводникомъ автора).

Особенно ясно, трепетно и опредѣленно ожиданіе Мессіи было въ средѣ израильскаго народа, главнымъ образомъ отраженное въ творчествѣ пророковъ. Вообще слѣдуетъ сказать, что ожиданіе Мессіи — было душой ветхозавѣтной религіи. (Ср. «сѣмя жены» имѣющее сокрушить силу зла, въ кн. Бытія III, 15; пророчества Исаіи, Даніила, Малахіи, Аггея и др.).

Въ ветхозавѣтной религіи было точно установленно, что Искупитель прійдетъ: 1) въ періодъ существованія Іудейскаго царства, 2) до разрушенія іерусалимскаго храма, 3) послѣ появленія великаго пророка (Предтечи).

И мѣсто (Виѳлеемъ) и время (черезъ «70 седминъ») рожденія и имя (Христосъ) Спасителя были извѣстны.

Но самымъ убѣдительнымъ доказательствомъ (несомнѣннымъ) божественности происхожденія христіанства — является Личность и характеръ его Основателя.

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Православно-христіанская Апологетика. (Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи). — Изданіе 2-е. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1965. — С. 79-81.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.