Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 18 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

И. М. Андреевскій († 1976 г.)

Иванъ Михайловичъ Андреевскій родился 14 (27) марта 1894 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ архіваріуса М. П. Андреевскаго. Его дѣдъ по отцу былъ священникомъ. Въ Парижѣ три семестра слушалъ лекціи по философіи въ Сарбоннѣ. Окончилъ историко-филологическій факультетъ Петербургскаго университета. Одновременно отбывалъ въ Николаевскомъ госпиталѣ воинскую повинность, работая фельдшеромъ въ психіатрическомъ отдѣленіи. Получилъ ученыя степени въ области медицины, литературы, философіи и богословія. Въ 1926 г. членъ братства преп. Серафима Саровскаго. Всѣ члены братства были противниками обновленчества и Деклараціи 1927 г. Въ декабрѣ 1927 г. лично убѣждалъ митр. Сергія (Страгородскаго) отказаться отъ компромисса съ безбожной властью. Былъ арестованъ и въ 1927-1932 гг. находился въ заключеніи на Соловкахъ, гдѣ общался съ епископами-исповѣдниками. По выходѣ изъ совѣтскаго концлагеря сталъ активнымъ участникомъ катакомбнаго («іосифлянскаго») движенія, одновременно работая врачемъ-психіаторомъ и педіаторомъ. Попавъ во время Второй міровой войны за границу, сначала въ Германію, а затѣмъ въ США, И. М. Андреевскій присоединился къ РПЦЗ. Двадцать лѣтъ преподавалъ въ Свято-Троицкой семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Читалъ курсы патрологіи, нравственнаго богословія, апологетики, исторіи Церкви, психологіи, логики и исторіи литературы. Авторъ многочисленныхъ трудовъ. Писалъ подъ псевдонимомъ «Андреевъ». Скончался 17 (30) декабря 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія И. М. Андреевскаго (Андреева)

Проф. И. М. Андреевскій († 1976 г.)
Православно-христіанская Апологетика.
(Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи).

Приложеніе.
Личность Спасителя — какъ живой идеалъ нравственнаго совершенства.

Непревосходимое и исключительное величіе христіанской нравственности заключается въ томъ, что она имѣетъ не только истинный нравственный законъ и благодатную помощь къ его исполненію, но и обладаетъ живымъ идеальнымъ образцомъ и совершеннѣйшимъ личнымъ примѣромъ нравственной жизни въ Лицѣ Своего Законодателя и нашего Спасителя — Господа Іисуса Христа. Самъ Спаситель намъ заповѣдалъ стремиться къ этому идеалу: «Будьте совершенны, какъ совершенъ Отецъ вашъ Небесный» и «Я и Отецъ — одно».

Несліянное и нераздѣльное соединеніе Божественнаго и человѣческаго начала во Христѣ, т. е., Личность БОГОЧЕЛОВѢКА — дана намъ какъ живой реальный идеалъ нравственнаго совершенствованія. Иными словами, передъ христіанмномъ, самимъ Богомъ, въ Лицѣ Богочеловѣка-Христа, поставленъ образецъ, къ которому призывается стремиться каждый христіанинъ.

Точный и полный нравственный образъ Іисуса Христа, обладающій бесконечнымъ нравственнымъ совершенствомъ — невозможно исчерпать человѣческими словами. По словамъ св. Евангелиста Іоанна Богослова, описаніе того, что сотворилъ Іисусъ Христосъ — потребовало бы столько книгъ, что ихъ не смогъ бы вмѣстить весь міръ. Поэтому, отмѣтивъ самое существенное и поразительное свойство Личности Спасителя — его безграничную любовь, высочайшую свободу и совершенство, — мы укажемъ лишь, какъ эти основные нравственные черты Его Личности проявились въ Его отношеніи къ Богу-Отцу, къ Себѣ Самому и къ людямъ. По отношенію къ Богу-Отцу Іисусъ Христосъ всегда находился въ единеніи. «Я и Отецъ — одно», говорилъ Самъ Іисусъ Христосъ. Неоднократно Онъ Самъ утверждалъ, что Онъ отъ Бога исшелъ и къ Богу грядетъ, что Онъ равенъ Отцу по самосущію и дѣятельности. Воплотился Онъ по волѣ Отца. Видѣвшій Сына — видѣлъ и Отца. Законъ Божій былъ постоянно въ сердцѣ Іисуса Христа, и исполненіе этого закона даже до смерти — было основой всей Его жизни и дѣятельности. Это было потому, что любовь къ Отцу — составляла основу духа Христова. Вся жизнь Его на землѣ была какъ бы непрестанной молитвой: словами, мыслями, чувствами, дѣяніями. Послѣдняя молитва Іисуса Христа на крестѣ передъ смертью, была: «Отче! Въ руки Твои предаю духъ Мой». Итакъ, по отношенію къ Отцу — Іисусъ Христосъ явился на землѣ безконечно любящимъ, всецѣло неизмѣнно преданнымъ Сыномъ отдавшимъ жизнь Свою за весь міръ во исполненіе всеблагой и справедливой воли Отца. Не это ли заповѣдалъ Онъ и намъ, христіанамъ, какъ первую, основную и главнѣйшую заповѣдь?

Изъ полнаго, всецѣлаго, всепоглощающаго сліянія человѣческой воли съ волей Бога-Отца — вытекало и замѣчательное свойство человѣческой природы Христа: безгрѣшность. Не къ безгрѣшности ли стремится и всякій христіанинъ? Въ полномъ и всецѣломъ до конца преданіи своей воли — волѣ Божіей и заключается путь къ безгрѣшности.

Всецѣло уповая на промыселъ и постоянную помощь Божью, Іисусъ Христосъ, какъ человѣкъ, не заботился ни о чемъ временномъ (о пищѣ, питіи, одеждѣ, жилищѣ). Но уповая на помощь, Онъ не только никогда не ропталъ, если помощь не приходила, но даже Свою молитву о Чашѣ заключилъ словами: «впрочемъ не какъ Я хочу, но какъ Ты». И въ молитвѣ Господней далъ прямое и ясное указаніе объ этомъ въ словахъ къ Богу-Отцу: «да будетъ воля Твоя». Всецѣло преданный Отцу, Іисусъ Христосъ являлъ Собою идеалъ дивной гармоніи слова и дѣла, спокойствія духа и ясности сознанія. Ему чужды были страстность и раздражительность. Даже законный гнѣвъ Его — былъ гнѣвомъ любви, скорбящей отъ беззаконія, лжи и лукавства. Въ самыя тяжкія минуты величайшихъ страданій Своихъ, Онъ вполнѣ сохранялъ сознаніе и самообладаніе, молясь за палачей, заботясь о Матери. Даже въ страшный часъ оставленности — Онъ взывалъ къ оставившему Его Отцу, увѣренный въ существованіи Бога-Любви. Можетъ ли быть болѣе прекрасный, болѣе совершенный, болѣе умилительный и болѣе благодатный ИДЕАЛЪ для христіанина, чѣмъ РАСПЯТЬІЙ СПАСИТЕЛЬ МІРА?

О характерѣ ума Христова такъ прекрасно говоритъ епископъ НИКАНОРЪ Казанскій въ своемъ курсѣ «Нравственнаго Богословія»: «Бѣдный, неученый, Онъ (Христосъ) выступилъ на поприще общественнаго учительства безъ всякаго опыта, безъ друзей и всякаго рода другихъ внѣшнихъ опоръ. И могучее Слово Его слушали всѣ съ безконечной жаждою, забывъ о пищѣ и домахъ своихъ (въ пустынѣ). Онъ училъ просто, безъ всякихъ подготовокъ. Его знаніе не представляется заимствованнымъ извнѣ, но плодомъ Его вѣчной мысли. Вполнѣ обладая высочайшими тайнами, Онъ не волновался ими, подобно другимъ смертнымъ, но говорилъ спокойно и безъ напряженія. Въ Его рѣчахъ не видно слѣдовъ сухого образованія. О самыхъ высокихъ предметахъ Онь училъ такъ, что Его подлинная мысль была до очевидности понятна. Самыя высочайшія мысли Онъ весьма часто представлялъ въ самыхъ простыхъ образахъ и сравненіяхъ, и они являлись въ необычайной живости и привлекательности».

Не идеальный ли образецъ данъ здѣсь для мышленія христіанина? Воистину «умъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ» и въ свѣтѣ этомъ становится ясно, что «мудрость міра сего — безуміе передъ Богомъ».

На кротость и смиреніе, какъ основные черты Своей святости, указывалъ Самъ Іисусъ Христосъ, говоря: «возьмите иго Мое на себя и научитесь отъ Меня, ибо Я кротокъ и смиренъ сердцемъ, и найдете покой душамъ вашимъ».

Въ отношеніи къ людямъ Іисусъ Христосъ показалъ Себя какъ идеальный сынъ, какъ идеальный гражданинъ, какъ идеальный Учитель и Спаситель. Никто не отходилъ отъ Него не получивъ необходимаго. Воистину, Онъ былъ всѣмъ — вся. Не такъ ли и мы должны стремиться быть на всѣхъ поприщахъ и во всѣхъ своихъ отношеніяхъ къ ближнимъ? Вся жизнь Христа прошла въ благодѣяніяхъ и тѣмъ установила законъ общенія людей другъ съ другомъ. Каждый каждому можетъ и долженъ оказывать благодѣянія. Какъ просто, мудро и радостно разрѣшилась бы самая мучительная и неразрѣшимая на землѣ соціальная проблема, если бы это начало восторжествовало въ людяхъ.

Подражаніе во всемъ Личности и жизни Христа, будучи до конца невозможнымъ, оказывается, тѣмъ не менѣе, самымъ могущественнѣйшимъ средствомъ къ возсозданію въ насъ образа Божія и къ достиженію спасенія и блаженства.

Будучи Самъ Путемъ, Истиною и Жизнью, въ процессѣ оказанія христіанамъ Своей божественной благодатной помощи, Іисусъ Христосъ основалъ Свою Церковь, которую не смогутъ погубить всѣ силы Ада. Поэтому, каждый христіанинъ, желающій идти по стопамъ Христа, можетъ это осуществлять только съ Его помощью, въ Имъ основанной, Его благодатной Церкви.

И. А.       

Источникъ: Проф. И. М. Андреевъ. Православно-христіанская Апологетика. (Краткое конспективное изложеніе курса лекцій, читанныхъ въ Св.-Троицкой Духовной Семинаріи). — Изданіе 2-е. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1965. — С. 90-92.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.