Церковный календарь
Новости


2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 5-е основаніе (1992)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 4-е основаніе (1992)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго).

Вступленіе.

28 іюля / 10 августа 1986 г. исполнилось 50 лѣтъ со дня кончины Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго).

Много было написано о великомъ святителѣ нашего времени, есть и многотомное жизнеописаніе, составленное архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ), существуютъ и отдѣльныя брошюры, посвященныя его памяти, переизданы и сами труды сего великаго русскаго богослова, но ни разу еще не издавались письма митрополита Антонія.

Въ качествѣ предисловія къ издаваемымъ письмамъ мы помѣщаемъ краткое жизнеописаніе митрополита Антонія, составленное по руководству труда владыки Никона. Не каждому подъ силу прочитать 8 томовъ пространнаго повѣствованія о многогранной дѣятельности владыки-митрополита на пользу Русской и Вселенской Церкви, но каждому члену Церкви, у котораго живъ интересъ къ вопросамъ церковно-общественнымъ, нравственнымъ, къ вопросамъ связаннымъ съ судьбами Россіи, съ трагедіей захвата ее безбожной властью, къ вопросамъ русской эмиграціи и проч. вопросамъ волнующимъ душу каждаго православнаго христіанина, необходимо прочесть сіе краткое жизнеописаніе нашего перваго первосвятителя русскаго разсѣянія.

Велико значеніе Блаженнѣйшаго митрополита Антонія для современнаго Православія. Знаменитый сербскій. богословъ и ревностный защитникъ чистоты церковнаго ученія архим. Іустинъ (Поповичъ), о владыкѣ Антоніи писалъ: «Не должно заблуждаться, митрополитъ Антоній исключительное святоотеческое явленіе въ наше время. Онъ всѣмъ своимъ существомъ выросъ изъ свв. Отцовъ... онъ не могъ говорить о нихъ безъ умиленія и слезъ. Въ новѣйшее время никто не оказалъ такого сильнаго вліянія на православную мысль... Онъ православную мысль перевелъ съ схоластическо-раціональнаго пути на благодатно-подвижническій путь... Неустанно подвизаясь святоотеческими подвигами, митрополитъ Антоній евангельскую любовь, и кротость, и смиреніе, и милосердіе претворилъ въ свою природу. Въ этомъ Блаженный митрополитъ незамѣнимый учитель и вождь».

Читая описаніе жизни митрополита Антонія, убѣждаешься въ томъ, что это былъ святитель, посланный Божественнымъ Промысломъ Россіи, чтобы указать истинный путь въ самый критическій моментъ ея исторіи. Голосъ его остался «гласомъ вопіющаго въ пустыни», и только сейчасъ, обернувшись назадъ, мы убѣждаемся, что все, о чемъ предостерегалъ насъ святитель, совершилось. Пусть же, начертанный митрополитомъ Антоніемъ путь, остается безсмертнымъ, потому что это путь, въ которомъ заключается Истина и Жизнь — путь евангельскій.

А если Божественному Промыслу угодно будетъ освободить нашу Родину отъ ига безбожниковъ, то всѣ творенія Блаженнѣйшаго митрополита Антонія найдутъ себѣ широкое примѣненіе, ибо въ нихъ заключается сокровище святоотеческой мудрости, переложенной на современный языкъ и освѣщающей духовныя проблемы современнаго человѣка.

Владыка Антоній заботился о сохраненіи Русской Церкви въ руслѣ каноничности и вѣрности святоотеческому пути. Его завѣтъ всѣмъ намъ можно выразить четырьмя словами — «неукоснительно слѣдуйте свв. канонамъ»! Вся его жизнь была посвящена на возстановленіе каноническаго строя въ Русской Церкви и на сохраненіе его. Вѣримъ, что и въ возрожденной Россіи, посѣянныя святителемъ сѣмена разумной ревности дадутъ свои обильные плоды.

Ниже помѣщаемыя письма свидѣтельствуютъ о мудрости, добротѣ сердечной, простотѣ и смиреніи почившаго владыки. Многія добрыя качества нашли себѣ мѣсто въ его сердцѣ, а добродѣтель не исчезаетъ безслѣдно изъ народной памяти. Да послужитъ эта книга къ увѣковѣченію памяти великаго печальника за Русскую Церковь.

Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 5-6.

Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.