Церковный календарь
Новости


2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Письма Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго къ разнымъ лицамъ.

Письмо № 1. Святѣйшему Патріарху Константинопольскому Іоакиму III, по поводу его возвращенія на патріаршій престолъ [1].

Всесвятѣйшій мой повелитель и владыка, Вселенскій Патріархъ, божественнѣйшій, богоблагодатнѣйшій и всякое, какое только есть для меня, божественное и высокое имя и предметъ!

Какъ свѣтъ быстро восходящаго солнца, озаряя поверхность земли, радуетъ всю живую тварь, такъ легкокрылая вѣсть о твоемъ возвращеніи на важнѣйшій престолъ церковный заставила радостно вострепетать не только Великую Церковь Царя-града, но и всю правовѣрующую вселенную. Поистинѣ мы дождались какъ бы возвращенія тѣхъ дорогихъ христіанскому сердцу временъ древности, когда паства искала себѣ учителемъ мужа святаго и умѣла находить его въ далекихъ пустыняхъ, когда іерархи церквей ничего не знали кромѣ спасенія душъ и, пребывая тѣломъ на землѣ, умомъ своимъ не оставляли неба; когда чуждые всякаго земного расчета и страха, спокойно шли они за истину въ изгнаніе и на смерть и, молясь о людяхъ, вопіяли съ Моисеемъ: «Прости имъ грѣхъ ихъ, а если нѣтъ, то изгладь и меня изъ книги Твоей» (Исх. 22, 32).

Думали мы съ печалью, что навсегда прошли тѣ времена, но вотъ снова возвеличивается смиренномудренная святость, Аѳанасій торжественно возвращается въ Александрію, храмъ Анастасіи оглашается вновь словомъ благоглаголиваго Григорія, Златоустъ восторжествовалъ надъ мысленною Евдоксіей и ликующая паства лобызаетъ края его пустынническаго хитона. Обогащается вновь священная столица отъ далекой пустыни, но и пустыня Аѳонская не обнищеваетъ потому, что духъ твой, и красота Вселенской Церкви, по прежнему лобызаетъ священныя высоты Аѳона, возносясь отъ нихъ къ высотамъ небесныхъ престоловъ въ умиленномъ славословіи Искупителя и въ пламенной молитвѣ о благосостояніи святыхъ Божіихъ Церквей и соединеніи всѣхъ.

Тамъ радуются Святые Ангелы, хранители Церквей, здѣсь благодарственно молятся люди, видя на вершинѣ церковныхъ престоловъ святаго пустынника, а долу слышится жалобный вопль искусителей демоновъ, низвергаемыхъ въ тартаръ твоею святительскою молитвою и далеко отгоняемыхъ отъ Церкви, какъ нѣкогда второй Аѳанасій, тотъ адамантъ горы Аѳонской, гналъ ихъ отъ своей обители вопившихъ: о горе, побиваетъ насъ Аѳанасій своей молитвой.

Да умножается же, Владыко, и да украшается твоя архіерейская власть. Будетъ ли твое правленіе долголѣтно и богато внѣшней славой, — тогда оно обогатитъ духовно вселенную, какъ правленіе Великаго Василія, ибо въ славѣ своей ты научишь обуявшій родъ человѣческій вѣрѣ, смиренномудрію и воздержанію. Будетъ ли твое правленіе полно скорбей и препятствій для всякихъ внѣшнихъ преобразованій, но тогда подобно Ѳеодору Студиту, какъ добровольный мученикъ обогатишь ты духъ нашъ примѣромъ дерзновеннаго исповѣданія и надолго умножишь въ людяхъ упованіе на Христа и презрѣніе къ благамъ внѣшнимъ.

Да славится въ тебѣ и Эллинская народность, да умножается въ ней и черезъ нее и въ прочихъ православныхъ народахъ древній духъ христіанскаго церковнаго, а не внѣшняго и правоваго общежитія (politismos), да даруетъ оно снова разнымъ народамъ проповѣдниковъ Евангелія, обличителей лжи, учителей постнаго подвига.

Въ этомъ благородномъ и самоотверженномъ первенствѣ да познается ея сила, взамѣнъ политическихъ интригъ, къ сожалѣнію обуявшихъ православныя народности въ послѣднее время и уподобившихъ Христово достояніе западнымъ еретикамъ, которые, говоря такъ много о человѣколюбіи, обнаруживаютъ лишь животную борьбу за богатства міра и жажду наслажденій.

Сіе печальное растлѣніе ты уничтожишь, какъ цѣлитель ослабѣвшаго народа, великій Моисей; ты возвратишь намъ соревнованіе только въ томъ, чтобы пріобрѣтать Христа, Котораго благодать отпечатлѣна на твоемъ преподобномъ ликѣ. Всѣмъ христіанамъ православнымъ ты напомнишь собою, своею равноапостольною жизнью и громоноснымъ словомъ, что мы первѣе всего сыны Вселенской Церкви, нити нешвеннаго хитона Христова, члены Его Пречистаго Тѣла.

Печально наше время: умножились страсти, померкла вѣра, но никакая тьма не можетъ воспрепятствовать горящему свѣтильнику и никакое заблужденіе времени не можетъ воспрепятствовать дѣйствію благодатной силы, которую стяжалъ подвижникъ Божій молитвою и постомъ. Ты прославишь снова Святую Церковь и возвратишь время соборовъ, время чудесъ, время забвенія людьми земныхъ преградъ и время общаго ихъ единенія въ Церкви Вселенской. Духомъ своимъ слышу я «громкій голосъ какъ многочисленнаго народа, который говорилъ: Аллилуіа! спасеніе, и слава, и честь, и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его!» (Апок. 19, 1). Молитва твоя да совершитъ сіе, а отъ твоего раба пріими сіе оружіе молитвы, именуемое духовнымъ мечомъ [2].

Смиренный Антоній, Божіей милостью епископъ Уфимскій и Мензелинскій.

1901 годъ.

Примѣчанія:
[1] Константинопольскій патріархъ Іоакимъ III, род. въ 1834 г. Одинъ изъ выдающихся святителей 19 вѣка. Прекрасный проповѣдникъ, человѣкъ громадной энергіи и воли, обладавшій глубокими знаніями во всѣхъ отрасляхъ общественно-церковной жизни. Занималъ патріаршію каѳедру съ 1878 по 1884 г.г. За это время значительно упорядочилъ дѣла Патріархіи. Самоотверженно защищалъ передъ турецкимъ правительствомъ интересы Церкви. Сначала порта уступила, но впослѣдствіи лишила его каѳедры и съ 1884 по 1901 годъ патр. Іоакимъ безвыѣздно, какъ узникъ, проживалъ на Аѳонѣ. По настоянію русскаго правительства, вторично занялъ Патріаршій престолъ въ 1901 году. Греки называли его корифеемъ патріарховъ. Въ 1905 году былъ избранъ почетнымъ членомъ С.-Петербургской Духовной Академіи.
[2] Къ посланію были приложены аметистовыя четки.

Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 136-139.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.