Церковный календарь
Новости


2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Письма Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго къ разнымъ лицамъ.

Письмо № 2. Оберъ-прокурору Св. Синода К. П. Побѣдоносцеву [1].

Я откладывалъ со дня на день начертаніе Вамъ русскаго слова прощайте и спасибо, сомнѣваясь въ томъ доставило-ли Вамъ удовольствіе или, напротивъ, непріятное чувство. Однако, наглыя выходки газетъ, которыя хотятъ свести на ничто Вашу высоко цѣнимую, патріотическую и народную дѣятельность, побуждаютъ меня, все-таки, исполнить требованія своего сердца и высказать Вамъ свое высокое уваженіе и благодарность. Промыслу Божію угодно было ставить меня въ такія положенія по отношенію къ людямъ, пользовавшимся Вашимъ довѣріемъ, что я часто навлекалъ на себя Ваше неудовольствіе; кромѣ того, мои взгляды на Церковь, на монашество, на церковную школу и на патріаршество, не могли встрѣтить въ Васъ сочувствія и одобренія. Однако, при всемъ томъ, я никогда не могъ сказать по отношенію къ Вашей личности словъ укорительныхъ или враждебныхъ; такъ непоколебимо было мое къ Вамъ уваженіе. Я чтилъ въ Васъ христіанина, чтилъ патріота, чтилъ ученаго, чтилъ труженика. Я сознавалъ всегда, что просвѣщеніе народа въ единеніи съ Церковью, начатое въ 1884 году исключительно благодаря Вамъ и Вами усиленно поддерживавшееся до послѣдняго дня Вашей службы, есть дѣло великое, святое, вѣчное, тѣмъ болѣе возвышающее Вашу заслугу Церкви, престолу и отечеству, что въ этомъ дѣлѣ Вы были нравственно почти одиноки. Вы не были продолжателемъ административной рутины, какъ желаютъ представить Ваши жалкіе бездарные критики. Напротивъ, Вы подымали цѣлину жизни и быта, брались за дѣла нужныя Россіи, но до Васъ администраціи невѣдомыя. Первое — дѣло церковно-приходскихъ школъ. Вы, такимъ образомъ, подняли и вынесли на своихъ плечахъ. Второе — приближеніе духовной школы къ духовнымъ нуждамъ народа, къ жизни Церкви, Вы старались выполнить, но здѣсь натолкнулись на слишкомъ неодолимую двухвѣковую косность самоувѣренной и схоластической сословной громады, и, хотя не сдвинули ее съ мѣста, но значительно поколебали ее въ ея самоувѣренности, и успѣли внести въ нее нѣсколько сильныхъ оздоравливающихъ лучей церковнаго и народнаго духа. Вы подняли надъ грамотной Россіей свѣтъ Божественной Библіи, распространили слово Божіе по дешевой цѣнѣ, на всѣхъ нарѣчіяхъ православныхъ племенъ Россіи и иныхъ отдаленныхъ странъ. Вы украсили изданія книгъ святыхъ молитвъ и пѣснопѣній церковныхъ, и старались убѣдить духовенство и общество въ томъ, что послѣпетровская эпоха не улучшила, а понизила и исковеркала наши напѣвы и богослуженіе. Вы убѣдили лучшаго изъ покойныхъ царей нашихъ приказать строить православные храмы въ православномъ ихъ архитектурномъ благолѣпіи, а не въ безобразномъ видѣ еретическихъ капищъ. Вы оцѣнили высокія качества единовѣрческихъ общинъ, поддержали и ободрили поборниковъ этого единственнаго надежнаго моста отъ раскола къ Церкви; Вы умѣли цѣнить снѣдающую ревность о Богѣ подъ мужицкими зипунами, подъ бешметами учителей изъ крещеныхъ инородцевъ, Вы отыскивали ревнителей вѣры и Церкви и не стыдились учиться у смиренныхъ труженниковъ провинціи — Рачинскаго и Ильминскаго въ то время, когда Царь Россіи имѣлъ Васъ своимъ главнымъ совѣтникомъ, а Европа знала Васъ, какъ просвѣщеннѣйшаго профессора и общественнаго дѣятеля. Тѣ самые восьмидесятые годы прошедшаго столѣтія, столь ненавистные нынѣшнимъ, ненавистнымъ для Россіи, либераламъ, но цѣнные въ глазахъ истинно-русскаго патріота, какъ годы реформъ нравовъ, тѣ 80-ые годы отрезвленія русскихъ умовъ и обращенія ихъ къ родной забытой старинѣ, имѣли въ лицѣ Вашемъ одного изъ главныхъ вдохновителей собиранія Руси — въ области убѣжденія и нравовъ — и несомнѣнно самаго главнаго — въ области преобразованій административныхъ, законодательныхъ.

Я не встрѣчалъ ни одного умнаго человѣка, желающаго быть безпристрастнымъ, который бы не отдавалъ дани глубокаго уваженія Вашей дѣятельности и Вашей личности. Зато всѣ люди нашего образованнаго общества, ненавидящіе Россію, а такихъ весьма много, — ненавидѣли и Васъ, и ненавидѣли пропорціонально своей ненависти къ отчизнѣ. Такая ненависть — едва ли не большая честь, чѣмъ уваженіе людей благонамѣренныхъ. Послѣдніе иногда могутъ ошибаться, но первые не могли ошибиться, сливая Вашу дѣятельность съ благоденствіемъ ненавистной имъ Русской Монархіи.

Теперь, когда она обуревается, аки овощное хранилище, когда преданные Церкви и отечеству дѣятели просятъ себѣ у Бога скорѣйшей смерти, и говорятъ горамъ: «падите на насъ» и холмамъ: «покройте насъ», — теперь русскимъ людямъ отрадно оглянуться на отходящихъ честныхъ дѣятелей и поклониться имъ. Я льщу себя надеждой, что эти искреннія строки утвердятъ въ Васъ заслуженную Вами передъ Россіей увѣренность въ томъ, что Вы не отходите отъ государственной службы непонятымъ со стороны Вашихъ соотечественниковъ и со стороны служителей Церкви. Вы не только служили, Вы подвизались добрымъ подвигомъ.

Вы не были, однако, сухимъ фанатикомъ государственной или церковной идеи: Вы были человѣкомъ сердца добраго и снисходящаго, какъ и всѣ три Государя, которымъ Вы служили. Люди бѣдные, люди скорбящіе духомъ, люди споткнувшіеся находили сердечный откликъ въ Вашемъ сердцѣ. Вы не отступали предъ страхами человѣческими, но часто отступали предъ слезами. Быть можетъ, иногда погрѣшали противъ принципа, подчиняясь жалости, но не погрѣшали этимъ противъ Господа Іисуса Христа. Вопреки заявленію Вашихъ презрѣнныхъ враговъ, форма и буква закона не были для Васъ высшимъ доводомъ: — горячая и убѣжденная просьба склоняла Васъ на изъятія во имя милосердія. Особенно цѣнно въ Васъ было то, что Вы вѣрили въ человѣческое раскаяніе и исправленіе: въ 1883 году Вы простили одного раскаявшагося семинариста-революціонера, а въ 1898 году онъ былъ епископомъ, и такихъ случаевъ было много за время Вашей службы. Одинъ легкомысленный Вашъ диффаматоръ предсказывалъ Вамъ тяжелую смерть. Я, напротивъ, увѣренъ, что Ваша кончина будетъ христіанская, непостыдная и мирная. Но я желаю, чтобы ей предшествовала еще долгая и безболѣзненная старость не для того, чтобы видѣть вакханаліи революціонеровъ, какъ они Вамъ того желаютъ, но чтобы Вы еще здѣсь на землѣ увидѣли русское общество, образумившееся послѣ взрывовъ народной мести за поруганіе его святынь, чтобы Вы могли увидѣть всходы интеллигенціи возрожденной, народной, православной.

Таковы мои Вамъ искреннія пожеланія, въ знакъ которыхъ не откажите принять отъ меня св. икону, посылаемую особо отъ Вашего покорнѣйшаго слуги и богомольца.

Епископъ Антоній.       

Ноябрь 1905 г.

Примѣчаніе:
[1] Оберъ-прокуроръ Св. Синода Константинъ Петровичъ Побѣдоносцевъ (1827-1907). Въ прошломъ профессоръ московскаго университета, почетный членъ московскаго, петербургскаго, кіевскаго, казанскаго, юрьевскаго университетовъ и французской академіи; при назначеніи оберъ-прокуроромъ Синода былъ уже сенаторомъ и членомъ Государственнаго Совѣта. Самъ выходецъ изъ духовной среды, внукъ священника, онъ былъ человѣкомъ горячо вѣрующимъ и также искренно вѣрноподаннымъ своему Государю, къ которому онъ имѣлъ непосредственный доступъ. Строгій противникъ либерализма, захватившаго русское общество въ началѣ XX вѣка, послѣ установленія представительнаго образа правленія въ 1905 году онъ подалъ въ отставку, а 10 марта 1907 г. мирно скончался.

Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 139-143.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.