Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Письма Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго къ разнымъ лицамъ.

Письмо № 10. Къ графу В. В. Мусинъ-Пушкину.

В. С. Достоуважаемый Графъ Владиміръ Владиміровичъ!

Взаимно привѣтствую Васъ съ мимошедшими праздниками. Я съ 4/17 янв. въ Бѣлградѣ до 17/30 и Ваше письмо получилъ съ опозданіемъ, но не спѣшилъ и самъ съ отвѣтомъ, ожидая прибытія сюда нашего Секретаря, чтобы дознать толкомъ, кто и кѣмъ былъ приглашенъ на Соборъ, ибо самъ не помнилъ, будучи въ угнетенномъ настроеніи со дня пріѣзда Пр. Веніамина [1], явившагося съ опредѣленнымъ заданіемъ и съ цѣлой системой интригъ, какъ это и прежде дѣлалось.

Однако помню, что приглашеніе Вамъ я подписывалъ собственноручно, а не получили такового нѣсколько нашихъ сочленовъ по условіямъ здѣшнихъ почтовыхъ порядковъ. Такъ письма изъ Бѣлграда въ Ср. Карловцы, отстоящіе на 2 часа ѣзды, приходятъ часто на 4-й день, а телеграммы на 2-й и на 3-й день.

Распредѣленіе приглашеній между самимъ Управленіемъ и Епископами было вовсе не по цѣнности сочленовъ, а чисто механически, и онымъ завѣдовалъ Пр. Веніаминъ, я же еще до собора махнулъ рукой на его разгулъ тамъ, увидавъ то, о чемъ сейчасъ написалъ. Въ первомъ же засѣданіи я вслухъ всѣхъ сказалъ: я вижу, что изъ нашего Собора не будетъ толку. Пошла такая ложь и лицемѣріе. Нашлось у людей довольно безстыдства, чтобы пославъ привѣтствіе Ген. Врангелю и арміи, осудивъ соціализмъ и коммунизмъ, воздержаться отъ голосованія въ пользу наслѣдственной монархіи 1) ибо она будто бы не церковная, а политическая идея (а армія и антисоціализмъ — церковные?) и 2) она можетъ ухудшить положеніе Патріарха у большевиковъ (а сочувствіе ихъ активному врагу — арміи и Врангелю, не можетъ ухудшить?). Церковь не можетъ стать на точку зрѣнія «завоеванія революціи»; не можетъ одобрить низверженіе законнаго Царя, мѵропомазаннаго; она должна осудить февральскую революцію 1917 года, а если мы въ чемъ-либо поддались политич. принципу въ ущербъ церковному, то развѣ въ томъ, что не высказали отъ имени Церкви самаго рѣзкаго осужденія революціи господской февральской, которая была революціей столько же антимонархической, сколько антирелигіозной. Правда, этотъ нашъ промахъ былъ не человѣкоугодіемъ, а просто послѣдствіемъ забывчивости. Напрасно Вы пишете о раздѣленіи бѣлаго духовенства съ епископатомъ. Оппозиція имѣла въ своей средѣ 4 епископа изъ 12 др. и всѣхъ трехъ монаховъ, а правая сторона 1/3 бѣлаго духовенства. Въ оппозиціи были тѣже личности изъ поповъ, которые готовы были бороться противъ возстановленія патріаршества (тоже во имя Церкви противъ политики? — да они имѣли и тогда безстыдство говорить, что возстановленіе патріаршества вредно для церкви и равняется черносотенству).

Не думаю, чтобы Вы, достоуважаемый Графъ, были во всемъ единомышленникомъ кадетовъ-республиканцевъ, хотя для меня остается загадкой, почему Вы съ другимъ господиномъ (котораго фамилію я забылъ) пригласивъ меня въ основатели какого-то патріотич. общества въ Константинополѣ, потомъ уже меня бойкотировали и въ него не позвали, какъ и въ Пар. группу не допустилъ меня Н. Н. Антоновъ. Послѣднее было нелогично, но понятно: я хотя и былъ членомъ Государственнаго Совѣта по избранію, но отрицалъ эти учрежденія, погубившія Россію согласно предсказанію моей проповѣди 20 февр. 1905 г., а Ваше патріотическое общество знало всѣхъ, кого оно приглашало. Впрочемъ я отвлекся отъ начала темы. Секретаря нашего я такъ и не дождался, а когда онъ пріѣдетъ, то увѣдомлю Васъ подробнѣе о томъ, кто былъ по приглашеніямъ и кто архіереевъ, а кто по приглашенію Управленія. Мошковъ и Колосовскій (Spitz Buben) были друзьями Преосв. Веніамина и хотѣли вмѣстѣ съ нимъ подъ фирмой В. Ц. Управленія устроить торговлю союза приходовъ съ Совдепіей.

Храни Васъ Господь и приведи всѣхъ насъ въ 1922 г. въ Россію.

Преданный душевно Митрополитъ Антоній.       

10/23 янв. 1922.

Примѣчаніе:
[1] Епископъ Веніаминъ (Ѳедченковъ) былъ хиротонисанъ въ еписк. Севастопольскаго въ Крыму въ 1919 г. Былъ епископомъ арміи и флота при ген. Врангелѣ. Въ Константинополѣ въ 1920-21 г.г. принималъ дѣятельное участіе въ организаціи церковной жизни и созывѣ Церковнаго Собранія, послужившаго началомъ для подготовленія Перваго Всезарубежнаго Собора въ Ср. Карловцахъ въ 1921 г. Впослѣдствіи онъ уклонился въ Евлогіанскій расколъ, жилъ въ Парижѣ. Одно время отъ митроп. Евлогія вернулся къ Зарубежному Синоду, но послѣ Деклараціи митрополита Сергія перешелъ въ Московскую патріархію и съ 1933 г. по 1945 г. былъ экзархомъ моск. патріарха въ Сѣверной Америкѣ. Съ 1947 г. митрополитъ Рижскій. Скончался въ Псково-Печерскомъ монастырѣ въ 1961 г. митрополитомъ Саратовскимъ.

Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 150-152.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.