Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
М. Хлѣбниковъ. Правда о свт. Василіи Кинешемскомъ (1997)
2018-11-13 / russportal
Жизнеописаніе свт. Василія, епископа Кинешемскаго (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 112-й (1899)
2018-11-13 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 111-й (1899)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Письма Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго къ разнымъ лицамъ.

Письмо № 14. Обновленческому лже-митрополиту Евдокиму (Мещерскому) [1].

Именующему себя Митрополитомъ Евдокимомъ — Василію Ивановичу Мещерскому.

Въ отвѣтъ на Ваше дерзкое письмо посылаю Вамъ постановленія Заграничнаго Православнаго Русскаго Синода, изъ коихъ видно, что Вы и Ваши товарищи по преступленіямъ, какъ явные нарушители и попратели каноновъ, уже по самымъ дѣламъ своимъ лишены сана и являетесь по 15 правилу Двукратнаго Собора «вовсе чуждыми священства», т. е. не можете никогда быть возстановлены въ своемъ бывшемъ санѣ, а съ 23 мая / 5 іюня всѣ вы съ вашими послѣдователями вовсе отлучены отъ Св. Церкви Соборомъ Заграничныхъ Іерарховъ.

Вы убѣждаете меня оставить идеологію и убѣдиться въ томъ, что прежнее не возвратится и что все кончено.

Да, для Васъ все кончено: и бытіе Божіе, и безсмертіе души, и будущій загробный судъ, а я остаюсь при прежней когда-то общей съ Вами идеологіи: «вѣрую во единаго Бога, Отца Вседержителя» и пр. и не желаю перейти на утилитарный взглядъ на жизнь, а потому я мало заинтересованъ (въ рѣшеніи своей участи) касательно того, перемѣнится ли въ Россіи еврейское правительство на христіанское или нѣтъ, и къ вашей церкви лукавнующихъ не пристану. Конечно, о покаяніи предъ нею Патріарха и Епископа Иларіона Вы лжете, какъ лжете обо всемъ на протяженіи всего Вашего письма, но, если бы и Патріархъ перешелъ въ живую Церковь съ женатыми лже-епископами и съ лже-попами двоеженцами, то я буду поступать по примѣру Св. Максима Исповѣдника.

Когда онъ, вверженный въ тюрьму и измученный пытками, узналъ, что всѣ четыре Патріарха и Императоръ вошли въ единеніе съ моноѳелитами и причащались съ ними, то воскликнулъ: «аще и вся вселенная съ ними причастится, азъ единъ не причащуся».

Конечно, Вамъ трудно теперь не поступаться на всякомъ шагу своими прежними святыми убѣжденіями. Имѣя любовницъ и дѣтей незаконныхъ, Вы по необходимости должны постоянно озираться на всѣ стороны и трепетать обличенія, изгнанія и бѣдности.

Но знайте, что единственный способъ спасти душу отъ вѣчной погибели съ вашими еретиками и раскольниками заключается въ томъ, чтобы сбросить съ себя архіерейскія одежды и рясу, подпоясать усменнымъ поясомъ свой подрясникъ, возложить на голову скуфью и поступить въ православный монастырь кающимся послушникомъ. Тогда съ Вашего сердца спадетъ камень мучительныхъ угрызеній совѣсти и чрезъ покаянныя слезы откроется Вамъ дверь туда, куда вошелъ менѣе Васъ прегрѣшившій разбойникъ; онъ вошелъ первымъ, а Вамъ дай Богъ войти чрезъ слезное покаяніе хотя бы однимъ изъ послѣднихъ.

Послѣдняя ложь Вашего письма и бывшихъ у Васъ беззаконныхъ и скверныхъ соборищъ заключается въ оправданіи Вашего правительства, будто оно борется не съ Церковію, а съ контръ-революціей. Сколько надо имѣть безсовѣстности, чтобы такъ говорить о правительствѣ запечатавшемъ Успенскій Соборъ, похитившемъ св. мощи изъ храмовъ, покровительствующемъ изданію «Безбожника», устраивающемъ комическіе крестные ходы и т. д.

И неужели Вы не понимаете, что ни иностранцы, ни даже малыя дѣти не вѣрятъ этимъ безчестнымъ и глупымъ оправданіямъ. Вѣдь всѣмъ имъ извѣстно, что большевизмъ есть прежде всего злобная вражда противъ Христовой вѣры.

Кромѣ того иностранцы, интересующіеся Православной Церковію, давно прочитали въ печати мое поясненіе, что Вашъ Московскій лже-соборъ самозванцевъ имѣетъ такое же значеніе въ глазахъ Церкви, какъ голосъ нѣсколькихъ базарныхъ бабъ, даже меньше того, если бы бабы были православныя, а не раскольники и еретики, каковы Вы сами и все Ваше «беззаконное соборище» (См. Минею на 11 окт.).

Покайтесь: вѣдь жить осталось намъ немного; хотя Вы и мой ученикъ и, увы, постриженникъ, но и Вамъ 55 лѣтъ скоро исполнится, а при своихъ слабостяхъ очень долго жить не будете, и на судѣ Божіемъ ни евреи, ни попы нигилисты за Васъ не заступятся.

Антоній, Митрополитъ Кіевскій и Галицкій.       

19 Сент. 1923 г.

Примѣчаніе:
[1] Архіеп. Евдокимъ (Василій Мещерскій) род. 1 апр. 1869 г. По окончаніи Моск. Дух. Академіи, въ бытность ректоромъ ея владыки Антонія, въ 1894 г. постриженъ въ монашество. Въ 1898 г. назначенъ инспекторомъ Моск. Дух. Академіи, а съ 1903 г. ея ректоръ. 4 янв. 1904 г. хиротонисанъ во епископа Волоколамскаго. Съ 1907 г. издавалъ дух. журналъ «Христіанинъ». Съ 1 авг. 1909 г. епископъ Каширскій, а въ 1914 г. возведенъ въ санъ архіепископа и назначенъ на каѳедру Алеутскую и Сѣв. Американскую. Съ 1919 г. архіеп. Нижегородскій. Въ 1922 г. ушелъ въ обновленческій расколъ, подписавъ воззваніе отпавшихъ въ обновленчество іерарховъ: митроп. Сергія (Страгородскаго) и архіеп. Серафима (Мещерякова), его подпись была третьей. Являлся однимъ изъ основоположниковъ обновленческаго раскола. Такъ до конца своей жизни и не обратился къ Православной Церкви, умеръ въ расколѣ въ 1935 году.

Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 154-157.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.