Церковный календарь
Новости


2019-05-25 / russportal
Октоихъ. Служба въ субботу 2-го гласа (1898)
2019-05-25 / russportal
Октоихъ. Служба въ субботу 1-го гласа (1898)
2019-05-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Богословское посланіе 2-е (1844)
2019-05-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Богословское посланіе 1-е (1844)
2019-05-24 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Противъ Аполлинарія книга 2-я (1903)
2019-05-24 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Противъ Аполлинарія книга 1-я (1903)
2019-05-23 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 146-й (1899)
2019-05-23 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 145-й (1899)
2019-05-23 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 11-я (1986)
2019-05-23 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 10-я (1986)
2019-05-22 / russportal
Минея Дополнительная (СПб., 1909)
2019-05-22 / russportal
Служба преп. Ѳеодосію, Тотемскому чудотворцу (1909)
2019-05-20 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 9-я (1986)
2019-05-20 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 8-я (1986)
2019-05-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). О путешествіи въ Космосѣ (1995)
2019-05-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). Письмо студенту въ Россіи (1995)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 26 мая 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Письма Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго къ разнымъ лицамъ.

Письмо № 25. Іеромонаху Поликарпу, на Валаамъ.

Печальныя вѣсти ваши я получилъ и много скорбѣлъ о безжалостномъ ожесточеніи архипастырей греческихъ, а Германа [1] я считаю простымъ міряниномъ, какъ посвященнаго безъ воли архіепископа, о чемъ зри 6-е правило 1-го Вселенскаго собора, и о чемъ я ему писалъ въ отвѣтъ на его письмо. Ясно, въ Константинопольскую патріархію вошла еретическая шайка, во главѣ съ Мелетіемъ [2]: мудрено-ли? Вѣдь Македоній, Несторій, Пирръ, Сергій, Павелъ и Петръ были патріархи константинопольскіе и еретики, даже ересіархи, проклятые 6-мъ Вселенскимъ соборомъ; не упоминаю уже о многихъ вселенскхъ патріархахъ-иконоборцахъ 8-го и 9-го вѣковъ и уніатовъ 15-го вѣка.

Ваше прошеніе лже-епископу Герману составлено такъ разумно и благочестиво, что сдѣлало-бы честь и архіерейскому собору, если-бъ онъ таковое составилъ. — А бѣдный Ефремъ [3] видимо впалъ въ прелесть, рано онъ ушелъ въ пустыню, гдѣ борьба уже не къ плоти и крови, но ко властемъ тьмы вѣка сего, духовомъ злобы поднебесныя.

Пока рѣчь шла о новшествахъ, прямо не воспрещенныхъ канонами, Вы знаете, я совѣтовалъ Вамъ послушаніе, а теперь именемъ Божіимъ совѣтую: не повиноваться лже-епископу Герману и постыдно-умершему патріарху Григорію VII-му [4], сгубившему своимъ дѣломъ патріархатъ, ибо его пока еще неповинный преемникъ изгнанъ турками изъ Константинополя.

За патріархатъ, за святѣйшаго Константина VI-го [5] я уже заступался и буду еще заступаться, если и онъ не свихнется съ православнаго пути, а Вамъ совѣтую крѣпко держаться сего единаго спасительнаго пути и все претерпѣть: и разореніе обители, и изгнаніе, и всякія лишенія за св. вѣру. Я увѣренъ, что въ Сербіи найдется мѣсто изгнанникамъ за Православіе въ св. обителяхъ здѣшнихъ: но если, паче чаянія, пришлось бы терпѣть самыя тяжкія бѣдствія, то и тогда не должно отступать отъ Божественной вѣры нашей. Вѣдь первенство въ Церкви до IX вѣка, даже до XI-го принадлежало римскимъ папамъ, и что-же? Они отлучены отъ Церкви со всею ихъ паствою и влачатъ погибельные дни свои какъ еретики. Возможно, что той-же участи подвергнется и Константинополь, если пойдетъ по слѣдамъ Мелетія и Григорія VII.

Ваше дѣло чрезъ три дня будетъ доложено въ засѣданіи нашего Синода, который вѣроятно обратится къ Восточнымъ Патріархамъ съ жалобой.

Прошу Вашихъ св. молитвъ и молюсь о спасеніи Вашемъ и обители Вашей, остаюсь доброжелатель

Митрополитъ Антоній.       

27 янв. 1925 г.

Примѣчанія:
[1] Германъ (Аавъ) былъ незаконно хиротонисанъ въ Константинополѣ патріархомъ Григоріемъ VII. Безъ постриженія въ монашество и даже въ рясофоръ и вопреки прямому протесту своего правящаго архіепископа Серафима (Лукьянова), тогдашняго главы автономной Финской Церкви. Кромѣ того это явилось незаконнымъ вторженіемъ въ предѣлы Русской Церкви, отъ которой Финская Церковь получила автономію. Финское правительство насильно удалило архіепископа Серафима и, добившись отъ Константинополя хиротоніи Германа Аава, настояло на введеніи новаго стиля и измѣненіи Пасхаліи. Особенно это тяжело отразилось на Валаамскомъ монастырѣ, часть иноковъ котораго была выслана, а оставшіеся тамъ 300 иноковъ, раздѣлились на ново- и старо-стильниковъ, не имѣющихъ между собой общенія.
[2] Патріархъ Константинопольскій Мелетій IV (Метаксакисъ) вступилъ на патріаршій престолъ въ 1922 г., но гонимый турками, долженъ былъ удалиться на Аѳонъ въ октябрѣ 1923 г. За одинъ годъ управленія Вселенской Церковью успѣлъ причинить много вреда Православію. Въ 1923 г. онъ созвалъ т. наз. «всеправославный конгрессъ», который постановилъ ввести новый стиль и разрѣшилъ второбрачіе духовенства; 9 іюня 1923 г. онъ незаконно принялъ въ свою юрисдикцію Финскую епархію, 28 августа Эстонскую епархію, которыя входили въ составъ Русской Церкви. Вступивъ на Александрійскій патріаршій престолъ въ 1923 г., онъ сразу ввелъ и въ Александрійской Церкви новый стиль.
[3] Іеросхимонахъ Ефремъ, валаамскій духовникъ, жившій въ Смоленскомъ скиту, скончался въ Финляндіи на Новомъ Валаамѣ, куда переѣхалъ вмѣстѣ съ прочей братіей въ 1940 г.
[4] Патріархъ Константинопольскій Григорій VII (съ 6-го декабря 1923 по 16-ое ноября 1924), признавалъ постановленіе живоцерковнаго собора о низложеніи св. патріарха Тихона. Требовалъ отъ проживавшихъ въ Константинополѣ русскихъ архіепископовъ Анастасія и Александра прекращенія выступленій противъ совѣтской власти, поминанія патріарха Тихона и давалъ имъ совѣтъ признать большевиковъ. Не встрѣтивъ съ ихъ стороны сочувствія, назначилъ слѣдствіе и запретилъ ихъ въ священнослуженіи. Обращался къ Сербскому патріарху Димитрію съ просьбой закрыть Русскій Архіерейскій Синодъ въ Ср. Карловцахъ, на что получилъ отказъ. Провелъ автокефалію Польской Церкви.
[5] Патріархъ Константинопольскій Константинъ VI (съ ноября 1924 по январь 1925), неугодный турецкому правительству, вынужденъ былъ покинуть предѣлы Турціи, оставивъ патріаршій престолъ Василію III.

Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 164-165.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.