Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Письма Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго къ разнымъ лицамъ.

Письмо № 33. Къ Митрополиту Евлогію.

Ваше Высокопреосвященство, Милостивѣйшій Архипастырь!

Письмо Ваше отъ 20 іюля / 2 августа с. г. за № 1214 по вопросу о выдѣленіи германскихъ приходовъ въ самостоятельную епархію мною получено.

Никакихъ распоряженій по сему письму до разсмотрѣнія его въ Архіерейскомъ Синодѣ я не считаю себя въ правѣ дѣлать, такъ какъ являюсь лишь исполнителемъ распоряженій и опредѣленій собора Архіереевъ Русской Православной Церкви заграницей, покорнымъ послушникомъ котораго я считаю себя. Поэтому письмо Ваше будетъ доложено въ ближайшемъ времени Архіерейскому Синоду, который постановленіемъ Архіерейскаго Собора снабженъ чрезвычайными полномочіями.

Доводя о семъ до свѣдѣнія Вашего Высокопреосвященства, я считаю своимъ архіерейскимъ долгомъ сообщить Вамъ по существу Вашего письма слѣдующее мое личное мнѣніе:

1. Вы изволите писать: «опредѣленіе Архіерейскаго Собора о выдѣленіи германскихъ приходовъ изъ моего епархіальнаго управленія стоитъ въ рѣшительномъ противорѣчіи съ волею Святѣйшаго Патріарха Тихона. Ею ввѣренно мнѣ управленіе всѣми церквами въ Западной Европѣ и не преподано никакихъ указаній, допускающихъ возможность какого бы то ни было выдѣленія отдѣльныхъ районовъ помимо распоряженій той же власти. Объемъ моего епархіальнаго управленія опредѣляется той территоріей, на которую до войны 1914-1917 гг. простиралась власть Митрополита Петроградскаго, о чемъ у меня имѣется также собственноручное письменное согласіе Высокопреосвященнаго Митрополита Веніамина».

Правда заключается въ томъ, что не Святѣйшимъ Патріархомъ Тихономъ, а Священнымъ Синодомъ и Высшимъ Церковнымъ Совѣтомъ Всероссіской Православной Церкви за Вами сохранено управленіе всѣми церквами въ Западной Европѣ за назначеніемъ Васъ Высшимъ Русскимъ Церковнымъ Управленіемъ Управляющимъ названными церквами. Совершенно вѣрно, что ни Святѣйшій Патріархъ ни Священный Синодъ Всероссійской Церкви, сохраняя за Вами управленіе названными церквами, не преподали никакихъ указаній, допускающихъ возможность какого бы то ни было выдѣленія отдѣльныхъ районовъ помимо распоряженія той же власти. Но и не запрещали законно и канонически образованной церковной власти дѣлать подобнаго рода распоряженія. А о существованіи таковой церковной власти заграницей Святѣйшій Патріархъ Тихонъ былъ освѣдомленъ какъ изъ Вашихъ многократныхъ представленій Его Святѣйшеству, такъ и изъ моихъ донесеній и отчетовъ, посылавшихся ему своевременно. Наоборотъ имѣются распоряженія Свят. Патріарха Тихона и Священнаго Синода Всероссійской Церкви и опредѣленіе Московскаго Священнаго Собора о предоставленіи Викарнымъ Епископамъ правъ Епархіальныхъ Архіереевъ. Ссылка Ваша на письменное согласіе Митрополита Петроградскаго Веніамина въ затронутомъ Вами случаѣ значенія не имѣетъ, такъ какъ это согласіе является каноническимъ актомъ, развязывающимъ Вашу архіерейскую совѣсть и подтверждающимъ, что подвѣдомственныя Митрополиту Веніамину заграничныя церкви Вами не облюбодѣйствованы, а канонически получены Вами въ управленіе по назначенію Высшаго Церковнаго Управленія Заграницей (письмо Митрополита Веніамина послано Вамъ до закрытія Высшаго Церковнаго Управленія). Но въ немъ совершенно не содержится и не можетъ содержаться указаній на выдѣленіе означенныхъ церквей въ особую епархію равно какъ и нѣтъ запрещенія выдѣленія той или иной группы церквей въ новую епархію.

2. Не могу согласиться съ мнѣніемъ Вашего Высокопреосвященства, что будто выдѣленіе Германіи самостоятельной епархіей противорѣчитъ священному канону 67 правила Карѳагенскаго Собора. Цитируемый Вами канонъ говоритъ о недопустимости постановленія въ тотъ или иной округъ новаго Епископа безъ согласія Епископа, вѣдающаго симъ округомъ. «Для каждаго епископа подобающее охранено постановленіемъ, чтобы отъ опредѣленнаго состава приходовъ, ни единое мѣсто не было отторгаемо, и не получало особаго епископа, развѣ по согласію имѣющаго власть надъ онымъ. Аще же сей допуститъ, чтобы извѣстный округъ получилъ собственнаго епископа: то произведенный на сіе мѣсто да не простираетъ власти своей на другіе округи: ибо сей единъ, бывъ отдѣленъ отъ состава многихъ, удостоенъ имѣть честь особого епископства».

Нашъ Соборъ Архіереевъ не ставилъ новаго Епископа, а поставленному Соборомъ Архіереевъ 1924 года по Вашему согласію (согласіе дано на Соборѣ и протоколъ о семъ подписанъ Вами), полноправнымъ Викаріемъ на всю Германію Епископу Берлинскому Тихону, нынѣшнимъ Соборомъ даны права самостоятельнаго Епископа.

Никакими священными канонами не запрещается предоставленіе таковыхъ правъ уже существующему Епископу. А распоряженія Патріарха и постановленія Священнаго Собора московскаго обязываютъ предоставлять викарнымъ епископамъ самостоятельныя права. Вы хорошо знаете, что и въ Россіи викаріатства выдѣлялись всегда безъ наличія согласія правящихъ епископовъ, которые постоянно противъ этого протестовали по фискальнымъ побужденіямъ, несмотря на то, что викаріатства — неканоническое учрежденіе. Еще такъ недавно въ 1919 году Высшее Церковное Управленіе на Юго-Востокѣ Россіи выдѣлило въ самостоятельныя епархіи — Кубанское викаріатство вопреки волѣ правящаго Архіепископа Ставропольскаго Агаѳадора; Ростовское, вопреки волѣ Архіепископа Донского; Сухумское и Черноморское, вопреки волѣ Архіепископа Тифлисскаго и Бакинскаго. И всѣ эти выдѣленія Всероссійской Церковной Властью были признаны.

И здѣсь, заграницей, Высшее Церковное Управленіе выдѣлило Алеутское викаріатство въ самостоятельную епархію изъ Сѣверо-Американской епархіи, вопреки волѣ правящаго епископа; Харбинскій и Маньчжурскій районы изъ состава Владивостокской епархіи въ особую самостоятельную епархію, вопреки волѣ Владивостокскаго Архіерея. Архіерейскій Синодъ, учрежденный послѣ закрытія Высшаго Церковнаго Управленія, образовалъ самостоятельную Камчатскую епархію, выдѣливъ Камчатку и Охотскій уѣздъ изъ Владивостокской епархіи также безъ согласія Епархіальнаго Архіерея. И святѣйшій Патріархъ Тихонъ призналъ эти мѣропріятія каноническими.

Когда въ 1924 году, уже послѣ закрытія Высшаго Церковнаго Управленія, Архіерейскій Синодъ вынужденъ былъ распустить Харбинскій Епархіальный Совѣтъ и реорганизовать его, а бывшіе члены названнаго Совѣта профессор Миролюбовъ и Н. Л. Гондатти принесли Свят. Патріарху Тихону жалобу на дѣйствія Архіерейскаго Синода, Святѣйшій Патріархъ не призналъ его распоряженія незаконными и самый Синодъ не объявилъ незаконно и неканонично существующихъ, а оставилъ жалобу безъ послѣдствій и телеграфировалъ профессору Миролюбову, что Епархіальный Совѣтъ въ Харбинѣ долженъ быть избранъ на основахъ Московскаго Собора. Этотъ актъ доказываетъ, что Свят. Патріархъ призналъ выдѣленіе Харбинской епархіи и законность существованія и распоряженій Архіерейскаго Синода, замѣнившаго Высшее Церковное Управленіе заграницей. И едва-ли Вы можете утверждать, что Святѣйшій Патріархъ, если бы онъ былъ живъ, не утвердилъ бы и выдѣленіе Германіи, а Митрополитъ Веніаминъ не далъ бы на это своего согласія. Да и самъ Патріархъ, на котораго Вы ссылаетесь, признавъ распоряженіе Высшаго Церковнаго Управленія заграницей о назначеніи Васъ Управляющимъ русскими православными церквами въ Западной Европѣ, не обусловилъ это распоряженіе согласіемъ Митрополита Петроградскаго, ихъ каноническаго Епархіальнаго Архіерея.

Кромѣ того, нельзя считать распоряженія Свят. Патріарха Тихона чѣмъ-то незыблемымъ, никогда не подлежащимъ измѣненію даже во благо Церкви. Да и самъ Патріархъ свои распоряженія мѣнялъ нерѣдко. Сначала онъ признавалъ совѣтскую власть богоборческой и анаѳематствовалъ ее, а затѣмъ назвалъ предержащей властью отъ Бога, и много другихъ его административныхъ распоряженій. И, наконецъ, при отрицаніи Вами каноническаго значенія нашихъ Высшаго Церковнаго Управленія и Архіерейскихъ Соборовъ, давшихъ и подтвердившихъ Ваши права, какъ Епархіальнаго Архіерея, Вы не имѣете распоряженій Высшей Всероссійской Церковной власти, удостовѣряющихъ Ваши права Епархіальнаго Архіерея на Западно-Европейскія церкви и являетесь лишь временно окормляющимъ ихъ и, если кто можетъ протестовать противъ выдѣленія Германіи, то это Петроградскій Епархіальный Архіерей, изъ вѣдѣнія котораго Западно-Европейскія церкви совершенно не изъяты и отъ котораго, надѣемся, получится согласіе.

3. Вы пишете: «Съ особымъ прискорбіемъ я долженъ отмѣтить, что опредѣленіе это, вопреки рѣшенію Архіерейскаго Собора 1923 г. о порядкѣ направленія административныхъ дѣлъ черезъ мое Управленіе, было послано непосредственно епископу Тихону и даже подчиненнымъ мнѣ настоятелямъ германскихъ приходовъ безъ того, что я былъ поставленъ объ этомъ въ извѣстность и могъ изложить съ исчерпывающей полнотою всю нежелательность такой мѣры, все несоотвѣтствіе ея указамъ Святѣйшаго Патріарха». И въ Россіи, согласно уставу Духовныхъ Консисторій и выработаннымъ Всероссійскимъ Высшимъ Церковнымъ Управленіемъ правиламъ церковнаго дѣлопроизводства и письмоводства, допускалось сношеніе высшей церковной власти съ подчиненными епархіальному архіерею органами и должностными лицами. И въ послѣднемъ случаѣ первые лишь извѣщались о семъ. Такъ было поступлено въ данномъ случаѣ и съ Вами, такъ какъ Вы много разъ позволяли себѣ распоряженія Высшей Церковной Власти класть подъ сукно.

Съ особымъ прискорбіемъ, отмѣчая непосредственное сношеніе съ германскими церквами и необходимость свято хранить церковные каноны, Ваше Высокопреосвященство совершенно упускаете изъ виду, что порядокъ сношенія и священные каноны никто изъ іерарховъ не нарушалъ такъ, какъ Вы.

Вы постоянно позволяли себѣ сноситься съ органами и должностными лицами, подвѣдомыми Архіерейскому Синоду и другимъ правящимъ Архіереямъ помимо нихъ. Вы позволяли себѣ выступать съ церковными посланіями въ качествѣ Главы Заграничной Церкви, не будучи уполномочены на это и не будучи признаны Епископатомъ. Вы дѣлали распоряженія общецерковнаго характера, не входя въ соглашеніе съ Высшей Церковной Властью. И все это вопреки даже постановленіямъ того же Собора 1923 года, на которыя въ данномъ случаѣ Вы ссылаетесь. Мало того, Ваше Высокопреосвященство рѣшились вторгаться въ область юрисдикціи другихъ церковныхъ органовъ и Епархіальныхъ Архіереевъ. Такъ, напримѣръ, мною преподано благословеніе на открытіе въ Австраліи церковной общины и она включена въ юрисдикцію Архіерейскаго Синода, а Вы, безъ нашего согласія, вторглись туда; Финляндія автономная епархія, имѣющая своего Архіепископа съ широкими автономными правами, данными ему Свят. Патріархомъ еще въ 1918 г., но Вы позволили себѣ вмѣшаться въ церковныя дѣла сей епархіи, благословили воздвигнуть тамъ алтари, вопреки священнымъ канонамъ (прав. 13 Антіох. Собора и 120 Карѳагенскаго Собора) безъ разрѣшенія Архіерейскаго Синода и безъ согласія находящагося въ его вѣдѣніи Архіепископа Финляндскаго Серафима — главы этой епархіи, никакъ Вамъ не подчиненной. Мало того, Вы вмѣшались въ церковный споръ названной епархіи, призвавъ монаховъ и паству Финляндскую къ подчиненію лже-епископу Герману. И это вопреки указу Свят. Патріарха Тихона, постановленію Совѣщанія православныхъ Епископовъ въ Москвѣ, резолюціи Преосвященнаго Епископа Иннокентія, управляющаго Петроградской епархіей, отзыву Митрополита Сергія, замѣстителя Патріаршаго Мѣстоблюстителя, и Архіерейскаго Синода Русской Православной Церкви заграницей, признавшимъ Германа Аава лже-епископомъ и считающимъ главой Финляндской Церкви Архіепископа Серафима.

Прося у Свят. Патріарха Тихона объ упраздненіи Архіерейскаго Синода и подтвержденія Вашихъ правъ или, напр., о перечисленіи изъ вѣдѣнія Архіерейскаго Синода въ Ваше вѣдѣніе Россійской Духовной Миссіи въ Іерусалимѣ, каковыя ходатайства Ваши Святѣйшій Патріархъ оставилъ безъ послѣдствій, Вы не испрашивали на это согласія Архіерейскаго Собора и Архіерейскаго Синода, хотя по приведенному Вами священному канону Вы должны были имѣть таковое согласіе на перечисленіе Іерусалимской Миссіи, въ епархію Митрополита Петроградскаго не входившей, а согласно опредѣленію Архіерейскаго Собора 1923 г. копіи своихъ представленій Свят. Патріарху и Всероссійской Церковной Власти сообщать Архіерейскому Синоду. А Ваше служеніе панихиды по кардиналу Мерсье? И много другихъ случаевъ можно указать. Но мы не хотимъ обвинять Ваше Высокопреосвященство, а лишь отмѣчаемъ, что о нарушеніи соборныхъ постановленій и священныхъ каноновъ Вы взываете, если дѣло касается Вашей личности, хотя подобныхъ нарушеній и нѣтъ на лицо со стороны Архіерейскаго Собора и Синода, возглавляемыхъ мною, и совершенно умалчиваете о своихъ правонарушеніяхъ и игнорированіи священныхъ каноновъ въ пользу своихъ интересовъ въ ущербъ другимъ.

Самые завѣты и волю Свят. Патріарха Вы истолковываете и признаете къ исполненію лишь въ части Вашихъ правъ, толкуемыхъ Вами въ расширенномъ смыслѣ. А волю и согласіе Святѣйш. Патріарха Тихона на существованіе Архіерейскаго Собора и Архіерейскаго Синода, выраженную имъ въ молчаливомъ согласіи, такъ какъ иначе онъ не могъ этого сдѣлать, или письменно въ телеграммахъ по дѣламъ Харбинской епархіи, или въ кардинальномъ его постановленіи отъ 20 ноября 1920 г. за № 362, объ организаціи Высшей Церковной власти на время нарушенія связи съ Свят. Патріархомъ и состоящими при немъ органами церковнаго управленія или прекращенія ихъ дѣятельности, или, наконецъ, волю Свят. Патріарха Тихона, сообщенную посланному изъ Чехіи делегату о томъ, что церковный споръ между Вами и Архіепископомъ Савватіемъ долженъ быть разрѣшенъ мною, какъ старѣйшимъ, о чемъ письменно сообщено и мнѣ и Вамъ Преосвященнымъ Епископомъ Веніаминомъ, видѣвшимъ переписку о семъ, — вотъ эту волю Ваше Высокопреосвященство не считаете для себя обязательной и священной.

Излагая все это, я не ищу для себя ничего и совершенно въ этомъ не заинтересованъ. Я стою на стражѣ канонической правды и повинуюсь голосу Священнаго Собора Архіереевъ Русской Православной Церкви заграницей. И если бы этотъ голосъ указалъ на другого іерарха, какъ возглавителя сего Собора и Заграничной Церкви, то я первый призналъ бы себя нижайшимъ послушникомъ этого іерарха, кто бы онъ ни былъ. Но пока церковное сознаніе епископата считаетъ меня таковымъ возглавителемъ, я считаю своимъ архіерейскимъ долгомъ, хотя очень тяжелымъ и мучительнымъ въ настоящихъ условіяхъ, защищать эту правду и такъ же какъ и Вы зовете, звать къ миру, любви и единенію.

Вы оставили Соборъ, не входя въ обсужденіе дѣлъ по существу и допустили этимъ антидисциплинарный и антиканоническій поступокъ. Прислушайтесь къ свой архіерейской совѣсти. Ужели она не говоритъ Вамъ о томъ, что Вы не должны были и не могли дѣлать этого; въ особенности послѣ того, когда я завѣрилъ Васъ на Соборѣ, что п. 2 повѣстки не заключаетъ въ себѣ никакихъ предложеній, сокращающихъ Ваши права, а Управляющій Синодальной Канцеляріей доложилъ Собору въ Вашемъ присутствіи, что докладовъ Архіерейскаго Синода по сему предмету не имѣется. Уходя съ Собора изъ-за того, что Соборъ не принялъ Вашего предложенія объ измѣненіи порядка обсужденія вопросовъ повѣстки Собора, Вы просто хотѣли сорвать Соборъ. И я увѣренъ, если бы Вы не оставили Собора, Германія не была бы выдѣлена въ самостоятельную епархію и въ крайнемъ случаѣ она осталась бы полусамостоятельной или самостоятельной епископіей, съ подчиненіемъ Вамъ, какъ Митрополиту округа. А послѣ Вашего ухода и неподчиненія Вашего Собору Архіереевъ для Епископа Берлинскаго, признающаго надъ собою каноническую власть его, создалось тяжелое положеніе и это обстоятельство наряду съ другими обстоятельствами, сообщенными Вамъ въ соборномъ опредѣленіи, послужило основаніемъ къ выдѣленію Германской епископіи въ самостоятельную.

Безусловно и я тяжело скорблю о Вашихъ несогласіяхъ съ Соборомъ Архіереевъ и меня заботятъ они, и искренно молю Бога мира и любви, да прекратитъ Онъ, Всевышній, эти несогласія и возсоединитъ Васъ съ Соборомъ Архіереевъ. И ключи къ разрѣшенію создавшагося печальнаго конфликта — въ Вашихъ рукахъ. Вы епископъ Православной Церкви и Ваша архіерейская совѣсть должна подсказать Вамъ этотъ каноническій путь. Онъ единственный. Вы ушли съ Собора, который еще тогда ничѣмъ Васъ не обидѣлъ. А если бы остались и рѣшенія Собора были для Васъ непріемлемы, Вы должны были, въ порядкѣ апелляціи, просить о пересмотрѣ ихъ въ слѣдующемъ Соборѣ, а до тѣхъ поръ или подчиниться или просить объ оставленіи, до новаго пересмотра, stаtus quо. Вы этого не сдѣлали, а нарушивъ единеніе съ Соборомъ, нынѣ должны возстановить это единеніе съ Соборомъ и его исполнительнымъ органомъ, выразивъ имъ свое подчиненіе, и тогда можетъ быть рѣчь объ измѣненіи непріемлемыхъ для Васъ соборныхъ постановленій и о самомъ порядкѣ сего измѣненія или пріостановленія ихъ дѣйствій. Это единственный каноническій путь. И я не хотѣлъ бы думать, что Ваша архіерейская совѣсть позволитъ Вамъ оставить этотъ священный путь и идти другими нецерковными путями, путями раздѣленія паствы, подрыва священнаго авторитета Собора Архіереевъ, того каноническаго авторитета, на который опирается православная церковная власть въ Россіи и во всѣхъ православныхъ Церквахъ, и должны опираться и мы здѣсь.

Во имя церковнаго мира, во имя единства церковнаго, во имя блага Церкви къ этому церковному пути призываю Ваше Высокопреосвященство я, смиренный служитель Господа Бога, Вашъ учитель и наставникъ, приведшій Васъ къ ангельскому чину и участвовавшій въ рукоположеніи Васъ въ архіерейскій санъ.

Миръ, согласіе, единство іерархіи Зарубежной Русской Церкви въ особенности въ теперешнее тяжелое для Церкви время — въ Вашихъ рукахъ.

Вознося Господу Богу усердныя молитвы о возстановленіи въ Церкви нашей нарушеннаго мира и единства нашей іерархіи и моля Его, дабы Онъ внушилъ Вамъ доброе намѣреніе каноническаго пути, остаюсь Вашего Высокопреосвященства преданный собратъ

Митрополитъ Антоній.       

4/17 августа 1926 г. № 960, Сремски Карловци.

Р. S. Не могу не выразить своей глубокой скорби, что Ваше Высокопреосвященство допустили на съѣздѣ студентовъ въ Клермонтѣ сужденіе объ Архіерейскомъ Соборѣ и обсужденіе дѣйствій его и вообще вовлекли мірянъ и духовенство въ церковные вопросы, разрѣшеніе коихъ зависитъ исключительно отъ церковной іерархіи.

Какъ архіерей Православной Церкви, я прошу Ваше Высокопреосвященство — не вовлекайте мірянъ и духовенство въ эти несогласія Ваши съ Архіерейскимъ Соборомъ и тѣмъ не вызывайте церковнаго раздѣленія и не усугубляйте вызванную Вами смуту.

М. А.       

Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 172-180.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.