Церковный календарь
Новости


2017-07-21 / russportal
Повѣсть о явленіи образа Пресв. Богородицы въ Казани, и о чудесахъ, бывшихъ отъ него (1912)
2017-07-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе въ день Казанской иконы Божіей Матери (1965)
2017-07-20 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Василиса Прекрасная (1921)
2017-07-20 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Морозко (1921)
2017-07-20 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Гробовщикъ (1921)
2017-07-20 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Отъ издателя (1921)
2017-07-20 / russportal
К. П. Побѣдоносцевъ. "Московскій Сборникъ". Знаніе и дѣло (1896)
2017-07-20 / russportal
К. П. Побѣдоносцевъ. "Моск. Сборникъ". Болѣзни нашего времени (1896)
2017-07-19 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Общественное служеніе христіанъ (1994)
2017-07-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Англикане и Православная Церковь (1964)
2017-07-19 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Золотая рыбка (1921)
2017-07-19 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Журавль и цапля (1921)
2017-07-19 / russportal
Н. В. Гоголь. Письмо къ Аркадію Осиповичу Россети (1921)
2017-07-19 / russportal
Н. В. Гоголь. Майская ночь, или утопленница (1921)
2017-07-18 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 3-я (1903)
2017-07-18 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 2-я (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 21 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Письма Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго къ разнымъ лицамъ.

Письмо № 35. Къ Іеросхимонаху Ѳеодосію на Аѳонъ.

Всечестный и достолюбезный батюшка о. Ѳеодосій!

Давненько получилъ письмо Ваше и отвѣчаю только сегодня, подавленный огромной оффиц. перепиской по поводу Евлогіанскаго раскола. — Вы спрашиваете о трехъ Вашихъ письмахъ, ко мнѣ адресованныхъ, но я отъ о. Кирика [1] получилъ только одно въ которомъ никакихъ запросовъ или прямыхъ возраженій на свой катихизисъ я не нашелъ. Теперь спрашиваю у о. Кирика не осталось ли у него 2-хъ Вашихъ писемъ или одного хотя бы. — Я отвѣчаю всегда на всѣ письма, а Васъ я глубоко уважаю и тѣмъ болѣе поспѣшилъ бы Вамъ отвѣтить. — Однако долженъ Вамъ признаться, что я не сразу сообразилъ, кому Вы написали прямо ученое письмо (сообразилъ потомъ, что студенту Ник. Якимычу). Надо и подписывать и надписывать письма точно. Немного смутился я Вашимъ совѣтомъ тому юношѣ — ожидать спеціальныхъ, т. е. чудесныхъ указаній о рѣшеніи своей судьбы отъ Бога. Правда, нѣкоторые отцы, особенно русскіе, а въ Ветх. Завѣтѣ еще Гедеонъ и др. любили такъ поступать, но они имѣли на то указанія отъ Бога, а просить о послѣднемъ, т. е. требовать чуда, это по ученію отцовъ опасный путь къ прелести и нетерпѣнію. Преп. Симеонъ Н. Богословъ пишетъ, что есть 3 пути монашества — киновіи и пустыни и третій путь проповѣдникъ и епископъ: всѣ 3 пути добрые но всѣ имѣютъ свои искушенія и опасности. Не буду повторять далѣе его словъ, ибо они Вамъ извѣстны.

Прошу Вашихъ св. молитвъ и остаюсь преданный сердечно

Митрополитъ Антоній.       

11 сент. 1926 г.

Примѣчаніе:
[1] Схиархимандритъ Кирикъ, духовникъ Пантелеимонова монастыря на Аѳонѣ. Извѣстенъ своей дѣятельной борьбой съ ересью «имябожниковъ». Какъ опытнаго старца, по совѣту Митр. Антонія, Сербскій Патріархъ Варнава вызвалъ его въ 30-хъ годахъ въ Югославію, въ качествѣ духовника для всего сербскаго духовенства.

Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 194.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.