Церковный календарь
Новости


2017-11-24 / russportal
Икона Божіей Матери Иверская-Мѵроточивая (сказаніе и акаѳистъ) (1995)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 40-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 39-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Кубанцы въ Великой войнѣ (1930)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Привѣтъ Россійской Военной Академіи (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 14-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 13-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Существо Православія и соврем. борьба противъ него (1975)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Въ чемъ истинное Православіе и хранимъ ли мы его? (1975)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 12-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 11-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 38-е (1882)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 37-е (1882)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 10-я (1932)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Главы 8-9 (1932)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Да здравствуетъ Самодержавіе!" (1907)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 24 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Письма Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго къ разнымъ лицамъ.

Письмо № 36. Іеросхимонаху Ѳеодосію.

Всечестной и достолюбезный батюшка о. Ѳеодосій!

Ваше письмо съ любовію и похвалой Вашей ревности я сегодня прочиталъ. Дѣйствительно одно, а м. б. два Вашихъ писанія пропали на почтѣ, такъ что только изъ сегоднешняго письма я уразумѣлъ, что Вы безпокоитесь именно о стилѣ. — Отвѣчаю на прямо поставленный Вами вопросъ. — Вѣдь, въ извѣстныхъ Вамъ 13, 14, 15 правилахъ Двукратнаго Собора говорится объ отдѣленіи себя отъ Епископа или Патріарха послѣ соборнаго его осужденія, а не своимъ собственнымъ судомъ удаляющагося. И то правило (15), которое говоритъ, что достоинъ не осужденія, а похвалы прекратившій съ нимъ связь клирикъ ради нѣкія ереси, осужденныя св. соборами. или отцами (конечно каноническими, коія правила вошли въ Номоканонъ), а притомъ «когда онъ (т. е. предстоятель) проповѣдуетъ ересь всенародно и учитъ оной открыто въ Церкви». — А этого, слава Богу, ни П.(атріархъ) Василій, ни Хризостомъ [1] еще не дѣлали, а напротивъ настаиваютъ на охраненіи прежней Пасхаліи, ибо только она, а не самый Юліанскій стиль ограждена проклятіемъ соборовъ. Правда П.(атріархъ) Іеремія [2] въ 15 вѣкѣ и его преемникъ [3] въ 18 вѣкѣ наложили анаѳему на самый стиль, но это проклятіе 1) касается только его современниковъ и 2) не распространяется на тѣхъ, кто не страшится прервать съ нимъ общенія, чему подвергаются только поругатели канонической пасхаліи, причемъ (это надо замѣтить на всякій случай) главная мысль о днѣ Пасхи заключается въ томъ, чтобы она всѣми христіанами (т. е. православными) совершалась въ одинъ и тотъ же день по всей вселенной. Правда я самъ и мои собратья нисколько не сочувствуемъ новому стилю и модернизму, но просимъ отцовъ Аѳонскихъ не спѣшить сочиненіемъ посланій (Рим. 14). — О готовности нашей пойти на К.(онстантинопольскій) Соборъ [4] не скорбите. Конечно никакого собора и не будетъ, но если и будетъ, и если мы поѣдемъ, какъ попалъ св. Флавіанъ на соб.(оръ) разбойничій, то, конечно, вѣру сохранимъ, а отступниковъ предадимъ анаѳемѣ. Но, пока они не сказали послѣдняго слова, пока вся Церковь на вселенскомъ соборѣ не повторила проклятій Патріарха Іереміи, то надо держаться общенія, дабы самимъ намъ не лишиться спасенія и, оцѣживая комара, не проглотить верблюда.

Прошу, отче святый, Вашихъ молитвъ. Сами знаете у насъ скорбно.

Вашъ доброжелатель

М. Антоній.       

Сегодня узналъ о смерти скорой и мѣстѣ погребенія моего послѣдняго брата Александра (7 сент.). Помолитесь за его душу.

12 окт. 1926 г.

Примѣчанія:
[1] Патріархъ Константинопольскій Василій III вступилъ на престолъ въ 1925 г. Архіепископъ Аѳинскій Хризостомъ (см. сноску письма № 29: [Архіепископъ Хризостомъ (Пападопулосъ), ввелъ новый стиль въ Элладской Церкви въ мартѣ 1924 г.).
[2] Въ 1583 г. Римскій папа Григорій XIII, который перемѣнилъ Юліанскій календарь (старостильный) на Григоріанскій (новостильный), призывалъ Константинопольскаго патріарха Іеремію II послѣдовать его примѣру, въ отвѣтъ на это въ томъ же году въ Константинополѣ былъ созванъ Соборъ православныхъ архіереевъ на которомъ присутствовали патріархи: Константинопольскій Іеремія II, Александрійскій Сильвестръ, Іерусалимскій Софроній и много другихъ епископовъ. Они анаѳематствовали перемѣну пасхаліи и вообще новый стиль: «...кто, слѣдуетъ ново-составленной пасхаліи и новому календарю безбожныхъ папскихъ астрономовъ... анаѳема и да будутъ они отлучены отъ Церкви и отъ собранія вѣрующихъ». Въ письмѣ митр. Антонія ошибочно указанъ 15 вѣкъ.
[3] Очевидно здѣсь ошибка. Не въ 18 вѣкѣ, а въ 19, въ 1848 г. было составлено опредѣленіе 4-хъ Восточныхъ патріарховъ: Анѳима Константинопольскаго, Іероѳея Александрійскаго, Меѳодія Антіохійскаго, и Кирилла Іерусалимскаго и др. 18 епископовъ, подтверждающее постановленія о новомъ стилѣ Константинопольскаго Собора 1583 г.
[4] Въ то время шли приготовленія къ созыву VIII Вселенскаго Собора въ Константинополѣ. Несостоявшійся соборъ грозилъ быть сугубо реформаторскимъ.

Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 194-196.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.