Церковный календарь
Новости


2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4b (1991)
2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4a (1991)
2017-09-21 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 4-я (1993)
2017-09-21 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 3-я (1993)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 3-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 2-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 1-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Глава 10-я (1991)
2017-09-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе на праздникъ Почаевской иконы Божіей Матери (1965)
2017-09-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе на Рождество Пресвятой Богородицы (1965)
2017-09-14 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 2-я (1993)
2017-09-14 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 1-я (1993)
2017-09-14 / russportal
Свт. Игнатій (Брянчаниновъ). Понятіе о ереси и расколѣ (1996)
2017-09-14 / russportal
Свт. Игнатій (Брянчаниновъ). Жизнь схимонаха Ѳеодора (1996)
2017-09-13 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. Краткій обзоръ причинъ, пород. Литовскую церк. унію (1993)
2017-09-13 / russportal
Прот. Михаилъ Польскій. "О почитаніи Пресв. Дѣвы Маріи". Глава 10-я (1987)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 23 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Письма Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго къ разнымъ лицамъ.

Письмо № 37. Іеросхимонаху Ѳеодосію на Карулю.

Всечестный и достолюбезный батюшка, отецъ Ѳеодосій!

Сейчасъ вторично перечиталъ Ваше разумное и строгое письмо. Конечно Вы правы, совершенно правы въ оцѣнкѣ событій измѣненія календаря, а виновники его достойны всякой укоризны, а можетъ быть даже и отлученія. Однако иное дѣло — сужденіе о нихъ, а иное — дерзаніе на прекращеніе церковнаго общенія. Вы ссылаетесь на П.(атріарха) Германа [1], отвѣтственнаго хранителя св. Преданія и современнаго раскольникамъ борца за св. вѣру и Церковь. Ἀκρίβεια конечно на Вашей сторонѣ, но въ рѣшеніи вопроса о продолженіи или прекращеніи общенія должно, не человѣкоугодія ради, но ради слова св. Церкви и согласно волѣ Божіей, явленной черезъ преданія, каноны и примѣры жизни святыхъ, руководиться ὀικονομία. Вотъ почему въ правилѣ 14-15 Двукратнаго Собора упомянуто: «до суда» надъ нарушителями. Вѣроятно, не только дозволено, но и полезно ихъ обличать, проповѣдывать противъ ихъ дѣйствій, но откалываться отъ нихъ не спѣшить, дабы и намъ самимъ не впасть въ судъ діаволь. — Вотъ, напр., болгарская Церковь. Она была отлучена 4-мя патріархами послѣ продолжительнаго обсужденія дѣла [2], а Пр. Ѳеофанъ, Серафимъ [3] и др. продолжаютъ сослуженіе съ ними въ церквахъ: даже Анастасій [4]. Я однако воздерживаюсь, а здѣсь дѣло совершенно иное, хотя и есть смягчающія ихъ, т. е. болгаръ, вину. — Между тѣмъ даже въ книгѣ Правилъ имѣются каноны о томъ, что въ нѣкоторыхъ случаяхъ прерваніе отношеній съ виновникомъ обязательно только для епископовъ, а виноватый долженъ «довольствоваться общеніемъ со своимъ клиромъ», который впрочемъ можетъ оставаться въ общеніи съ прочими епископами (см. Карѳагенскій соб. прав. 87, 98, 147, а объ икономіи вообще Василія Вел. I и Карѳаг. отд.).

Я остаюсь при убѣжденіи, что Вы напрасно терзаете свою совѣсть сомнѣніями о продолженіи общеній съ Конст. Патріархіей, предоставьте это дѣло суду архіереевъ, а пока онъ не состоялся (т. е. м. б. никогда), пребывайте спокойно въ общеніи. Ваше письмо я еще отдамъ на отзывъ проф. Суботицкаго университета С. В. Троицкаго — канониста церковнаго духа. Прошу Вашихъ св. молитвъ.

Любящій Митр. Антоній.       

2 Дек. 1926 г.

Примѣчанія:
[1] Германъ II былъ патріархомъ Константинопольскимъ съ 1222 по 1240 г.г., въ то время когда латиняне владѣли Царьградомъ. Велъ неустанную борьбу съ папскимъ престоломъ. Сохранились его произведенія противъ латинянъ.
[2] Въ 1872 г. Константинопольскій соборъ объявилъ Болгарскую Церковь «схизматиками», за самовольное провозглашеніе автокефаліи. Рѣшеніе этого собора не было единодушнымъ. Сербская, Русская и Іерусалимская Церкви настаивали на мирномъ рѣшеніи вопроса въ пользу болгаръ. Тѣмъ не менѣе «схизма» была провозглашена и Русской Церкви пришлось съ ней считаться, хотя Св. Синодъ сумѣлъ дѣйствовать мудро и, пребывая въ общеніи съ Константинополемъ, предоставлялъ св. мѵро Болгарской Церкви. Въ 1945 г., по причинамъ политическимъ и религіознымъ, Константинопольская и Болгарская Церкви возобновили литургическое общеніе.
[3] Архіеп. Ѳеофанъ Полтавскій и Еп. Серафимъ Богучарскій.
[4] Архіеп. Кишиневскій Анастасій (впослѣдствіи первоіерархъ Р. Заруб. Церкви) въ 1924 г. участвовалъ въ освященіи величественнаго собора св. Александра Невскаго въ Софіи.

Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 196-197.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.