Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Письма Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго къ разнымъ лицамъ.

Письмо № 40. Графу Ю. П. Граббе.

Дорогой Графчикъ Юрій Павловичъ!

Все что Вы пишете вѣрно: но я уже сообщилъ П. С. Лопухину [1], чтобы онъ не печаталъ нашей бесѣды, ибо я долженъ предварит. предложить ее на одобреніе Синода, который м. б. и не одобритъ.

Самочинное сборище отличается отъ раскола тѣмъ, что послѣдній предаетъ проклятію всю Церковь, а себя считаетъ церковью. Такъ было и съ Римомъ въ 1054 году, пока онъ не впалъ окончательно въ ересь. Болгаръ и Парижъ лучше назвать самочиннымъ сборищемъ, ибо и тѣ и другой Церковь не прокляли, а самочинно выдѣлились. Въ частности, Парижъ подлежитъ тому же осужденію, ибо держится за запрещеннаго іерарха. У насъ не было рѣчи (сколько помню) о причащеніи у евлогіанъ, каковое едва ли можно одобрить, но назвать оное пищею демоновъ преждевременно. Справедливо Вы указали, однако, на близость этого движенія къ ереси неоправославія. Печально, что Ник. Ник. [2] все крѣпче отгораживается отъ своего племянника [3], но не раздѣляетъ ли онъ убѣжденія Муравлина [4], что другой его Племянникъ [5] живъ? Тогда и его нельзя осуждать. А Преосв. Серафимъ [6] въ Софіи служилъ уже торжественный молебенъ о здравіи второго Племянника.

Другъ! Процвѣтайте премудростію, возрастомъ и благодатію у Бога и человѣковъ. А Димитрія Михайловича [7] да удостоитъ Господь небеснаго царствія.

Любящій М. Антоній.       

11 фев. 1927 г.

Примѣчанія:
[1] Петръ Сергѣевичъ Лопухинъ, позднѣе помощникъ управляющаго Синодальной Канцеляріей, былъ предсѣдателемъ Серафимовскаго братства въ Бѣлградѣ. Вопросъ шелъ о началѣ евлогіанскаго раскола въ Западной Европѣ и возможномъ его дальнѣйшемъ распространеніи.
[2] Вел. Князь Николай Николаевичъ.
[3] Вел. Князь Кириллъ Владиміровичъ.
[4] Князь Голицынъ-Муравлинъ.
[5] Царь-мученикъ Николай II.
[6] Архіеп. Серафимъ (Соболевъ), Богучарскій.
[7] Графъ Димитрій Михайловичъ Граббе, родной дядя гр. Юрія Павловича.

Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 198-199.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.