Церковный календарь
Новости


2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 20-я (1939)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 19-я (1939)
2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 18-я (1939)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 17-я (1939)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преподобнаго Нифонта (1967)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Тита пресвитера (1967)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Боже, милостивъ буди намъ, грѣшнымъ" (1975)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Слова и рѣчи. Томъ II. (1961-1968). Вступленіе (1975)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 4-я (1991)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 3-я (1991)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Письма Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго къ разнымъ лицамъ.

Письмо № 58. Къ Архіепископу Кентерберійскому лорду Рандолу Давидсону.

Ваше Высокопреосвященство, досточтимый Архипастырь!

Грустно мнѣ было узнать изъ газетъ, что Вы, огорченный отказомъ Парламента принять исправленный въ древнехристіанскомъ духѣ молитвенникъ, заявили о своей отставкѣ и отказались отъ дальнѣйшаго пребыванія во главѣ Англиканской Церкви. Особенно печально было это узнать намъ, православнымъ потому, что мы видѣли, какой большой шагъ сдѣланъ въ исправленномъ молитвенникѣ къ сближенію съ Православной Церковью въ догматическомъ и каноническомъ отношеніи. Впрочемъ такова участь всѣхъ сильныхъ движеній къ истинѣ и вѣчному спасенію. Припомнимъ долголѣтнія неудачи и страданія Св. Аѳанасія Великаго и Св. Кирилла Александрійскаго въ установленіи и защитѣ истинныхъ догматовъ: не только они лично, но и сами Вселенскіе Соборы, ими прославленные, не признавались и подвергались пререканію и осужденію въ теченіе десятковъ лѣтъ. Однако, истина побѣдила и оба эти святые мужа признаны Церковью, какъ непоколебимые столпы истинной вѣры, а воспоминанія о Вселенскихъ Соборахъ, которые они защищали, составили особливые праздники Вселенской Церкви по три раза ежегодно. — Такъ и проектируемая Вашимъ Высокопреосвященствомъ и Вашими единомышленниками епископами благая реформа англиканскаго молитвослова со временемъ одолѣетъ всѣ препятствія протестантизма и явится общепризнаннымъ исповѣданіемъ Англиканской Церкви.

Мы же, участники юбилейныхъ торжествъ въ 1925 году, никогда не забудемъ Вашей отеческой доброты и смиренномудрой простоты любезнаго гостепріимства и свѣтлыхъ церковныхъ надеждъ, подъ вліяніемъ которыхъ англійское духовенство и общество, стряхнувъ съ себя пыль современной суеты, протянули руки и сердца къ святой общехристіанской древности и воскресили въ сердцахъ нашихъ свѣтлое упованіе на воскрешеніе того благодатнаго энтузіазма, которымъ были полны сердца жителей Европы до злосчастнаго 1054 года.

Я не надѣюсь дожить до времени церковнаго соединенія, но будемъ просить Бога, чтобы и къ намъ можно было отнести, хотя въ нѣсколько измѣненномъ смыслѣ, слова Апостола Павла: «всѣ сіи умерли въ вѣрѣ, не получивши обѣтованія, а только издали видѣли оныя, и радовались, и говорили о себѣ, что они странники и пришельцы на землѣ. Посему и мы, имѣя вокругъ себя такое облако свидѣтелей, свергнемъ съ себя всякое бремя и запинающій насъ грѣхъ, и съ терпѣніемъ будемъ проходить предлежащее намъ поприще, взирая на Начальника и Совершителя вѣры Іисуса» (Евр. 11, 13; 12, 1-2).

Старые люди только одною ногою стоятъ на землѣ, а другою въ будущемъ вѣкѣ и бываютъ озабочены не столько тѣмъ, что дѣлается здѣсь сегодня и вчера, но болѣе тѣмъ, что будетъ во времена грядущія и тамъ и здѣсь.

Вашъ преемникъ, какъ слышно, Вашъ единомышленникъ: это великая милость Божія для Васъ и для Церкви.

Ваше Высокопреосвященство, какъ великій Моисей, довели свой народъ до земли Обѣтованной, а онъ пусть введетъ его въ нее, какъ Іисусъ Навинъ.

Вашего Высокопреосвященства преданный собратъ

Митрополитъ Антоній.       

Ноябрь 1928 г.

Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 211-112.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.