Церковный календарь
Новости


2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 20-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 19-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 18-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 17-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 16-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 15-я (1904)
2017-12-14 / russportal
Архіеп. Аверкій. Чего мы еще не потеряли и что должны хранить? (1975)
2017-12-14 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 16-17. (1/14-15/28 ноября) 1922 года
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 14-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 13-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 12-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 11-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 10-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 9-я (1904)
2017-12-13 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ день св. ап. Андрея Первозваннаго (1908)
2017-12-13 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 14-15. (1/14-15/28 октября) 1922 года
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Письма Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго къ разнымъ лицамъ.

Письмо № 80. Къ гр. Ю. П. Граббе.

Дорогой мой Юрій Павловичъ!

Сейчасъ вторично прочиталъ Ваше письмо и непрестанно восхищаюсь Вашею наблюдательностью и сообразительностью. Все-таки Вамъ нужно обзавестись университетскимъ дипломомъ и быть знаменитымъ профессоромъ. Статью Вашего папаши Павла Михайловича въ В. Чтеніи [1] я тоже прочелъ и тоже восхищенъ. Думаю, что только русскіе люди бываютъ такіе талантливые, о чемъ и писалъ еще давно Ѳ. М. Достоевскій.

Вы совершенно справедливо пишете объ о. Кипріанѣ [2], который уже въ семинаріи въ Битолѣ и говорятъ успокоился. Но какъ Вы досмотрѣли заранѣе, что о. Серафимъ Ивановъ, какъ сборщикъ попадетъ на своего конька? Я думалъ совершенно обратное и вотъ еще разъ долженъ преклониться передъ Вашей наблюдательностью. Также все оправдалось что Вы писали о Варшавѣ и иже въ ней живущихъ. Если болящій Владыка Діонисій [3] скончается, то будетъ гораздо хуже для православныхъ.

То же должно сказать и о Палестинскомъ Обществѣ, протяжной и м. б. смертельной болѣзни его учредителя князя Ширинскаго-Шихматова, о чемъ получилъ новыя и не радостныя вѣсти. Также выяснилось недоразумѣніе о кончинѣ Митр. Петра въ совдепіи. Умеръ не мѣстоблюститель М. Петръ Полянскій, а молодой Архіеп. Петръ Звѣревъ, сосланный въ Соловки вмѣстѣ съ прот. Хотовицкимъ, тоже недавно умершимъ. Сейчасъ Ваше письмо перечитываетъ о. Игуменъ Ѳеодосій [4] и тоже восторгается Вашею проницательностью и остроуміемъ.

А я не понялъ изъ Вашего письма гдѣ теперь пребываетъ Вашъ папаша, графъ Павелъ Михайловичъ: неужели все въ такъ несносномъ Бечеѣ. Его умная и сильная статья привела въ бѣшенство глупаго Философова, видимо давно предавшагося или продавшагося большевикамъ, но возразить по существу послѣдній не въ состояніи.

О. Ѳеодосій увѣряетъ меня, что я уже отвѣчалъ на Ваше письмо. Если это вѣрно, то я не жалѣю, ибо бесѣдованіе съ Вами, хотя бы и на бумагѣ, это наслажденіе, и по прочтеніи всякаго Вашего письма хочется повторить слова извѣстнаго авторитета: «продолжайте, намъ пріятно».

А у насъ наклевывается уже 3-я Архіер. хиротонія — о. Архим. Ѳеодосія Самойловича [5] (вѣроятно на святкахъ), котораго просилъ рукоположить для гор. Детройта Арх.(іеп.) Апполинарій. Вѣроятно Вы помните перваго скромнаго блондина лѣтъ 45.

П. С. Лопухинъ по прежнему горитъ ревностью о Христовой славѣ и кажется ни о чемъ житейскомъ не думаетъ. Гоша, т. е. Игорь Трояновъ совершенно развязался съ Имкой и, будучи абсольвентомъ, живетъ уроками и службой въ банкѣ; а евлогіане проникаютъ къ нашему Высочайшему Двору, но получили протекцію только отъ Башмакова, который просилъ меня о примиреніи, обѣщая участіе Государя [6], но получилъ отказъ.

Спасайтесь, цѣлуйте семейство свое.

Любящій М. Антоній.       

10 дек. 1930 г.

Примѣчанія:
[1] Статья въ Воскресномъ Чтеніи ошибочно приписана гр. П. М. На самомъ дѣлѣ, она написана гр. Ю. П.
[2] Кернъ.
[3] Діонисій (Валединскій), митрополитъ Варшавскій. Род. 4 мая 1876 г., въ 1897 г. постриженъ въ монашество, въ 1899 г. посвященъ въ іеромонаха, въ 1900 г. окончилъ Казанскую Дух. Академію, съ 1902 г. ректоръ Холмской семинаріи, въ 1913 г. хиротонисанъ во епископа Кременецкаго, въ 1922 г. возведенъ въ санъ архіепископа Волынскаго. Былъ дѣятельнымъ участникомъ неканоничной Польской автокефаліи. Послѣ убійства митр. Георгія былъ избранъ митроп. Варшавскимъ. Ум. 15 марта 1960 г.
[4] Келейникъ митрополита.
[5] Впослѣдствіи архіепископъ Санъ-Паульскій и Бразильскій. Род. 19 іюня 1884 г. въ семьѣ сельскаго священника. Окончилъ Вильненскую Дух. Семинарію и С.-Петербургскую Дух. Академію. Въ 1912 г. на третьемъ курсѣ Академіи былъ постриженъ въ монахи. Хиротонисанъ во епископа Детройтскаго 8 янв. 1931 г. Проживъ 5 лѣтъ въ Сѣверной Америкѣ, владыка получилъ назначеніе въ Южную Америку, гдѣ онъ съ 1935 г. до самой кончины, послѣдовавшей 29 февраля 1968 г., мирно пасъ свою паству.
[6] Вел. Кн. Кириллъ Владиміровичъ.

Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 232-233.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.