Церковный календарь
Новости


2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 20-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 19-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 18-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 17-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 16-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 15-я (1904)
2017-12-14 / russportal
Архіеп. Аверкій. Чего мы еще не потеряли и что должны хранить? (1975)
2017-12-14 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 16-17. (1/14-15/28 ноября) 1922 года
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 14-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 13-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 12-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 11-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 10-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 9-я (1904)
2017-12-13 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ день св. ап. Андрея Первозваннаго (1908)
2017-12-13 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 14-15. (1/14-15/28 октября) 1922 года
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Письма Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго къ разнымъ лицамъ.

Письмо № 83. Іеросхимонаху Ѳеодосію.

Достолюбезный и достоуважаемый Батюшка Отецъ Ѳеодосій!

Сейчасъ я вторично со вниманіемъ перечиталъ Ваше содержательное и искреннее письмо и желалъ бы его видѣть отпечатаннымъ, но не имѣю на то денежныхъ средствъ, а потому предоставляю сіе младшимъ, ибо долго жить не надѣюсь. Поспѣть за Вашими безчисленными доводами я при своей занятости не могу, хотя остаюсь при убѣжденіи, что тѣ немногія святоотеческія изрѣченія, которыя якобы идутъ въ согласіи съ юридическою теоріей Ансельма и Аквината [1], цѣликомъ воспринятыми П.(етромъ) Могилой [2] и Митр. Филаретомъ [3], могутъ быть 1) истолкованы, какъ метафоры, подобно изреченію Ап. Павла и Петра: «вы куплены дорогою цѣною» (1 Кор. 6, 20) и т. п. 2) оставляютъ въ читателѣ сомнѣнія, какъ и вся юридическая теорія, усвоенная богословіемъ изъ Римскаго и феодальнаго права, почему же тотъ догматъ объ удовлетвореніи, если онъ есть центральный и главный, не имѣетъ ни одного прямого подтвержденія до Лаврентія Зизанія [4], Петра Могилы, а подтверждается только косвенно, какъ Вы пишете, чрезъ зубами притянутыя изреченія позднѣйшихъ временъ. Наконецъ, почему Вы не соблаговолили остановить свое вниманіе на моихъ истолкованіяхъ библ. изреченій — «въ немже вси согрѣшиша», а прямое изреченіе пр. Іереміи противъ наслѣдств. грѣха потомкамъ стараетесь уничтожить его же словами, сказанными по другому поводу, но оставляете ихъ безъ прямого истолкованія?

Вы продолжаете именовать катихизисъ Филарета символическою книгою, но вѣдь М. Ф.(иларетъ) даже перечисленіе книгъ св. Библіи приводитъ иначе чѣмъ оно значится въ одобренной Сѵнодомъ русской Библіи. Теперь вопросъ: она-ли символическая книга или катихизисъ? Вѣдь въ Катихизисѣ Филарета подъ № 11 значится въ числѣ книгъ св. Библіи книга Ездры, или по греческому надписанію кн. Нееміи (изд. 1916 г.), а раскройте Р.(усскую) Библію Сѵнод. изданія и вы увидите: 1) Книга Ездры 2) Книга Ездры 3) Книга Нееміи, которой вовсе нѣтъ въ греческой библіи и у М. Филарета.

Дальнѣйшія ошибки катихизиса М. Филарета изложены мною въ прилагаемыхъ Краткихъ поясненіяхъ допущенныхъ всѣхъ измѣненій въ опытѣ Катихизиса.

Я бы охотно написалъ Вамъ по поводу всѣхъ Вашихъ выписокъ и возраженій, которымъ Вы могли посвятить все свое время на мѣсяцъ-два; но на послѣднее я не имѣю никакой физической возможности, т. е. на завоеваніе мною досуга, мѣсяца и болѣе. Да Вы и не трудитесь писать сжатѣе и не заставить Вамъ меня читать изреченій, давно-давно мнѣ извѣстныхъ и къ дѣлу непричастныхъ. — Если пожелаете я Вамъ вышлю перепечатанную книгу стараго профессора Шмурло «Отношеніе Ватикана къ правосл. Церкви въ 17 вѣкѣ», точнѣе «Римская Курія на Р. правосл. востокѣ въ 1609-1654 годахъ». Тамъ отмѣчена мною стр. (151-161), гдѣ сей предатель нашей вѣры излагаетъ условія своего присоединенія къ римской ереси. Вы пишете: «Крестъ разрушаетъ клятву еtс. не одно-ли и то-же, что страданія І. Х., удовлетворяющія правду Бога?» Совсѣмъ не одно и то-же. Въ изреченіи преп. Ефрема говорится объ умилостивленіи милостиваго Бога, а не объ удовлетвореніи латинскаго монаха, какъ теперь пишутъ въ катихизисахъ.

За всѣмъ тѣмъ остаются нетронутыми Вами, хотя непріятныя для богослововъ схоластиковъ тезисы 1) ученіе объ удовлетвореніи (satіsfасtіоn) и по буквѣ, и по идеѣ отсутствуетъ въ св. Библіи въ св. Преданіи и появляется въ русскомъ богословіи только со временъ Лаврентія Зизанія и Петра Могилы. Если бы это былъ главный догматъ, возможно ли бы было такое дѣло?

Итакъ я не вводилъ новшествъ въ наше богословіе, а стараюсь возвратить его къ старому, т. е. древнему православію. — М. б. вторично я посылаю Вамъ вмѣстѣ съ симъ брошюру: «Краткое изложеніе допущенныхъ въ (моемъ) катихизисѣ измѣненій» (сравн. съ катихизисомъ М. Филарета). Если это вторичное измѣненіе, то прошу прощенія. Но своего душевнаго уваженія и расположенія къ Вамъ конечно не измѣняю и искренно прошу Вашихъ св. молитвъ за грѣшнаго Митрополита Антонія.

16/29 янв. 1931 г.

Примѣчанія:
[1] Латинскіе богословы.
[2] Митрополитъ Кіевскій. Образованіе получилъ на Западѣ, что оставило на его богословскихъ трудахъ сильный латинскій отпечатокъ. Основалъ въ Кіевѣ высшее училище, преобразованное впослѣдствіи въ Кіевскую Дух. Академію. Былъ плодовитымъ дух. писателемъ. Имъ былъ составленъ «Катихизисъ». Скончался въ 1647 г.
[3] Митрополитъ Московскій. 46 лѣтъ управлялъ Московской каѳедрой, оставивъ неизгладимый слѣдъ въ церковной жизни русской древней столицы. Въ 1823 г. онъ составилъ, по порученію Сѵнода, православный Катихизисъ. Въ 1858 г. по его настоянію былъ изданъ русскій переводъ Библіи. Скончался въ 1867 г.
[4] Дѣятель юго-западной Руси въ эпоху Брестской уніи (1596 г.). Извѣстенъ какъ составитель «Катихизиса».

Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 235-237.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.