Церковный календарь
Новости


2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 14-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 13-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 12-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 11-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 10-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 9-я (1904)
2017-12-13 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ день св. ап. Андрея Первозваннаго (1908)
2017-12-13 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 14-15. (1/14-15/28 октября) 1922 года
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 8-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 7-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 6-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 5-я (1904)
2017-12-12 / russportal
Указъ Архіер. Сѵнода РПЦЗ отъ 30 авг. 1938 г. о порядкѣ произнесенія поминовеній
2017-12-12 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 12-13. (1/14-15/28 сентября) 1922 года
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 4-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 3-я (1904)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Письма Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго къ разнымъ лицамъ.

Письмо № 91. Іеросхимонаху Ѳеодосію.

Достолюбезный Батюшка Отецъ Ѳеодосій!

Я бы никогда не позволялъ себѣ рѣзкихъ выраженій по отношенію къ школьному богословію, которое Вы, вопреки приведеннымъ мною доказательствамъ называете ученіемъ церкви (развѣ я рѣшился бы возражать противъ ученія церкви?): а это — не ученіе церкви, а ученіе полулатинской схоластики. Конечно, два-три метафорическихъ выраженія древнихъ, которыя Вы выудили изъ цѣлой горы книгъ, могутъ быть истолкованы съ извѣстными натяжками въ желательномъ Вамъ Филаретовскомъ смыслѣ: но древнее ученіе Церкви не знаетъ ни сатисфакціи, ни др. схоластическихъ измышленій средневѣковыхъ схоластиковъ и слѣдовавшихъ имъ Филарета [1] и Макарія [2]. — Но такова уже логика академическихъ богослововъ что, поставивъ какую-либо мысль въ качествѣ проблемы лишь, они черезъ 2-3 строки выставляютъ ее какъ бы обоснованный тезисъ. Не только прежніе схоластики, но и новаторы дух. званія въ родѣ Е. Е. Голубинскаго [3] держатся той же ненаучной, нецерковной традиціи. Послѣдній напр., выставитъ какой-либо подозрительный вопросъ на обсужденіе читателя, а уже черезъ 2 строки заявляетъ: «необходимо полагать». — Вотъ и мы съ Вами ставимъ вопросъ: какъ учитъ церковь объ искупленіи? а Вы суете мнѣ подъ носъ чрезъ 2 страницы — Ваше толкованіе и т. д., «а ученіе церкви» и т. д. и вмѣсто ученія церкви подсовываете мнѣ ученіе Булгакова [4] и Филарета, заимстоваванныя у католиковъ. — Да, если бы я могъ признать ихъ силлогизмъ ученіемъ Церкви, то я бы безъ всякой критики послѣдовалъ имъ, но я въ 10-й разъ заявляю Вамъ, что возражалъ не противъ ученія Церкви, а противъ извращенія его схоластиками.

Я надѣюсь, что этой схоластикѣ скоро придетъ конецъ и не новое богословіе, какъ его аттестуете, а старое до-Могилянское займетъ мѣсто юридическаго толкованія Божественнаго закона, причемъ, не перетолкованія отдѣльныхъ выраженій, а послѣдовательное точное изложеніе ихъ, т. е. древнихъ учителей Церкви, будетъ преподаваться учащимся и приходящимъ въ храмы Божіи богомольцамъ. — Я конечно до того времени не доживу. Вѣроятно и Вы тоже не доживете, ибо мало кто теперь интересуется ученіемъ вѣры и мои книжки почти никто не читалъ даже изъ профессіональныхъ богослововъ: всѣ заинтересованы только личной выгодой, да сведеніемъ счетовъ, личныхъ и сословныхъ. Но возвращаться къ Петру Могилѣ, Филарету и Макарію скоро не придется: они останутся достояніемъ исторіи. Другое дѣло Преосв. Епископъ Ѳеофанъ Вышинскій: онъ указывалъ центръ религіозной жизни и р.(елигіознаго) мышленія въ области нравственной, разрабатывая главнымъ образомъ понятія покаянія и борьбы со страстями. Предъ ими я благоговѣю. — Я не ставилъ ему въ упрекъ его обличительнаго духа, ибо во-первыхъ, не все исчерпывается у него сообщеніемъ о грѣховности нашей души и о необходимости борьбы съ собой и діаволомъ (конечно въ этомъ ближайшая и главная задача христіанина), а только онъ жилъ и мыслилъ въ туманную Николаевскую эпоху, когда активность мысли и жизни была подавлена приказаніями гражданской власти, и если некогда читать объ удовлетвореніи и отмщеніи, то выявлять новыя начала (т. е. не новыя, а старѣйшія, до-Могилянскія), людямъ и въ голову рѣдко приходило. — Не отрицаю заслуги М. Филарета въ введеніи дух. дисциплины въ жизнь и (неразборч.) распустившагося при Алекс.(андрѣ) I духовенства, но считать его учителемъ Церкви, а его книги символическими не согласенъ.

Прошу Вашихъ св. молитвъ и остаюсь неизмѣнно чтущій Васъ

Митроп. Антоній.       

4 Іюня 1931 г.

Примѣчанія:
[1] Митрополита Московскаго.
[2] Булгаковъ, митрополитъ Московскій (1816-1882). Былъ преподавателемъ Кіевской, а затѣмъ С.-Петербургской Дух. Академій. Съ 1879 г. митрополитъ Московскій. Написалъ много замѣчательныхъ историческихъ и богословскихъ сочиненій: «Догматическое Богословіе», «Исторія Русск. Церкви» въ 13 томахъ. «Введеніе въ Богословіе», «Исторія Кіевской Дух. Академіи» и проч.
[3] Евгеній Евстигнѣевичъ, заслуженный ординар. профессоръ Московской Дух. Академіи и затѣмъ академикъ Академіи Наукъ. Извѣстенъ своими трудами: «Исторія Русской Церкви» 4 тома, «Краткій очеркъ исторіи болгарск., сербск., и румынск. правосл. церквей», «Константинъ и Меѳодій апостолы славянскіе». Сконч. въ глубокой старости въ 1912 г.
[4] Имѣется въ виду митр. Макарій Московскій.

Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 243-244.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.