Церковный календарь
Новости


2017-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 10-я (1961)
2017-10-22 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 5-я (1991)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 20-я (1939)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 19-я (1939)
2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 18-я (1939)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 17-я (1939)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преподобнаго Нифонта (1967)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Тита пресвитера (1967)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Боже, милостивъ буди намъ, грѣшнымъ" (1975)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Слова и рѣчи. Томъ II. (1961-1968). Вступленіе (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Письма Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго къ разнымъ лицамъ.

Письмо № 93. Къ гр. Ю. П. Граббе.

Дорогой мой Юрій Павловичъ!

Вторично перечиталъ Ваше интересное письмо и конечно принужденъ согласиться съ Вашею характеристикой о. Дамаскина и общаго положенія Польской церкви въ настоящемъ и въ возможно скоромъ будущемъ. На случай посылаю Вамъ газеты, которыя вѣроятно у Васъ уже имѣются.

Е.(пископъ) Несторъ [1] просится назадъ къ намъ, а былъ онъ у Евлогія. Съ недавняго времени живетъ въ Харбинѣ и все говоритъ лямуръ, лямуръ: зачѣмъ раздѣленія? должна быть любофъ и любофъ. Будто кто-либо проповѣдуетъ ненависть! Передаю его письмо въ Сѵнодъ.

Подобный типъ есть и у насъ въ лицѣ мальчика князя Шаховского, онъ нынѣ іером. Іоаннъ. Онъ тоже прислалъ мнѣ заявленіе, что переходитъ къ Конст. Патріарху, т. е. значитъ къ Евлогію, но потомъ подъ вліяніемъ увѣщаній разныхъ благоразумныхъ лицъ пріѣхалъ съ повинной, много плакалъ, бросался въ ноги. Думаю, что онъ уже уѣхалъ въ Парижъ, и Господь съ нимъ. Есть свѣдѣнія, будто и Евлогію приходится мириться, да я плохо этому вѣрю. На І.(ером.) Іоанна, т. е. на прочность его раскаянія и обращенія тоже я мало надѣюсь, но это юноша не испорченный, а только пребывающій въ духѣ прелести.

О нѣкоторой раздвоенности въ богословскихъ понятіяхъ Пр. Вл. Діонисія я давно скорблю и даже кажется писалъ Вамъ. Однако мнѣ кажется, что дѣло не въ понятіяхъ, которыми онъ едва ли задавался, а въ практическихъ цѣляхъ. Парижская раздвоенность полезна при его разъѣздахъ по заграницамъ, а разъѣзды полезны, чтобы импонировать на П.(ольское) правительство. Вотъ почему при всемъ несочувствіи этой раздвоенности, я отношусь терпимо къ его поведенію.

Мало я сочувствую Дню русской культуры, но связалъ себя обѣщаніемъ говорить что-то о св. Владимірѣ 15 іюля ст. ст. Я рѣшилъ говорить, т. е. начать рѣчь о извѣстн. стихотв. А. Толстого «Походъ на Корсунь» и еще разъ указать на то, что св. Владиміръ, или поэтъ св. Владиміра, заставляетъ послѣдняго взять новую вѣру вовсе не со стороны ея ритуальнаго характера, но характера моральнаго, т. е. церковнаго устава.

Митроп.(?) Сергій Японскій [2] является теперь прославителемъ Совѣтской власти и Вл. Сергія Страгородскаго. Послѣдняго я не могу выкинуть изъ своего сердца, но С.(ергія) Тихомирова [3] я всегда считалъ мошенникомъ и почти невѣрующимъ.

Посылаю Вамъ «Новое Время», издаваемое на Д. Востокѣ. Опять носятся съ Русской Культурой и какъ я ожидалъ все-таки пріурочиваютъ ее ко дню рожденія Пушкина. Ну и наплевать на эту культуру. Это одно изъ словъ, постоянно повторяемыхъ съ подчеркиваніемъ его какъ и проч. слова давно вытѣснившія у насъ догматы — прогрессъ, цивилизація и т. п.; какъ только предложишь своему собесѣднику объяснить ихъ значеніе, онъ заикается и ничего не скажетъ. Также я поступалъ до революціи, когда говорили, что православіе это мистицизмъ; но никто не брался отвѣтить на мой совершенно наивно выраженный вопросъ: а что такое мистицизмъ.

Въ этихъ случаяхъ хочется просто за носъ дергать подобныхъ собесѣдниковъ, говорящихъ тѣмъ увѣреннѣе, чѣмъ они глупѣе и невѣжественнѣе.

Божіе Вамъ и Вашей семьѣ благословеніе! Когда будете сниматься пришлите мнѣ общую фотографію.

Любящій М. Антоній.       

9 іюня, 1931 г.

Примѣчанія:
[1] Анисимовъ, б. Камчатскій. Рукопол. въ 1916 г. Въ эмиграціи жилъ въ Харбинѣ. Въ 1945 г. перешелъ въ Московскую патріархію и вернулся въ Сов. Россію, гдѣ и скончался. Былъ митрополитомъ Новосибирскимъ.
[2] Тихомировъ, митрополитъ Токійскій и Японскій. Рукопол. 16 ноябр. 1905 г. Умеръ 10 авг. 1945 г.
[3] Т. е. онъ же, митр. Сергій Японскій.

Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 246-247.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.