Церковный календарь
Новости


2018-02-25 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово о Авраамѣ и Исаакѣ (1895)
2018-02-25 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Похвальное слово славнымъ мученикамъ (1895)
2018-02-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 38, на Рождество Спасителя (1844)
2018-02-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 37, на Еванг. слова (Матѳ. 19, 1) (1844)
2018-02-24 / russportal
"Тріодь Постная". Служба во вторникъ 2-й седмицы поста (1864)
2018-02-24 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ понедѣльникъ 2-й седмицы поста (1864)
2018-02-23 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 36, о себѣ самомъ (1844)
2018-02-23 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 35, на память мучениковъ (1844)
2018-02-22 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ 1-ю недѣлю Великаго поста (1864)
2018-02-22 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ субботу 1-й седмицы поста (1864)
2018-02-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 12-е, въ четвертокъ 1-й недѣли поста (1910)
2018-02-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 11-е, въ среду 1-й недѣли поста (1910)
2018-02-21 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 26-я, утѣшеніе больному (1846)
2018-02-21 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 25-я, о милости и судѣ (1846)
2018-02-21 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 34-е, къ пришедшимъ изъ Египта (1844)
2018-02-21 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 33-е, противъ Аріанъ и о самомъ себѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 26 февраля 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Письма Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго къ разнымъ лицамъ.

Письмо № 99. Іеросхимонаху Ѳеодосію.

Воистину воскресе Христосъ!

Радуйтесь! отовсюду слышно, что греки хотятъ возвращаться на старый стиль и тогда Вашимъ недоумѣніямъ конецъ. Конечно я съ Вашими доводами совершенно не согласенъ: остается вопросъ о томъ, что признавать свящ. преданіемъ, и признавая его нарушенія, скажемъ у грековъ, надо ставить другой вопросъ, заслуживаетъ ли такое нарушеніе церк. разобщенія или только вразумленія. Вы, батюшка, на одинъ шагъ отъ впаденія въ прелесть; да оградитъ Васъ Матерь Божія отъ дальнѣйшаго шага. Пишу Вамъ, какъ доброжелательный другъ, да не погубите своего 40 лѣтняго подвига расколомъ съ Церковью на почвѣ в.(нѣшне) условнаго формализма, и притомъ произвольнаго. — Новый стиль для меня противенъ не менѣе Вашего, но еще противнѣе отколъ отъ православія и его іерархіи самолюбивыхъ иноковъ. Однако Богъ дастъ это окончится скоро благополучно побѣдой стараго стиля надъ новымъ. Я на соборъ [1] конечно не приглашенъ. Греки возненавидѣли меня за не сочувствіе ихъ нахальству и даже не упоминаютъ моего имени при перепискѣ о соборныхъ дѣлахъ, имъ предстоящихъ. Я кромѣ самого неодобрительнаго отзыва о новомъ стилѣ ничего не упоминалъ и не желаю вступаться въ это дѣло. Прошу Вашихъ св. молитвъ и остаюсь Вашъ доброжелатель

Митрополитъ Антоній.       

Христосъ воскресе! Привѣтствую Васъ съ праздникомъ свѣтлаго Христова Воскресенія.

18 Апр. 1932 г.

Примѣчаніе:
[1] Имѣется въ виду намѣчавшійся тогда VIII-й Вселенскій соборъ.

Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 251-252.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.