Церковный календарь
Новости


2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 20-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 19-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 18-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 17-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 16-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 15-я (1904)
2017-12-14 / russportal
Архіеп. Аверкій. Чего мы еще не потеряли и что должны хранить? (1975)
2017-12-14 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 16-17. (1/14-15/28 ноября) 1922 года
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 14-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 13-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 12-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 11-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 10-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 9-я (1904)
2017-12-13 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ день св. ап. Андрея Первозваннаго (1908)
2017-12-13 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 14-15. (1/14-15/28 октября) 1922 года
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Письма Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго къ разнымъ лицамъ.

Письмо № 105. Митрополиту Сергію (Страгородскому) [1].

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка!

Въ № 6-мъ журнала «Православіе» я прочиталъ посланіе Ваше къ моему и всей Русской Зарубежной Церкви благодѣтелю, Святѣйшему Патріарху Варнавѣ.

Уже давно я слышалъ о полученіи Его Святѣйшествомъ этого посланія, но такъ какъ онъ не находилъ нужнымъ сообщать мнѣ его содержаніе, я тоже пребывалъ въ молчаніи. Не будучи и до сихъ поръ оффиціально ознакомленъ съ нимъ, не вижу надобности оффиціально на него и реагировать. Но т. к. теперь Вы, не дожидаясь того, какъ поступитъ Его Святѣйшество, опубликовали свое посланіе въ печати, я оказываюсь вынужденнымъ отвѣтить на него хотя бы частнымъ письмомъ къ Вамъ, какъ къ бывшему своему ученику и другу, дабы молчаніе мое не было истолковано Вами, какъ признаніе съ моей стороны неопровержимости Вашихъ искусственныхъ положеній и согласіе на выраженіе лойяльности богоборцамъ, гонителямъ и хулителямъ Св. Христовой Церкви или напротивъ, какъ выраженіе полнаго презрѣнія къ Вамъ, какъ къ богоотступнику.

Вы укоряете заграничную іерархію за то, что она покинула предѣлы Россіи, и говорите, что къ ней не примѣнима аналогія съ переселеніемъ Кипрскаго Архіепископа Іоанна въ Геллеспонтскую область [2].

На укорахъ Вашихъ не буду долго останавливаться: укажите, когда Церковь осудила Аѳанасія Великаго и другихъ Святителей, вынужденныхъ покинуть предѣлы своей Церкви отъ гонителей; укажите, когда осуждены Патріархи Іерусалимскіе и другіе, спасавшіеся въ Царьградѣ отъ агарянъ и тамъ долго пребывавшіе, — тогда Вашъ укоръ будетъ не голословнымъ. Не отъ Васъ и не намъ выслушивать увѣщаніе къ мученичеству, котораго не миновать бы намъ, оставшись на Югѣ Россіи; мы готовы выслушивать и его и многія подобныя укоризны, если заслуживаемъ ихъ, отъ тѣхъ, кто и нынѣ являетъ примѣръ исповѣдничества, а не продалъ, какъ Вы, чистоту вѣры за чечевичную похлебку мнимой свободы, на самомъ же дѣлѣ тягчайшаго и позорнѣйшаго рабства. Впрочемъ намъ, бѣженцамъ, болѣе, чѣмъ укоризны подходитъ ублаженіе Христомъ Спасителемъ: «блаженни изгнани правды ради, яко тѣхъ есть Царство Небесное».

Вы, очевидно, настолько впали въ плѣненіе къ гонителямъ Церкви, что забыли о существованіи бѣлыхъ армій, занимавшихъ большія территоріи, въ предѣлахъ которыхъ мы всѣ находились, организовавъ временное церковное управленіе и благословляя оружіе, поднятое для освобожденія Родины отъ мучителей. По грѣхамъ нашимъ сіе не удалось и, отступая пядь за пядью, мы вынуждены были покинуть предѣлы Юга Россіи съ весьма значительною частью паствы. Если бы Вы видѣли ту флотилію, которая приплыла къ Царьграду, то убѣдились бы въ томъ, что это былъ воистину исходъ, подобный нѣкогда бывшему изъ Кипра. Изъ Крыма спасались всѣ, кто могъ, какъ нѣкогда, вѣдь, и изъ Кипра, разумѣется, не все населеніе уѣхало, а лишь болѣе или менѣе значительная часть его. Тамъ былъ во главѣ Архіепископъ, — здѣсь было все Высшее Церковное Управленіе Юга Россіи. Вселенскій Патріархъ оказалъ намъ такую же братскую помощь, какъ нѣкогда его предшественникъ Архіепископу Іоанну. И съ его согласія наше Церковное Управленіе, находясь въ Константинополѣ, духовно окормляло изгнанниковъ; но такъ какъ паства наша была уже не на Югѣ Россіи, а заграницей, то и переименовалось въ Высшее Церковное Управленіе заграницей. Изъ Константинополя съ согласія Священнаго Собора Сербской Церкви, это Управленіе переселилось въ Сремскіе Карловцы. Безъ всякаго принужденія, само собой, вокругъ этого Церковнаго Управленія, получившаго пріютъ и покровительство Сербской Церкви, объединились всѣ заграничные іерархи.

Отъ Всероссійской церковной власти мы были оторваны и, примѣнительно къ постановленію отъ 7/20 ноября 1920 г. [3] продолжали временно существовать самостоятельно. Въ 1922 году, подъ несомнѣннымъ давленіемъ большевиковъ, Патріархъ Тихонъ прислалъ намъ указъ объ упраздненіи Высшаго Церковнаго Управленія за наши противокоммунистическія выступленія. Постановленіе это, какъ противорѣчащее опредѣленію Всероссійскаго Церковнаго Собора отъ 2/15 августа 1918 года [4], было незаконнымъ, но мы все же подчинились. Высшее Церковное Управленіе, въ которое кромѣ архіереевъ, входили клирики и міряне, мы упразднили, а чтобы паства наша не осталась безъ окормленія, образовали Сѵнодъ и Архіерейскій Соборъ, на началахъ постановленія отъ 7/20 ноября. Тогда налицо были всѣ условія, при которыхъ этимъ постановленіемъ предписывается объединеніе епархій и образованіе Временнаго высшаго церковнаго правительства. Не измѣнились эти условія и теперь, хотя Вамъ и дано право нѣкоторыхъ сношеній съ «лойяльной» эмиграціей. Но уже то, что столько лѣтъ невозможно избрать Патріарха, что митрополиты Петръ и Кириллъ и многіе Архипастыри въ ссылкахъ и заточеніяхъ, что Вы вопреки всѣмъ канонамъ единолично назначили Сѵнодъ и единолично налагаете прещенія на іерарховъ, даже старѣйшихъ, — развѣ не свидѣтельствуетъ о томъ, что Церковь лишена свободы. Можетъ ли архіерей эмигрантъ пріѣхать съ докладомъ къ Мѣстоблюстителю Патріаршаго Престола или даже къ Вамъ? Уже по этому мы не могли подчиняться Вамъ даже, если бы не заслужилъ осужденія Вашъ союзъ съ антихристовою властью и не былъ незаконнымъ назначенный Вами Сѵнодъ. Вы не въ правѣ отмѣнить въ отношеніи насъ дѣйствіе постановленія отъ 7/20 ноября 1920 года, ибо оно вынесено Святѣйшимъ Патріархомъ, Священнымъ Сѵнодомъ и Высшимъ Церковнымъ Совѣтомъ — учрежденіями несомнѣнными по своей законности и постоянными, а не временными. Пусть коммунисты выпустятъ всѣхъ архіереевъ, пусть дадутъ полную и дѣйствительную свободу Церкви, пусть создадутъ условія, при которыхъ сношенія были бы нормальными, чтобы поѣздка въ Россію каждаго изъ насъ не была связана съ угрозой вѣрной мучительной смерти въ застѣнкахъ Г.П.У. и мы могли принять участіе въ Соборѣ, тогда, можетъ быть минуетъ надобность во временномъ самостоятельномъ существованіи Заграничной Церкви и мы отдали бы всѣ свои дѣянія за истекшіе годы на судъ свободнаго Всероссійскаго Собора. Вы же и Вашъ Сѵнодъ не вправѣ судить насъ, хотя бы уже потому, что для суда надъ Соборомъ областнымъ, надо Соборъ бóльшій, т. е. въ данномъ случаѣ Всероссійскій, да и сами Вы подлежите суду за свое самоуправство и союзъ съ безбожниками.

Мнѣ странно было читать въ Вашемъ посланіи, въ качествѣ «каноническаго» возраженія противъ законности нашего положенія ссылку на то, что мы не смогли удержать въ единеніи съ собой митрополита Евлогія. Вы сами пишете: «Эмигранты, группирующіеся въ церковномъ отношеніи около митрополита Евлогія, не хотѣли больше подчиняться Карловацкому Управленію. Какъ люди мало церковные и мало сознающіе значеніе церковныхъ принциповъ (подчеркнуто мною М. А.) они съ легкимъ сердцемъ пошли на расколъ сначала съ Карловцами. Чтобы спасти свое церковное положеніе, митрополитъ Евлогій попытался возстановить свою непосредственную зависимость отъ нашей Патріархіи. Но для политиковъ и эта зависимость оказалась стѣснительной, и они со столь же легкимъ сердцемъ пошли на расколъ и съ Патріархіей».

Митрополитъ Евлогій отпадалъ и отъ насъ и отъ Васъ. Отъ насъ по приведеннымъ Вами основаніямъ, — отъ Васъ потому, что взялъ на себя невыполнимыя заграницей обязательства. Но если Вы единеніе съ нимъ считаете показателемъ прочности «канонической системы», хотя послѣ данной Вами характеристики его группѣ это было бы нелѣпо, то примѣръ этотъ съ одинаковостью можетъ свидѣтельствовать о томъ, что Ваша собственная «система канонически оставалась зданіемъ на пескѣ». Неужели Вамъ нужно объяснять, что такіе расколы происходятъ только отъ маловѣрія или даже полнаго невѣрія въ Церковь, а совсѣмъ не отъ «непрочности» канонической системы. Вѣдь ни у кого изъ насъ нѣтъ принудительной силы, чтобы заставить непокорныхъ подчиняться. Было ли сомнѣніе въ каноничности Патріарха Тихона? — А сколько отпадало отъ него и Вы сами одно время были въ числѣ раскольниковъ. Теперь отъ Васъ меньше отколовъ, ибо на всѣхъ непокорныхъ Вамъ Вы поставили клеймо контръ-революціонеровъ и ГПУ расправляется съ ними по тюрьмамъ и въ Сибирской ссылкѣ. У насъ же заграницей, при полной свободѣ, можно удержать въ единеніи съ Церковію лишь того, кто имѣетъ совѣсть и кто вѣренъ своей архіерейской присягѣ. Нѣтъ, Владыко, не внѣшними успѣхами и не числомъ приверженцевъ измѣряется каноническая правда.

Что касается Васъ, то съ нами раздѣляетъ Васъ то, что Вы въ желаніи обезпечить безопасное существованіе церковному центру, постарались соединить свѣтъ съ тьмой. Вы впали въ искушеніе, сущность котораго раскрыта въ св. Евангеліи. Нѣкогда духъ зла пытался и Самого Сына Божія увлечь картиной внѣшняго легкаго успѣха, поставивъ условіемъ поклоненіе ему, сыну погибели. Вы не взяли примѣръ со Христа, св. мучениковъ и исповѣдниковъ, отвергшихъ такой компромиссъ, а поклонились исконному врагу нашего спасенія, когда, ради призрачнаго успѣха, ради сохраненія внѣшней организаціи, заявили, что радости безбожной власти — Ваши радости и что враги ея — Ваши враги. Вы даже постарались развѣнчать мучениковъ и исповѣдниковъ послѣднихъ (въ томъ числѣ и себя, ибо мнѣ извѣстно, что одно время и Вы являли твердость и были въ заключеніи), утверждая, будто бы они терпятъ темничное заключеніе, изгнаніе и пытки не за имя Христово, а какъ контръ-революціонеры. Вы этимъ возвели на нихъ хулу. Вы унизили ихъ подвигъ, расхолодили тѣхъ, кто можетъ быть пріобщился бы къ лику мучениковъ за вѣру. Вы отлучили себя отъ цвѣта и украшенія Русской Церкви. Въ этомъ ни я ни мои заграничные собратья никогда не послѣдуемъ за Вами. Еще въ 1927 году, видя, что Вы впали не только тѣломъ, но и душою въ плѣнъ къ безбожникамъ, нашъ Соборъ постановилъ:

1) Заграничная часть Всероссійской Церкви должна прекратить административныя сношенія съ Московской церковной властью въ виду порабощенія ея безбожной совѣтской властью, лишающей ее свободы въ своихъ волеизъявленіяхъ и каноническаго управленія Церковію.

2) Чтобы освободить нашу іерархію отъ отвѣтственности за непризнаніе совѣтской власти заграничной частью нашей Церкви, впредь до возстановленія нормальныхъ сношеній съ Россіей и до освобожденія нашей Церкви отъ гоненій безбожной совѣтской власти, Заграничная часть нашей Церкви должна управляться сама, согласно священнымъ канонамъ, опредѣленіемъ Священнаго Собора Всероссійской Помѣстной Православной Церкви 1917-1918 г.г. и постановленіемъ Свят. Патріарха Тихона, Священнаго Сѵнода и Высшаго Совѣта отъ 7/20 ноября 1920 г., при помощи Архіерейскаго Сѵнода и Собора Епископовъ, подъ предсѣдательствомъ Кіевскаго митрополита Антонія.

3) Заграничная часть Русской Церкви почитаетъ себя неразрывною, духовно-единою вѣтвью Великой Русской Церкви. Она не отдѣляетъ себя отъ своей Матери Церкви и не считаетъ себя автокефальною. Она по прежнему считаетъ своею главою Патріаршаго Мѣстоблюстителя Митрополита Петра и возноситъ его имя за богослуженіями.

4) Если послѣдуетъ постановленіе митрополита Сергія и его Сѵнода объ исключеніи заграничныхъ епископовъ и клириковъ, не пожелающихъ дать подписку о вѣрности Совѣтскому правительству, изъ состава Московскаго Патріархата, то такое постановленіе будетъ неканоническимъ.

5) Рѣшительно отвергнуть предложеніе митрополита Сергія и его Сѵнода дать подписку о вѣрности совѣтскому правительству, какъ неканоническое и весьма вредное для Святой Церкви какъ въ Россіи, такъ и заграницей (Окр. посланіе отъ 27 авг. / 9 сент. 1927 г.).

Мы, свободные епископы Русской Церкви, не хотимъ перемирія съ сатаной. Хотя Вы и стараетесь затуманить вопросъ, называя наше враждебное отношеніе къ большевикамъ только политикой, между тѣмъ, какъ мы вѣруемъ, что борьба съ ними «брань не противъ крови и плоти, но противъ начальствъ, противъ властителей, противъ міроправителей тьмы вѣка сего, противъ духовъ злобы поднебесной» (Еф. 6, 12).

Мы не имѣемъ никакого общенія съ заключенными въ Россіи православными архипастырями, пастырями и мірянами кромѣ того, что молимся о нихъ, но знаемъ, что они страдаютъ именно за вѣру, хотя гонители и обвиняютъ ихъ въ чуждыхъ имъ государственныхъ преступленіяхъ, какъ любили дѣлать это враги христіанъ и въ древнѣйшія времена. Но и древніе мученики и ихъ собратья хорошо знали, что когда ихъ жгли якобы за поджогъ Рима, то на самомъ дѣлѣ это «міроправитель вѣка сего» гналъ ихъ за то, что они остаются вѣрны Спасителю. Ничто такъ не возвѣщаетъ и не укрѣпляетъ Церковь, какъ мученичество, хотя бы она такимъ образомъ лишилась и своего Предстоятеля. Для Васъ крестный путь представляется теперь безуміемъ подобно тому, какъ и современнымъ Апостоламъ эллинамъ (1 Кор. 1, 23). Всѣ силы свои направляете Вы къ тому, чтобы жить въ мирѣ съ хулителями Христовыми, гонителями Церкви Его и Вы даже помогаете имъ, добиваясь отъ насъ изъявленія лойяльности и ставя клеймо контръ-революціонеровъ на тѣхъ, кто ничѣмъ не провинился предъ совѣтской властью кромѣ твердости въ вѣрѣ.

Умоляю Васъ, какъ б. ученика и друга своего: освободитесь отъ этого соблазна, отрекитесь во всеуслышаніе отъ всей той лжи, которую вложили въ Ваши уста Тучковъ и др. враги Церкви, не остановитесь передъ вѣроятными мученіями. Если сподобитесь мученическаго вѣнца, то Церковь земная и Церковь небесная сольются въ прославленіи Вашего мужества и укрѣпившаго Васъ Господа, а если останетесь на томъ пространномъ пути, ведущемъ въ погибель (Мѳ. 7, 13), на которомъ стоите нынѣ, то онъ безславно приведетъ Васъ на дно адово и Церковь до конца своего земного существованія не забудетъ Вашего предательства.

Объ этомъ я мыслю всегда, когда взираю на подаренную мнѣ Вами 20 лѣтъ тому назадъ панагію Владимірской Божіей Матери съ выгравированной надписью: «Дорогому учителю и другу». Дальнѣйшія слова этой надписи отмѣчены Вами такъ: «Дадите намъ отъ елеа вашего, яко свѣтильницы наши угасаютъ» (Мѳ. 25, 2).

Вотъ мы предлагаемъ Вамъ спасительный елей вѣры и вѣрности Св. Церкви, не отвергайте же его, а возсоединитесь съ нею, какъ въ 1922 году, когда Вы торжественно заявили Патріарху Тихону свое раскаяніе въ бывшемъ колебаніи Вашей вѣрности. Не отвергайте же дружескаго призыва сердечно любившаго Васъ и продолжающаго любить

Митрополитъ Антоній.       

6 Мая 1933 года.

Отвѣта на это письмо не послѣдовало.

Примѣчанія:
[1] Родился въ 1867 г. Въ 1890 г. окончилъ С.-Петербургскую Дух. Академію, въ кот. учился въ бытность въ ней доцентомъ владыки Антонія. Въ 1890 г. постриженъ въ монахи и рукоположенъ. По окончаніи Академіи былъ назначенъ членомъ Русской Дух. Миссіи въ Японіи. Въ 1893 г. назначенъ инспекторомъ Московской Дух. Академіи, въ бытность въ ней ректоромъ владыки Антонія, въ 1894 г. назначенъ настоятелемъ посольской церкви въ Аѳинахъ, въ 1901 г. сталъ ректоромъ С.-Петербургской Дух. Академіи, въ томъ же году хиротонисанъ во епископа Ямбургскаго, съ 1905 г. архіепископъ Финляндскій, съ 1911 г. членъ Св. Сѵнода, при Врем. Правительствѣ предсѣдательствовалъ въ Сѵнодѣ. Въ митрополиты возведенъ на Всероссійскомъ Соборѣ. Одно время примкнулъ къ живоцерковникамъ, но потомъ раскаялся и возвратился къ Патріарху Тихону. Былъ въ заключеніи, въ самый разгаръ гоненій былъ выпущенъ на свободу и опубликовалъ свою печальной памяти «Декларацію». При содѣйствіи совѣтской власти въ 1943 г. былъ избранъ въ патріархи. Скончался въ 1944 г.
[2] 39 правило VI-го Вселенскаго собора гласитъ: «Понеже братъ и сослужитель нашъ Іоаннъ, предстоятель острова Кипра, купно со своимъ народомъ, по причинѣ варварскихъ нашествій,... изъ упомянутаго острова переселился въ Гелиспонтскую область,... то мы постановляемъ, да будутъ сохранены неизмѣнными преимущества, данныя престолу выше наименованнаго мужа, отъ Богоносныхъ отецъ, во Ефесѣ нѣкогда собравшихся... Боголюбезнѣйшій Епископъ да начальствуетъ надъ всѣми Епископами Гелеспонтской области, и да будетъ поставляемъ отъ своихъ Епископовъ, по древнему обычаю. Ибо и Богоносные отцы наши разсудили, да будутъ соблюдаемы обычаи каждыя Церкви, и Епископъ града Кизическаго подчиняется предстоятелю реченнаго Іустиніанополя, по примѣру всѣхъ прочихъ Епископовъ, подвластныхъ вышереченному, Боголюбезнѣйшему предстоятелю Іоанну: отъ котораго, когда потребно будетъ, и самаго Кизика града Епископъ да поставляется».
[3] Имѣется въ виду патріаршій указъ № 362, которымъ предписывалось епископамъ, по разнымъ причинамъ потерявшимъ связь съ церк. центромъ, организовать свое церковное управленіе подъ главенствомъ старѣйшаго іерарха.
[4] Имѣется въ виду опредѣленіе Собора о признаніи недѣйствительнымъ лишеніе сана священнослужителей по политическимъ мотивамъ.

Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 258-264.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.